Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 11:43, курсовая работа
Задачи написания курсовой:
1. Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания?
2. Рассмотрение общих приемов воспитания. Общая классификация методов воспитания.
3. Определить основные методы формирования сознания личности и кратко охарактеризовать их.
4. Какие существуют методы организации деятельности и для чего они нужны? Краткая характеристика методов организации деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………....3
I Глава
Понятие о методах воспитания и их системе……………………………………………...…..4
II Глава
2.1 Методы воспитания. Их классификации…………………………………………………..9
2.2. Методы формирования сознания личности……………………………………………...10
2.3. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения……………....13
2.4. Методы стимулирования поведения и деятельности……………………………………16
2.5 Методы контроля и самоконтроля в воспитании……………………………………...…19
III Глава
Понятие о приемах воспитания……………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………………….....24
Список литературы……………………………………………………………………..……...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Глава
Понятие о методах воспитания
и их системе……………………………………………...…..
II Глава
2.1 Методы воспитания. Их
классификации……………………………………………
2.2. Методы формирования
сознания личности…………………………………
2.3. Методы организации
деятельности и опыта
2.4. Методы стимулирования
поведения и деятельности………………
2.5 Методы контроля и
самоконтроля в воспитании……………
III Глава
Понятие о приемах воспитания…………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двойное предвосхищение: "знаю чего хочу получить, знаю и как этого достичь". Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.
Следовательно, метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.
По количеству методов не может быть ни много, ни мало - ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.
Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Если нам известны факторы воспитания, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности.
Я выбрала эту тему, так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
Задачи написания курсовой:
1. Понятие методов воспитания.
Какая существует система
2. Рассмотрение общих приемов воспитания. Общая классификация методов воспитания.
3. Определить основные
методы формирования сознания
личности и кратко
4. Какие существуют методы
организации деятельности и
I Глава
Понятие о методах воспитания и их системе.
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, определяя метод в педагогике, чаще всего было принято следовать его переводу на русский язык в значениях либо "способ", либо "путь" достижения целей, соответственно обучения, если речь велась о дидактических методах, или воспитания, если подразумевалось нравственное, умственное, эстетическое и т.п. образование или формирование человека, ребенка как личности.
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.».
Как видим, понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не желает ясным данное понятие. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.
Так, для формирования такой
характеристики личности, как мировоззрение
и общественная направленность, необходимо
включать ее в познавательную и разнообразную
общественную деятельность. Только в
процессе познавательной и практической
деятельности формируются патриотизм,
трудолюбие и другие качества. Все
это, естественно, требует от педагога
хорошего владения способами и приемами
организации учебно-
Однако для формирования
отношений личности весьма существенным
является то, чтобы педагог, организуя
деятельность, учащихся, умело использовал
такие способы и приемы воспитания,
которые стимулировали бы их стремление
(потребности) к личностному развитию.
Способствовали бы формированию их сознаний
(знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию
поведения волевой сферы и
которые в своей совокупности
создают предпосылки для
С этой же целью используются
положительные примеры
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.
Таковы важнейшие способы
и приемы воспитательной работы, которые
используются в процессе формирования
у учащихся отношений (личностных качеств)
и которые выступают как методы
воспитания. С этой точки зрения
под методами воспитания следует
понимать совокупность специфических
способов и приемов воспитательной
работы, которые используются в процессе
организации разнообразной
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.
Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания, используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.
Но как же сложилась в педагогике эта система методов и средств воспитания?
Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма. Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.
Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит - специально предназначенный для этого журнал.
В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.
Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "'.
В противоположность
Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы активно формируем у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.
Немало сделано в
этом направлении в нашей
Не менее важным было то, что большинством наших педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании, о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С. Т. Шацкий. В 1921 г.
Информация о работе Понятия о методах и приемах воспитания и их системе