Педагогический опыт формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить подходы к определению понятия «информационная культура», выявить существенные признаки понятия «информационная культура личности»;
- охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
- раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
- описать опыт использования метода проекта при формировании информационной культуры младших школьников.

Содержание

Введение_______________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры младших школьников
1.1 Подходы к определению понятия
«информационная культура»____________________________5
1.2 Проектная деятельность младших школьников. Метод проекта: понятие, виды, этапы и правила реализации _______________12
Глава 2. Педагогический опыт формирования
информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности
2.1 Описание работы учителя по формированию информационной культуры младших школьников средствами проектов_______________25
2.2. Результативность работы над формированием информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности__32
Список литературы_______________________________________43

Вложенные файлы: 1 файл

Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры.docx

— 86.49 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками(энциклопедии, книги и интернет). Обучающиеся, выполняли проект: нужно было найти в различных источниках определение транспорта, подобрать информацию о различных его видах, фотографии, картинки. Первая группа готовила информацию о воздушном транспорте; вторая группа – о водном; третья – о наземном; четвертая– о специальном; пятая – о пассажирском; шестая – о грузовом. Дети делились тем, что им удалось найти самостоятельно.

На четвертом этапе, полученная информация обрабатывалась и оформлялась в виде презентации (Приложение 2). Школьники защищали проект, каждый ту часть, которую он выполнял сам. Далее мы вместе обсуждали результат и оценивали. В ходе итоговой беседы с детьми, смогли увидеть реакцию на готовый проект и выяснили, что детям было интересно самим получать новые знания. На следующем уроке дети проявили высокий уровень знаний по теме, в рамках которой был реализован проект.

Данный проект способствовал формированию информационной культуры, так как дети самостоятельно искали, выбирали и обрабатывали информацию, пользовались компьютером и интернетом.

Проект «Рассказ о слове»

Урок русского языка 3 класс (Приложение 4)

Цель:  обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся; умение работать с разными словарями; составление словарной статьи о слове; подготовка презентации.

По продолжительности это – мини-проект, по содержанию – информационный, по количеству участников - индивидуальный.

Подготовительный этап проходит на уроке по теме "Слово и его лексическое значение". Проект позволяет пополнить знания учащихся о словарной системе языка, обогатить их лексический запас и научить правильно пользоваться лексическим богатством русского языка, позволяет создать научную базу для изучения языка художественных произведений на уроках литературы и для учёта межпредметных связей русского языка, а главное работа над проектом пробуждает интерес учащихся к слову и его значению. Всё это позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, делать обобщения, высказывать собственное мнение. Данный проект, прежде всего, призван показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы. По завершении работы над проектом учащиеся усваивают определения изученных лексикологических понятий, умеют находить в предложениях и в текстах изученные лексические явления (синонимия, антонимия и т.д.), обосновывают зависимость употребления слов от разных условий их использования в речи (эмоционально-экспрессивная окраска и т.п.), что даёт возможность значительно обогатить словарный запас учащихся в целом. Задается как домашнее задание. Защита проходит в виде презентации.

 

 

 

 

Проект «Волшебные сказки»

Урок литературного чтения 3 класс (приложение 5)

Цель проекта: исследовать сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка бурка», «Иван царевич и Серый волк»; изучить особенности волшебных сказок; сочинить собственную сказку. По продолжительности это –среднесрочный, по содержанию –творческий, по количеству участников - индивидуальный.

Результат проекта - книга «Волшебных сказок 3 «Б» класса»

С помощью проекта «Волшебные сказки» мы еще раз с детьми перечитаем любимые сказки, обратим внимание на важность в жизни таких ценностей, как любовь, добро, мудрость, милосердие, взаимопомощь, уважение, честность и др.

Сначала проводилось анкетирование детей, в ходе чего выяснилось, что дети читают волшебные сказки, знают их героев, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло.

Для своего исследования  выбрали сказки из учебника литературного чтения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка бурка», «Иван царевич и Серый волк»

В ходе исследования выяснили, что у каждой сказки есть начало: Жили - были … В любой из этих сказок есть запрет на что – либо. Как правило, идёт нарушение запрета: попил водицы из копытца; Иван царевич нарушал наказы Серого Волка

Рано  или поздно происходит отлучка героя из дома: Алёнушка с Иванушкой отправились на работу; Иван царевич отправился за пером.

Обязательно имеется злой персонаж. Например, Баба – Яга. Если вспомнить другие сказки: Змей Горыныч, Лихо одноглазое, Кащей Бессмертный, злой Царь.

Далее дети замечают, что каждый герой проходит ряд испытаний, чтобы вернуться домой к своей прежней жизни. Обычно таких испытаний бывает три.

В какой – то момент появляется герой - помощник, который дарит волшебные предметы или помогает сам пройти герою испытания. Герои – помощники: Добрый молодец; Конёк – горбунок, Серый Волк.

В конце – концов, отрицательный герой несёт наказание. Положительный герой возвращается домой, встречается с близкими. И живут они долго и счастливо.

Таким образом, дети делают вывод: у сказки есть определённая структура:

Начало.

Запрет, обращённый к герою

Нарушение запрета

Отлучка героя из дома

Вредительство злого персонажа

Испытание

Появление героя – помощника

Наказание отрицательного персонажа

Счастливый конец

Необходимо помнить о том, что сказка несёт какой – то поучительный урок для маленького читателя, а нередко и для взрослых!

Теперь дети знаю примерную схему простой волшебной сказки и пробуют сочинить свою.

Таким образом, в ходе организации проектной деятельности в начальной школе, мы увидели, что метод проекта способствует формированию умений и навыков работы с информацией, что составляет компонент информационной культуры младших школьников.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Метод проектов выступает основной технологической единицей проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Обучающиеся должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Вышесказанное подтверждает потенциалы использования проектной деятельности в формировании информационной культуры обучающихся.

Организация проектной деятельности младших школьников в ходе практики подтвердила ее возможности в формировании информационной культуры, представленные в теоретических положениях исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результативность работы над формированием информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [22; 8-10].

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников.

В разделе 2.1.1. «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» примерной ООП НОО зафиксировано, что «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью … освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [21; 42].

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)» примерной ООП начального общего образования: «Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях…» [20; 44].

Высокие темпы информатизации общества определили выделение программы формирования ИКТ-компетентности в отдельную подпрограмму формирования универсальных учебных, представленную в примерной ООП НОО.

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника [21; 108].

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности определяет что, решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках над предметной программы по формированию универсальных учебных действий [21; 108-109]:

При освоении личностных действий ведётся формирование: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; создание простых гипермедиа сообщений; построение простейших моделей объектов и процессов.

Информация о работе Педагогический опыт формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности