Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 22:30, реферат
Николай Иванович Пирогов прославился не только как выдающийся хирург и общественный деятель, он оставил заметный след в развитии российского народного образования и отечественной научной педагогики. Активная деятельность Н.И. Пирогова в сфере народного образования охватывает в общей сложности не менее десяти лет.
Введение……………………………………….. стр. 1
- Биография
Педагогические взгляды, идеи и цели…………стр. 2-6
- статья « Вопросы жизни»
- основные положения педагогической системы
- педагогические взгляды
- телесные наказания
- система народного образования
Заключение ………….………………………….. стр. 7
Список литературы………………………………стр. 8
- Биография
- статья « Вопросы жизни»
- основные положения
- педагогические взгляды
- телесные наказания
- система народного образования
Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки
нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство
школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение и другие.
И так в этом реферате я постараюсь раскрыть его педагогические идеи, их значение и цели.
Но сначала, немного биографии Н.И. Пирогова.
Николай Иванович родился в 1810 году в Москве в семье военного казначея. Четырнадцатилетним мальчиком поступил на медицинский факультет Московского университета. Получив диплом, ещё несколько лет учился за границей. К профессорской деятельности Пирогов готовился в Профессорском институте при Дерптском университете. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в возрасте всего лишь двадцати шести лет был избран профессором Дерптского университета. Через несколько лет Пирогов был приглашён в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им Клиникой госпитальной хирургии.
В 1847 году Пирогов уехал в действующую армию на Кавказ, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы.
В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной
просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной
“сестер милосердия”.
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, отражающая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание
общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании,
сделала имя автора широко известным.
Выдающий ученый, гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов из своей более чем полувековой научной и общественной деятельности образовательному поприщу посвятил менее пяти лет. Но этого хватило, чтобы его имя заняло неотъемлемое место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования. Сейчас, когда в российском образовании вновь самое серьезное внимание обращено к вопросам духовно-нравственного воспитания, идеи и взгляды педагога-гуманиста приобретают особую актуальность. Складывается убежденность, что, наконец-то, наступает время Пирогова.
Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова так и следует
начать со статьи “Вопросы жизни”.
Это была первая педагогическая работа Пирогова.
В статье “Вопросы жизни” Н. И. Пирогов резко выступил против
сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую
стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего
образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования
идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к
общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным
кругозором.
В классической статье «Вопросы жизни» Пирогов рассмотрел фундаментальные проблемы воспитания. Он показал нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Пирогов считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Казалось бы, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе ,и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания ,полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”
По сути уже в своем знаменитом эпиграфе к «Вопросам жизни» он сформулировал направленность своих педагогических устремлений. Именно воспитание человека выступало основной целью всей его педагогической деятельности, определяло идеальную конструкцию образовательного процесса. Здесь он напрямую следовал указанию Бога «ищи быть и будь человеком».
Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова
Изучение педагогических сочинений, биографических и
автобиографических данных, оставленных нам Пироговым , показывает, что
на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную
идею: боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и
стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время. Целостная страта философии образования, разработанной Н.И. Пироговым, носила ярко выраженный религиозный характер, но в особом, присущем Пирогову общечеловеческом виде.
Так же можно выделить и основные педагогические взгляды Пирогова.
Пирогов считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Он указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.
Критика сословного профессионального образования: Пирогов выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям.
Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.
Телесные наказания: Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания. В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребёнка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Рабское повиновение формирует натуру порочную, ищущую возмездия за свои унижения. Н. И. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребёнка, а воспитывающего его. Осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имели положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены.
Система народного образования по Н. И. Пирогову: