Понятие «социальная инфраструктура». Роль развитости инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Социальная инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг. Социальная инфраструктура является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обуславливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая кр Метод. и техн. раб..doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие «социальная инфраструктура». Роль развитости инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности.

 

 

 

Социальная  инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Социальная  инфраструктура является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обуславливает  эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства) уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятельности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.

Неотъемлемой  частью социальной инфраструктуры, возникшей  и активно развивающейся в  последние годы, являются неправительственные  организации и учреждения благотворительной  и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Существуют  различные подходы к вопросу  внутреннего строения и классификации  составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три  функционально-целевых блока:

  • Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  • Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);
  • Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены  целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему  гармоничному развитию личности. К  наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

  • Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;
  • Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;
  • Эффективное использование трудовых ресурсов;
  • Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;
  • Улучшение и сохранение физического здоровья населения;
  • Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью  функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитость  инфраструктуры дает больше возможностей для реализации профессиональной  деятельности социального педагога. 

Таким образом, социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, службах социальной защиты, правоохранительных, административно-территориальных органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления.

 

 

 

 

 

2. Особенности институционального и территориального подхода в организации социально-педагогической деятельности. Определить какой из подходов преобладает в нашем регионе.

 

 

В практике организации  социально - педагогической деятельности доминируют два принципа структурирования: институциональный и территориальный.

Наиболее экономичным  и гуманным является территориальный  подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком  подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

Территориальный подход дает возможность:

  1. Точнее определить функции отделов, служб, учреждений, наделить их соответствующими правами, обеспечить совместную ответственность;
  2. Объединить специалистов разного профиля и необходимой квалификации, установить им рациональную нагрузку для более глубокой проработки межведомственных проблем, облегчить клиентам возможность пользоваться услугами специалистов;
  3. Установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования, выбора форм и методов помощи, обмена опытом, повышения квалификации специалистов;
  4. Четко выделить основные направления социальной помощи несовершеннолетним и объединить все силы данной территории на решение ключевой проблемы;
  5. Усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат своей деятельности, устранить несогласованность и дублирование.

Реализовать территориальный  подход можно путем увеличения числа  специалистов, работающих на данной территории, а также создания межведомственных центров, выполняющих социально-педагогическую функции.

При очевидных  достоинствах территориального подхода  в отечественной социально-педагогической практике преобладает институциональный, предполагающий разделение учреждений социального профиля по ведомственному признаку.

Проанализировав особенности институционального и территориального подходов в организации социально-педагогической деятельности, можно сделать вывод, что с нашем регионе больше преобладает территориальный подход.

 

 

 

 

 

 

 

3. Аргументы, доказывающие необходимость введения должности социального педагога в учреждениях культуры и спорта.

 

 

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства  Министерства культуры и спорта Российской Федерации в настоящее время  практически не представлена. Вместе с тем очевидна необходимость культивирования социально-педагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан.

Для детей и  подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей. Из задач социального воспитания следует, что досуг должен:

  • Доставлять радость и удовлетворение, развивать социальные отношения (семья, друзья, общество), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;
  • Дать возможность для реализации общественной заинтересованности, для участия в общественной жизни;
  • Способствовать развитию собственной инициативы, самоопределению.

Одна из практикуемых форм деятельности социального педагога в микрорайоне - это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства, создание различных объединений для совместного времяпрепровождения в выходные дни: походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.

Так, например, этапы деятельности социального  педагога - организатора физкультурно-массовой оздоровительной работы в микрорайоне:

1 этап - социологический анализ микрорайона, предусматривающий выявление неблагополучных семей, подростков с девиантным поведением; оценка состояний спортивных сооружений. В течение определенного времени педагогу-организатору необходимо побывать в местах массовых игр детей, выяснить в личной беседе их отношение к физической культуре, к техническому творчеству.

2 этап - ознакомительные беседы с директорами школ, воспитателями дошкольных учреждений, учителями физической культуры, воспитателями внешкольной и внеклассной работы, с администрацией спортивных сооружений; работниками общественных организаций, милицией и т.д. Все это позволит решить первостепенную задачу - создание актива и общественного совета. На заседаниях совета рассматриваются и решаются разнообразные вопросы: планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, открытие секций и кружков, проведение соревнований и спортивных праздников, строительство игровых площадок и контроль за состоянием уже имеющихся и др. В своей работе педагог-организатор должен опираться на домоуправления, районные комитеты по физической культуре и другие организации.

3 этап - создание по месту жительства физкультурного коллектива. Агитационно-пропагандистская работа социального педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства имеет большое воспитательное значение. Формами агитационно-пропагандистской работы может быть наглядная агитация (плакаты, уголок физической культуры); просмотр научно-популярных и художественных фильмов, телепередач с последующим обсуждением, физкультурные праздники, спортивные соревнования и конкурсы, а также лекции, диспуты, консультации для детей и взрослых по вопросам физической культуры и спорта.

Таким образом, деятельность социального педагога представляет собой систему координированных действий, направленных на комплексное  осуществление задач социального  воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона.

Все выше сказанное, может являться аргументами, доказывающими, что должность социального педагога необходима в учреждениях культуры и спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Возможности социально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и спорта.

 

 

 

В современных  условиях развития общества внешкольные  учреждения выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения.

Одной из функций социального педагога является организаторская функция – организация общественной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры и спорта предполагает:

  1. Развитие социо-культурной среды, координация действий различных учреждений культуры;
  2. Организация семейного отдыха, занятий спортом;
  3. Возрождение народных традиций и культуры;
  4. Организация совместного отдыха различных поколений;
  5. Обустройство среды жителей данной местности.

Социальный педагог по организации культурно-досуговой работе, обеспечивает полезное проведение детьми и молодежью свободного времени, духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства, организацию и проведение конкурсов, фестивалей, концертов, олимпиад, семинаров, выставок, кинопросмотров, спортивных соревнований, туристических походов, экспедиций, обеспечение работы библиотек, оздоровительных групп, танцевальных площадок, спортивных секций.

В сфере физической культуры и спорта его деятельность направлена на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей и молодежи, посредством организации занятий по общефизической подготовке, по различным видам спорта, туристских, краеведческих походов и экскурсий, военно-спортивных игр.

Информация о работе Понятие «социальная инфраструктура». Роль развитости инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности