Педагогический опыт формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить подходы к определению понятия «информационная культура», выявить существенные признаки понятия «информационная культура личности»;
- охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;
- раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;
- описать опыт использования метода проекта при формировании информационной культуры младших школьников.

Содержание

Введение_______________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры младших школьников
1.1 Подходы к определению понятия
«информационная культура»____________________________5
1.2 Проектная деятельность младших школьников. Метод проекта: понятие, виды, этапы и правила реализации _______________12
Глава 2. Педагогический опыт формирования
информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности
2.1 Описание работы учителя по формированию информационной культуры младших школьников средствами проектов_______________25
2.2. Результативность работы над формированием информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности__32
Список литературы_______________________________________43

Вложенные файлы: 1 файл

Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры.docx

— 86.49 Кб (Скачать файл)

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются: обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает следующие разделы: знакомство со средствами ИКТ; запись, фиксация информации; создание текстов с помощью компьютера; создание графических сообщений; редактирование сообщений; создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся; создание структурированных сообщений; представление и обработка данных; поиск информации; коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

Основное содержание подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Отмечается важность того, что формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности должно быть непосредственно увязано с его применением [21; 111].

В подпрограмме представлен примерный вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

««Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ» [21; 111-113].

Таким образом, задача формирования информационной культуры младших школьников находит отражение в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной общеобразовательной программы НОО.

Изучение теоретических основ формирования информационной культуры младших школьников показало, что существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». Информационная культура анализируется с точки зрения исторического подхода, с философских позиций, в контексте её значения для существования и развития общества. Информационная культура рассматривается в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе; изучается с педагогической точки зрения.

Таким образом информационная культура понимается как разносторонние умения и навыки поиска и использования человеком нужной информации для решения теоретических и практических задач. Для этого необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциация информации; выделение значимой информации; выработка критериев оценки информации; а так же умение производить информацию и использовать ее.

В ходе моей работы над проектами учащиеся моего класса научились находить материал по теме исследования в разных источниках: книгах, Интернете, музее, выполнять такие доступные им методы исследования, как наблюдение, знакомство с кино- и телефильмами по теме своего исследования. На этапе самостоятельных раздумий учащиеся работали по следующему плану:  
1) Что я знаю об этом? 
2) Какие суждения я могу высказать по этому поводу? 
3) Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Работая с различными материалами, учащиеся научились выделять из текста основные понятия, выстраивать по порядку основные идеи, предлагать свои примеры, сравнения и сопоставления, делать выводы и умозаключения, готовить устный и письменный текст сообщения. Пробуют составлять и защищать презентации. 

Заключение

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Анализ определений, приведенных в различных источниках, позволил выделить две сущностные составляющие понятия «информационная культура личности» – это знания, умения и навыки эффективного поиска информации, и ее использование(анализ, дифференциация, структурирование, отбор, синтез и др.) для решения теоретических и практических задач.

В моем исследовании информационная культура личности понимается как разносторонние умения и навыки поиска и использования человеком нужной информации для решения теоретических и практических задач. Для этого необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциация информации; выделение значимой информации; выработка критериев оценки информации; а так же умение производить информацию и использовать ее.

Одной из задач, было изучить на практике возможности проектной деятельности в формирования информационной культуры младших школьников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа),т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.

Реализация проектов предполагала поиск информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработку, презентацию; работу на компьютере в различных программах, что способствовало формированию информационной культуры младших школьников.

Изучение проблемы использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников в дальнейшем может быть реализовано в следующих направлениях: приемы и методы обучения проектной деятельности младших школьников; разработка проблемного поля для проектов по каждому из учебных предметов в начальной школе; изучение способов мотивации участников проекта; разработка критериев и показателей сформированности информационной культуры младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С. Г. Антонова. −Спб.: Высшее образование России, 1994. − 243 с.

2. Генедина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Генедина. − М.: Просвещение, 2002. − 337 c.

3. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках /О.К. Громова. − М: Профессия, 2009. − 312с.

4. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов. − М.: ACADEMA,1994. − 193c.

5. Кириленко А. В. Основы информационной культуры: учебное пособие / А.В.Кириленко. − М, 2008. − 156 с.

6.  Кнюшенко С. М. Формирование информационной культуры личности педагога / С.М. Кнюшенко. −М: Эйдос, 2005. − 324 с.

7. Культурология.XX век. Энциклопедия. – Режим доступа: www.philosophy.ru/edu/ref/enc/

8. Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика / Л.Н. Макарова. − М.: Знание, 2003.− 174 с.

9. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. −112 с.

10. Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О.Н.Мяэотс.− М.: Чистые пруды, 2005. − 32 с.

11. Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры / Ю. А. Новоковшонов. − М:Народное образование, 2003. − 123 с.

12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. −110с.

13. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С.Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

14. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.

15. Проектны езадачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

16.  Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. − М.: Политиздат,1991. − 287 с.

17.  СоколоваТ. Е. Информационная культура младших школьников, как педагогическая проблема /Т. Е. Соколова. − Самара: Фёдоров, 2002. − 327 с.

18.  Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А.Стародубова. − Режим доступа: pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93

19. Шеховцева Е. Ю. Информационная культурацивилизации на пороге следующего тысячелетия: aилософия,культура и современность / Е. Ю. Шеховцева. − Саратов: EWDI,2000. − 238 с.

Информация о работе Педагогический опыт формирования информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности