Предмет и задачи педагогики высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Это наука об обучении и воспитании студентов, о формировании личности специалиста высшей квалификации.
Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Предмет и задачи педагогики высшей школы

 

Педагогика как наука  представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования  педагогического процесса, а также  поиска эффективных педагогических систем. Это наука об обучении и воспитании студентов, о формировании личности специалиста высшей квалификации.

 

Цель  педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

 В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле.

 Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.

 

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

В предмет педагогики высшей школы обязательно включаются следующие компоненты:

 

 - учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;

- изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;

- разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного специалиста в любой сфере материального или духовного производства.

 

  Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом.

 

  В соответствии с функциями, основными задачами педагогики как науки являются следующие:

 – анализ  современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

 – разработка  теоретико-методологических основ  образования;

 – выявление  закономерностей обучения, воспитания  личности и управления педагогическими  системами;

 – определение  содержания образования в конкретных условиях;

 – разработка  образовательных стандартов;

 – разработка  новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

 – изучение  и обобщение практики и опыта  педагогической деятельности, научный  анализ педагогических инноваций;

 – внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

 – изучение  истории развития образования  и педагогической мысли.

  

  Педагогика высшей школы нацелена на выполнение следующих задач:

 

 - анализ социально-исторических характеристик системы высшего образования;

  - анализ содержания, форм и методов обучения, развития и воспитания студентов в высшем учебном заведении;

 - анализ методов контроля и оценки успеваемости студентов на основе системного подхода;

 - разработка новых технологий воспитания и обучения студентов в высшем учебном заведении;

 

  - выявление педагогических закономерностей формирования студентов как будущих специалистов;

 - изучение диалектических взаимосвязей объективных и субъективных, социальных и природных факторов воспитания и развития студенчества, его потенциальных и реальных возможностей;

  - исследование соотношения целей и средств воспитания и обучения;

 - разработка теории и методики воспитания и обучения, которые педагог-преподаватель может использовать в своей практической деятельности;

 - выработка критериев эффективности педагогической системы на основе закономерностей педагогических процессов.

 

 Традиционно в системе педагогических наук выделяют несколько самостоятельных отраслей:

 

  • история педагогики, изучающая педагогические идеи и системы образования в их развитии;
  • сравнительная педагогика, позволяющая сравнивать системы образования разных стран с целью наиболее глубокого проникновения в их сущность;
  • дидактика, то есть теория обучения и образования;
  • управление образованием, в рамках которого рассматривают организацию образования в учебных заведениях всех видов и ступеней;
  • дефектология, изучающая формы и методы обучения людей с физическими и умственными недостатками (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия);
  • профессиональные педагогики, изучающие способы обучения людей, которые работают в определенной отрасли (лечебная, театральная, военная, исправительно-трудовая педагогика и т. п.);
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика высшей школы, педагогика взрослых, то есть андрогогика).

 

 

  В структуру педагогики высшей школы входят следующие разделы:

 

 – общие основы  педагогики;

 – теория воспитания;

 – дидактика;

 – теория управления (менеджмент).

 

Основные  категории педагогики высшей школы

 

І. Методологические категории: педагогическая теория, педагогическая концепция, педагогическая идея, педагогическая закономерность, педагогические принципы и др.

Педагогическая  теория – система научно-педагогических знаний, которая описывает и объясняет элементы реальной педагогической деятельности в высшем учебном заведении. Составляющими элементами педагогической теории выступают педагогические идеи, педагогические понятия, педагогические концепции, педагогические закономерности и педагогические принципы.

Педагогическая  концепция – система критических взглядов на реальную вузовскую действительность и соответствующего поиска и предложения новых конструкторских идей. Педагогическая концепция всегда должна подкрепляться исследованиями и эмпирическими данными. Так, концепция гуманизации и гуманитаризации опирается на социологические исследования среди студентов и эмпирические рассуждения и предложения преподавателей.

Педагогическая  идея – это новое направление мысли, утверждение или развёрнутая модель, отражающая те или иные отношения или связи в вузовской действительности. Приобретая самостоятельный характер, идеи могут объединяться в концепции, частично дополняя теории. Например, идея усиления самостоятельности в учебной деятельности студентов, объединяясь с другими законами вузовской действительности с использованием самостоятельности студентов, приобрела концептуальный характер.

Педагогическая  закономерность – объективно повторяемая последовательность явлений. Закономерности подразделяют на биологические, психологические, социальные и собственно педагогические. По другой классификации, они могут быть фундаментальными и конкретными.

Принципы – это система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса. К педагогическим принципам относятся следующие: гуманизация воспитания – приоритет задач самореализации личности студента, создание условий для выявления одарённости и талантов, формирования гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной); научный, светский характер обучения; единство национального и общечеловеческого; демократизация воспитания; приоритет умственной и моральной направленности содержания обучения и воспитания; соединение активности, самодеятельности и творческой инициативы студентов с требовательным руководством преподавателя; учёт индивидуальных, возрастных особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе.

 

ІІ. Процессуальные категории: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности; учебно-воспитательный процесс и др.

Образование – в узком смысле – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

  Образование представляет собой процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации. Образование выступает как последовательный, систематический и целенаправленный процесс усвоения содержания обучения. Это содержание составляют обусловленные целями и потребностями общества знания, умения и навыки, профессиональные, мировоззренческие и гражданские качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства.

Воспитание – процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Воспитание реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» – «убеждения» – «практическая деятельность».

  Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.

Учебно-воспитательный процесс – это образовательная деятельность в высшем учебном заведении, которая обеспечивает возможность получения личностью знаний, умений и навыков в гуманитарной, социальной, научно-исследовательской и технической сферах; интеллектуального, морального, духовного, эстетического и физического развития личности, что содействует формированию образованной, умелой и воспитанной личности.

 

ІІІ. Сущностные категории: цель, задачи и содержание воспитания, профессиограмма специалиста (учителя), деятельность (преподавателя и студента), дифференцированный и индивидуальный подходы, прогнозирование последствий педагогического влияния, планирование учебной работы, формы, методы и средства воспитания и обучения, педагогические технологии обучения и воспитания, управление учебно-воспитательным процессом, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность студентов; гуманизация и гуманитаризация высшего учебного заведения.

Гуманизация обучения –  парадигма, в основе которой лежит  человекоцентристский подход, признание  человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам, учет личных целей и устремлений каждого  человека, создание максимальных условий для полного раскрытия его способностей, для его постоянного самоусовершенствования и самоутверждения, принципиальные изменения в содержании обучения, отказ от технократизма и экологического вероломства, признание приоритета гуманитарной культуры в широком понимании слова, формирование системы идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами, стремящееся к добру и истине, чуткому к красоте, всегда готовому прийти на помощь.

Гуманизация образования  – направленность всего образовательного процесса на человека, его блага, развитие его задатков, формирование его свободы  и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях, замена предметноцентрической системы  обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека. Гуманизация образования – формирование гуманистического мировоззрения в процессе обучения, то есть провозглашение блага человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Для этого содержание образования, формы и методы обучения должны обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества.

Гуманизация образовательно-воспитательной системы – кардинальное изменение целенаправленности высшей школы вообще: не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры. Это – воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира; развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности; подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда.

  Гуманизация предполагает осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса и предостерегает от узкоутилитарной концепции образования. Это – направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор. Под гуманизацией понимается диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть, а также расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех. В концепции гуманизации акцентируется миссия высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы, научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции, связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами, управление образованием и его финансирование. В ходе гуманизации для граждан создаются равные возможности в получении образования, условия для развития системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни, обеспечения образовательных потребностей национальных меньшинств, интеграции отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство. Гуманизация предполагает разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ, индивидуализацию обучения и воспитания, улучшение качества образовательных услуг.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики высшей школы