Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:09, контрольная работа
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Введение.......................................................................................................................3
1. Педагогическое общение........................................................................................6
2. Классификация стилей педагогического общения...............................................8
3. Диалог и монолог в педагогическом общении...................................................11
4. Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении..........................................................................................15
5. Профессионально-важные качества педагогического общения.......................17
Заключение.................................................................................................................19
Список использованной литературы.......................................................................20
4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5) умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
9) владение искусством педагогиче
10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
Средства повышения эффективности воздействия:
- "приспособления" - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
- "пристройки или достройки" - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога
- усиление воздействия
через: повышение голоса в
В условиях импровизации (в следствии возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
1) Естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
2) Напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
3) Преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации ("не заметить");
4) Непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
5) Эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять или скрывать свои чувства;
6) Неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.
Заключение
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация
этих средств и способов общения,
стихийно складывается индивидуальный
стиль общения, субъективно удобный,
но не всегда профессионально оптимальный,
так как воспитатель не уделяет
должного внимания анализу целесообразности
используемых средств и способов
деятельности с точки зрения требований
деятельности. Чем раньше педагог
осознает необходимость формирования
своего стиля, тем больше окажется возможностей
для формирования позитивного стиля,
тем эффективнее будет
Список использованной литературы:
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И. А. Зимняя // - 3-е изд., пересмотр. - М.: МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с.
2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.[Текст] / В.А. Кан-Калик// - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // - СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с: (Серия «Мастера психологии»).
4. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина / - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
5. Столяренко,Л.Д. Педагогическое общение [Текст] / Л.Д. Столяренко// Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - C. 238-247.