Положение учителя в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:15, контрольная работа

Краткое описание

Учитель – одна из древнейших профессий на земле. Практика обучения и воспитания детей в специальных учреждениях – школах возникла в глубоком прошлом.
В настоящее время происходит неуклонный рост числа людей, занятых обучением и воспитанием детей.
Современный учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком.

Содержание

Введение
1. Роль учителя в современном обществе.
2. Условия труда современного учителя.
3. Учительство как профессиональная группа.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр по педагогике.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОДОНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮФУ

в г. Волгодонске

 

Контрольная работа

 

на тему  «Положение учителя в современном российском обществе»

 

по дисциплине «Педагогика: введение в педагогическую культуру» 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                      Студент 2   курса

                                                                                       ОЗО формы обучения

                                                                                       направления 

                                                                                       «Педагогическое

                                                                                       Образование: Физическая культура»

                                           Кардач А.А.

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                                        к.п.н., доцент

                                                                                        Алифиренко О.В.

                                                  

Волгодонск 2014

 
План 
Введение 
1. Роль учителя в современном обществе.  
2. Условия труда современного учителя.  
3. Учительство как профессиональная группа. 
Заключение 
Список литературы

Введение 
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

В основу государственной  политики Российской Федерации в  области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании». В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. Выполнение этой задачи должен осуществить Учитель– одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. В системе общественного образования учителя являются государственными служащими. Обладая таким статусом, учитель имеет право на пенсионное и страховое обеспечение. На него распространяются правила найма и увольнения государственного служащего. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. 
Цель работы: рассмотреть личность учителя в современном обществе и школе. 
Задачи:

  1. Выявить роль учителя в современном обществе и школе.
  2. Выделить условия труда современного учителя.
  3. Рассмотреть учительство как профессиональную группу.
  4. Роль учителя в современном обществе 

На протяжении своей долгой истории учительская профессия  менялась в количественном и качественном отношении. Она всё более дифференцировалась, и в ней появлялись учителя  для разных типов образовательных учреждений, различных уровней общеобразовательных школ. 
Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.  
Ян Амос Коменский, чешский мыслитель 17-го века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. Для выполнения своих ответственных функций «садовника», «образователя» людей учитель должен обладать высокими человеческими качествами. По мнению Жан Жака Руссо, он «более, чем человек». Ему должны принадлежать лучшие качества – человечность, справедливость, искренность, бескорыстие, уважение к тем, кого воспитывает, образованность, ясность речи, стремление к самосовершенствованию.  
При разработке «Закона для учителей» Ян Амос Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим». Учителя, отвечающие высоким требованиям на протяжении веков, были мощным и даже решающим фактором в формировании своих питомцев. Известны высказывания великих людей – поэтов, писателей, художников, учёных – о роли, которую сыграли учителя в их жизни и творчестве. Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная технологизация учебного процесса. Школы заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой, компьютерами, интеракционными системами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания. 
Судить о месте учителя в обществе, о его статусе я могу на примере трех поколений.

Моя бабушка были сельским учителем, завучем, директором школы в течение 45 лет. Своим теплом, душевной щедростью она согревала и вела коллектив к новым творческим достижениям. По наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. К профессии учителя с раннего детства  была приобщена ее старшая дочь, моя мама. Из поколения в поколение члены нашей семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Окончив Волгодонской педагогический колледж, пришла работать в школу и моя тетя. Уже третий год я продолжаю учительскую династию, общий педагогический стаж которой составляет 92 года.

Учителя нашей династии преподавали  и преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность  к себе и желание отдавать сердце детям. Все они относятся к  своей деятельности не как к работе, а как к служению, а служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам  и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как  и любовь,  не знает выходных дней. Во все времена выбирают профессию учителя только те, у  которых открытая душа, творческое мышление, любящие детей, профессионалы своего дела.   Учительство – это огромный мир, который может увлечь человека на многие года

Как можно оценить престиж  профессии «Учитель» в наше время? В последние годы престиж нашей профессии  снижался и только сейчас  намечается положительная динамика.

 В многочисленных законах  и проектах реорганизации школьного образования, приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная фигура в школе». 
Международная конференция по образованию, в качестве одного из главных принципов развития образования записала: «Каковы бы ни были изменения в системе образования, связь между учителем и учащимися остаётся в центре процесса образования» [1]. 
В последние десятилетия заметно изменился квалификационный уровень учительства. Выявилась чёткая тенденция подготовки учителей для всех типов школ в высших учебных заведениях в течение 4 – 5 лет.  
Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру. 
Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения. 
Нравственно-ценностный облик учителя – это человеческая модель, на которую ориентируются учащиеся. 

  1. Условия труда современного учителя.

Труд учителя по многофункциональности, разнообразию видов деятельности, нервному и физическому напряжению не имеет  себе равных. Правда, степень этого  напряжения различна в разных школах. Постоянное улучшение условий труда  учителя, и в первую очередь создания в школах атмосферы безопасности и дисциплины, - одна из важнейших  задач школьной политики государства, озабоченного сохранением и приумножением  учительского кадрового потенциала.  
Многофункциональная и разнообразная деятельность учителя может быть сведена к трём основным видам труда:

  • преподавания предмета и подготовка к нему;
  • работа с учащимися во внеклассное время;
  • работа с родителями и общественностью.

Наиболее видимым для  общества и высоко оцениваемым компонентом  учительского труда является преподавания предмета. Сюда входят разные виды деятельности; организация урока; подготовка к  нему; руководство самостоятельной  работой учащихся, консультации; проведение дополнительных занятий с учениками; проверка их письменных работ; методические совещания; посещение уроков своих  коллег; ведение учебной документации и т.д. 
Количество уроков в неделю выступает обычно главным показателем рабочей нагрузки учителя. Однако, как отмечалось, работа учителя не сводится только к преподаванию, которое само по себе включает множество видов деятельности и требует, по подсчётам специалистов, более 40 часов в неделю. Учитель выполняет большой объём работы, связанный с воспитанием учащихся во внеурочное время и общением с родителями. 
В большинстве случаев учитель является классным руководителем и проводит классные часы, помогает учащимся в организации концертов, походов, экскурсий, посещает с ними музеи, театры, руководит кружками, клубами, беседует с учащимися в группе и индивидуально. В дополнение к этому учителя регулярно проводят родительские собрания, посещают семьи, консультируют родителей, встречаются с представителями общественности. 
Как свидетельствует практика, учителя еще выполняют многочисленные обязанности, не связанные с их профессиональным статусом: сбор денег с учащихся на завтраки, дежурство во время перемен в рекреационных местах, контроль за дисциплиной в школьной столовой, изготовление наглядных пособий и т.п. 
Таким образом, день учителя в высшей степени насыщен разнообразными видами деятельности, а по продолжительности и умственному и нервному напряжению он может быть приравнен к рабочему дню руководителей фирмы или научного работника. 
Перегруженность различными обязанностями, большая наполняемость классов отрицательно сказываются на работе учителя, снижают её эффективность. Для разгрузки учителя ввводятся помощники учителей, которые берут на себя менее квалифицированные обязанности (подготовка учебных пособий; контроль за кабинетами физики, химии и др.; дежурство во время перемен и т.д.). Расширяется и состав специалистов, работающих в школе (психологи, социальные работники, и др.), которые, без сомнения, облегчают нелёгкий труд учителя. 
Помогают учителю и родители: организация экскурсий и походов учащихся, руководство  кружками, работа с отстающими в учёбе, ремонт  аппаратуры и др. Огромная нервная напряжённость, которая характерна для работы учителя, требует хорошего морально-психологического климата в учительском коллективе. Одно из важнейших условий эффективной работы педагогов – доброжелательное отношения между коллегами, справедливость и порядочность руководителей школы, их умение создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это, без сомнения, требует особой системы отбора руководителей школ и их подготовки.  
Зарплата учителя имеет первостепенное значение при характеристике условий труда. От этого во многом зависит престиж учителя в обществе, а, следовательно, качество и результативность его работы. К сожалению, во всём мире оплата учительского труда не адекватна его общественной значимости и профессиональной сложности. Однако уровень неадекватности различен. В ряде восточных стран (Южная Корея, Япония) зарплата учителя примерно равна зарплате правительственных чиновников, что в значительной степени определяет её престижность в обществе и привлекает в школу учителей мужчин. Сравнительно высокой является зарплата преподавателей в элитных академических школах Западной Европы и ряде стран Африки и Азии, где среднее образование развивалось по образцу бывших стран-метрополий. 
В нашей стране, как и в большинстве стран, зарплата учителя далеко отстаёт от заработка других специалистов с высшим образованием (инженер, врач, юрист и т.д.).  
Значительное отставание зарплаты учителей от других профессий, требующих высшего образования, влечёт за собой много негативных явлений (отток талантливых людей из школы, снижение профессионального уровня учительства, отсутствие уважения к учителю в обществе), снижающих качество работы в школе. 
 

  1. Учитель как профессиональная группа.

«Учитель держит в своих  руках ключ к будущему». Эта метафора широко известна и часто цитируется. Действительно, учителя, формируя ум и  душу молодёжи, во многом определяют развитие и будущее, как каждой страны, так  и всего человечества. 
Заметный рост численности учителей, осознание ими ответственности, необходимость отстаивать права на достойные условия труда и жизни вызвали в последние десятилетия тенденцию к объединению учительства как у нас в России, так и на  международном уровне. 
Во многих странах учителя объединены в профсоюзы: в Великобритании – Национальный союз учителей; в России – профсоюз работников образования и науки; в США – Американская федерация учителей и т.д.  
Национальные профсоюзы и другие учительские объединения входят в состав международных организаций, наиболее крупная и влиятельная из которых — Международная федерация учителей. Кроме профсоюзов, сосредоточенных в основном на вопросах условий труда учителей, оплаты, найма и увольнений имеется большое число педагогических ассоциаций, союзов, обществ, объединений, занятых проблемами сугубо профессиональной деятельности.  
Педагогические объединения выступают инициаторами разработки различных проектов и рекомендаций по обновлению образования, повышению его качества. Они организуют семинары, тренинги, мастерские, чтобы помочь учителям овладеть передовыми методами и повысить эффективность своего труда. К сожалению, и в конце 20-го века учитель рассматривается как государственный служащий, обязанный работать в соответствии с инструкциями, положениями, распоряжениями, установленными правительственными чиновниками. Школа и учитель находятся под прессом многослойного бюрократического аппарата (местные, региональные, национальные управления, департаменты, министерства), который жестко регулирует деятельность школы, диктует, как работать учителю, и наказывает за нарушение инструкций.  
Одна из главных целей профессионально-педагогических объединений — добиться профессиональной свободы учителя. Учитель как профессионал имеет право сам определять, исходя из анализа конкретной учебной ситуации, способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения. Большое распространение в связи с этим получила идея вовлечения учителя в управление школой. Функции учителя не ограничиваются стенами класса. Как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности школы в целом. В школах существуют педагогические советы, которые обсуждают и принимают решения по коренным вопросам работы школы. В практику входят также проблемные группы учителей, инновационные комиссии, которые вносят предложения, способствующие повышению качества работы школы.  
В свете идеи «учитель — разработчик решений» меняется представление о роли и функциях директора школы. Директор — это не должность, которая позволяет ему стоять над коллективом, утверждают многие авторы моделей школы 21-го века. Он — лидер, который обладает качествами, необходимыми для стимулирования инициативы, активности, новаторства учителей.  
Расширение и усложнение функций и задач школы в деле обучения и воспитания детей и молодежи в современную эпоху усилили поиски более тесных и действенных связей между учительством и родителями. За долгую историю у школы и семьи сложилась определенная практика взаимодействия. В школах имеются родительские комитеты (советы), попечительские советы, которые помогают учителю в его работе с детьми.  
Однако этой практики уже недостаточно. Эффективность школьного образования зависит во многом от развития новых отношений между учителем и родителями его учеников и другими лицами и организациями в обществе» [2]. Эта идея отражается ныне как одна из ведущих в правительственных документах, определяющих развитие образования в 21- ом веке.  
Учителя и родители партнеры. Этот принцип лежит в основе обновления практики взаимоотношений семьи и школы. Для повышения педагогической культуры родителей имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, курсы). В помощь родителям издаются журналы, популярные книги по психологии и педагогике, проводятся теле- и радиопередачи по актуальным вопросам воспитания детей.  
Знание учителем особенностей жизни в семье каждого ученика, тесная связь с родителями, привлечение их к работе в школе и классе, повышение педагогической культуры отцов и матерей — непременные условия результативной работы современного учителя.  
Современное учительство в своей массе, - это специалисты с высшим и средним специальным образованием, социально-активная профессиональная группа, которой принадлежит всевозрастающая роль в социально-экономическом прогрессе общества. Что бы поднять престижность учительской профессии во многих странах введены Дни учителя (с 1994 г. ЮНЕСКО объявило 5 октября Международным днем учителя), учителя награждаются правительственными наградами, проводятся конкурсы «Лучший учитель года» и т.п.  
Однако социальный статус учителя в современном обществе далеко отстает от той значимости, которую учительская профессия имеет для будущего страны. Единственный реальный путь обеспечить высокий социальный статус учительства — создать условия труда и поднять уровень его оплаты в соответствии с умственными, нервными, физическими нагрузками учителя и первостепенной важностью его деятельности для благополучия и прогресса каждой страны и мира в целом. 
Заключение 
Учитель – одна из древнейших профессий на земле. Практика обучения и воспитания детей в специальных учреждениях – школах возникла в глубоком прошлом. 
В настоящее время происходит неуклонный рост числа людей, занятых обучением и воспитанием детей.  
Современный учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. 
Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения. 
Труд учителя не имеет себе равных. 
Учительство как профессиональная группа весьма демократично по своему составу, политической и общественной ориентации. 
Список литературы

Информация о работе Положение учителя в современном российском обществе