Подвижные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Краткое описание

Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды.

Содержание

Введение.
1 Определение и значение подвижных игр.
2 Классификация подвижных игр.
3 Структура подвижных игр.
4 Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

подвижные игры.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

   Подвижные игры детей младшего возраста часто  сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы — веселые ребята» и др.).

  Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.  

4.   Методика  проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

         Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

  Сбор  детей на игру.   Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры забавы.

  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут. В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

  Собирать  детей надо быстро (1—2 мин), потому что  всякая задержка снижает интерес к игре.

  Создание  интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

  Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

  В младшей  группе все объяснения делаются, как  правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

  Успешное  проведение игры во многом зависит  от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо, с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

  В играх  с детьми младшего возраста воспитатель  сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя..

В старшей  группе сначала объясняют игру, затем  распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где ость элемент соревнования .

  Разметить площадку для игры можно заранее  либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

  Проведение  игры и руководство  ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

  Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой/ Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

  Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

  Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

  Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз , вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

  Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «лбвишка» быстро поймал одних, а - другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. 
 
 
 
 

  Практическая часть. 

«Цветные автомобили

  Материал. Флажки 3 цветов или круги, кольца (по числу участников и еще по одному флажку каждого цвета).

  Ход игры. Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке флажки тех же цветов.

  Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, начинают бегать по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются и возвращаются на место. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель заменяет цветовой сигнал словесным («выезжают синие автомобили», «синие автомобили возвращаются домой»).Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

  Потом воспитатель поднимает все три флажка вместе, и тогда на площадку выезжают все «автомобили». 
 
 
 

  Заключение.

  Таким образом преимущество подвижных игр заключается в том, что они вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия, радости. Желание дольше участвовать в игре, добиться успеха способствует сохранению интереса на более продолжительное время, заставляет внимательнее относиться к перемещению водящего и играющих, ориентироваться на площади, действовать самому как можно лучше, не нарушая правил.

 Складывающиеся  в подвижных играх ситуации характеризуются большим разнообразием, что позволяет педагогу использовать их для формирования социального поведения. Успешное решение задач физического воспитания и развитие общественного поведения связаны у дошкольников с двигательной активностью, проявлением самостоятельности и самоорганизации. Важнейший мотив переключения внимания ребенка на действия сверстника — оценка результатов выполнения двигательной задачи. Когда в поле зрения играющих попадает удачное выполнение задания каким-либо участником, их поведение начинает меняться. В совместной деятельности проявляется потребность дошкольников в самовыражении и самоутверждении.

 Для формирования дружеских взаимоотношений каждый ребенок должен усвоить правила, обязательные для соблюдения всеми участниками игры. Это позволит избежать возникновения конфликтов в самостоятельной детской двигательной деятельности. Осознание значимости действий по правилам приводит к тому, что дети не только сами руководствуются ими, но и требуют строгого их выполнения со стороны всех играющих, и нередко делают это с применением физической силы. 

  Список  литературы.

  1. Аркин. Е. А.  Дошкольный возраст. Изд. 5-е. М.,  1948.
  2. Осокина. Т. И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.  М., «Просвещение», 1978.
  3. Степаненкова. Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работ с детьми 2-7 лет –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Хухлаева. Д. В.  Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Просвещение,  1984.
  5. Научно-практический журнал/Инструктор по физкультуре  2008,  №1.

Информация о работе Подвижные игры