Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:49, реферат
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
4 .Ведущие факторы развития
Психогенные
5.Научная концепция освоения опыта
Интериоризаторская , развивающая
6.Ориентация на личностные сферы и структуры
1)СЭН –сфера эстетическо–нравственныхх качеств,
2)СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
7.Характер содержания и структуры
Светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.
8.Вид социально- педагогической деятельности
Социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая
9.Тип управления социально- воспитательным процессом
Программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьюторного управления
10.Преобладающие методы
Творческие, диалогические (интерактивные), деятельностные, саморазвития, мультимедиа
11.Организационные формы
Альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные
12.Преобладающие средства
Действенно-практические, продуктивные.
13.Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий
Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельностный, личностно-ориентированный, арттехнологии.
14.Направление модернизации воспитательной системы.
Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспита тельных функций, самовоспитания.
15. Категория объектов
Все категории с диффенренциацией по уровню, по интересам [5, c.21].
Целевые ориентации.
1 уровень - цели государственной образовательной политики,которые
определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010года:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);
- формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационнно-образовательное пространство);
- разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.
2 уровень - региональные социально- воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей:
Главная - создание единого воспитательного пространства, где налицо социально- педагогические условия:
Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.
Интеграция ресурсов среды для оптимального использования ее воспитательного потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.
Сформированность и развитие системы социального партнерства.
Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.
Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.
Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.
3 уровень - цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития:
Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.
Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.
Развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.
Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.
Включение школьников в современные формы хозяйствования ( участие в создании технических и коммерческих проектов).
Организация культурно-досуговой деятельности в воспитывающей среде социально- педагогического комплекса «Внешкольник».
4 уровень - цели как планируемые результаты развития личности школьника, отражающиеся в модели личности выпускников школы.
На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентностного подхода:
Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.
Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.
Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.
Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист [5, c.23].
Основу содержания воспитания составляют: общее образование, основы социальной и культурной компетенции.
Воспитание творит культуру личности человека: культуру как общечеловеческий феномен; культуру личности как некоторую целостность; субъектный опыт личности как совокупность личных ценностей.
В процессе воспитания происходит овладение культурой общества, ее духовными ценностями
В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслима духовно развитая личность. Содержание базовой культуры возможно представить приоритетными направлениями (О.С. Газман):
– культура жизненного самоопределения;
– культура семейных отношений;
– культура труда и экономическая культура;
– политическая, демократическая и правовая культура;
– интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
– экологическая культура;
– художественная культура;
– физическая культура.
Ядром культуры личности является ее духовность- способность к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни.
Усвоение и освоение культуры, общечеловеческих ценностей, выстраивание отношений с окружающим миром и реализация себя в этой системе формируют структуру субъектного опыта личности (Е.В.Бондаревская).
Результаты воспитания при реализации традиционного подхода к организации процесса оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявляемого на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям [4, c.18].
С точки зрения личностно ориентированного подхода это не соответствует самому духу воспитания, направленного на свободное саморазвитие. Самоактуализацию природных задатков, способностей, духовного потенциала ребенка, и потому является недопустимым.
Воспитательные технологии и формы воспитательных мероприятий
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
-по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
-по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
-по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
-по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;
- по подходу к ребёнку:
Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
-способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание;
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.
Трудовые КТД (пример:»Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
СТАДИИ КТД (по методике И.П. ИВАНОВА)
Стадии
Педагогическое целеполагание
Методы, формы деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя (1стадия)
-Для чего?
-С какой целью?
-Кто может помочь?
-Кому быть организатором?
«Нацеливающие» воспитательные мероприятия:
-«стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ
-размышление, убеждение на собственном опыте.
Коллективное планирование.
(2 стадия)
-Какие дела проведём?
-На радость и пользу кому?
-Где лучше проводить?
-С кем лучше проводить?
Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление.
Творческий поиск: открытая дискуссия, деловая игра, пробуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием)
Выборы «совета дела».
Подготовка дела.
(3 стадия)
-Как развивать положительные качества ребят?
-Как преодолевать отрицательные качества ребят?
-Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
-Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение.
Уточнение проекта КТД.
Проведение дела.
(4 стадия)
-Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?
-Как увлечь воспитанников личным примером?
-Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
-Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
Познавательные КТД. Художественные КТД.
Спортивные КТД.
Формы: эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.
Подведение итогов .(5 стадия)
-Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
-Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?
-Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
Товарищеский разбор. Сборы –«огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. деловой спор.
Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.
Ближайшие последствия.
(6 стадия)
-Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?
-Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?
-Как научить учащихся осуществлять собственные решения?
Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах Перспектива. Взаимопомощь.
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Групповую проблемную работу можно отнести к ситуативной технологии воспитания – они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.