Понятия о методах и приемах воспитания и их системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Задачи написания курсовой:
1. Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания?
2. Рассмотрение общих приемов воспитания. Общая классификация методов воспитания.
3. Определить основные методы формирования сознания личности и кратко охарактеризовать их.
4. Какие существуют методы организации деятельности и для чего они нужны? Краткая характеристика методов организации деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
I Глава
Понятие о методах воспитания и их системе……………………………………………...…..4
II Глава
2.1 Методы воспитания. Их классификации…………………………………………………..9
2.2. Методы формирования сознания личности……………………………………………...10
2.3. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения……………....13
2.4. Методы стимулирования поведения и деятельности……………………………………16
2.5 Методы контроля и самоконтроля в воспитании……………………………………...…19
III Глава
Понятие о приемах воспитания……………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………………………………….....24
Список литературы……………………………………………………………………..……...25

Вложенные файлы: 1 файл

Понятия о методах и приемах воспитания и их системе.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

Грамотное управление процессом  самопознания основывается на учете  следующих факторов: 1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс  самопознания не вызвал у ребенка  душевного кризиса, основанного  на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям; 2) нельзя допустить, чтобы  в процессе самопознания ребенок  «ушел в себя», создав тем самым  реальную опасность для возникновения  устойчивого эгоцентризма или комплекса  неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных  контактах.

 

 

 

III Глава

Понятие о приемах  воспитания

Приемы воспитания – это  составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные  действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние  воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные  возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

Существуют различные  классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью педагог  добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

 

Первая  группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

• «Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

• «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

• «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

• «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

• «Истории о себе». Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

• «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

• «Общее мнение». Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

• «Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

• «Справедливое распределение». Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

• «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

 

Вторая  группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

• «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

• «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

• «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

• «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

• «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться  на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам  и т. п. В ходе воспитательного  процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному  стилю профессиональной деятельности, характеру, темпераменту, жизненному и  педагогическому опыту.

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех  в развитии учащихся в целом и  в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение  А.С. Макаренко о том, что "никакое  средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может  быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний". Это  ставит перед учителем задачу овладения  искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сочетание развивающих методов  и средств воспитания следует  использовать в период становления  личности воспитанника и стимулировать  в нем способность активно  реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом  конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач  подрастающего поколения, но также  используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным  условиям, коррекции стиля поведения  или характера взаимоотношений  с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое  сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного  воздействия на человека и приемов  взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Я считаю, что мне удалось  раскрыть тему моей курсовой о методах воспитания.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом  жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я  же описала общие методы и средства и приемы воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

Задачи, поставленные мной в начале реферата, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:

1. Понятие методов воспитания. Рассмотрена система общих методов  воспитания, а также приемы воспитания. Проклассифицированы методы воспитания.

2. Рассмотрены существующие методы организации деятельности, а также описана краткая характеристика методов организации деятельности.

 

 

Список литературы

1. Азаров Ю.П.  «Искусство воспитания» – М.: «Просвещение», 1985г.

2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. «Общие основы педагогики», изд-во «Просвещение», 2006. 574с.

3. Бордовская Н., Реан А. «Педагогика». М.: «Просвещение», 1997.

4. Грищенко Л.И. «Теория и методика воспитания», изд-во «Академия», 2005. 240 с.

5. Краевский В.В. «Методология педагогики», изд-во «Академия», 2006. 400с.

6. Макаренко А.С. «О воспитании» – М.; Политиздат, 1990г.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. «Теория и методика воспитания».М.: изд. Владос. 2004.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: «Теория и методика воспитания». М.: Академия. 2004.- 336с.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика», 2008. 576с.

10. Харламов И.Ф. «Педагогика», изд-во «Университетское», 2002. 560с.

11. Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. «Педагогика». М., 1954.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятия о методах и приемах воспитания и их системе