Причины появления неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Слово «семья» создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают. Семья охватывает человека целиком во всех его проявлениях. Именно в семье формируются большинство личностных качеств. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности общеизвестна.
Семья- один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что общественные перемены обходят семью стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

«Не менее древний обычай – хождение за «навальным». Он состоял в том, что нуждающейся семье оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.»

В X – XII веках, после принятия Русью христианства, формируются новые виды поддержки нуждающихся семей и детей. Появляется княжеское попечительство и церковно-монастырская благотворительность. Монастыри выступали как органы контроля в семейных отношениях. Они рассматривали развод, кражи невест, конфликты между мужем и женой, выступали мерой наказания для женщин, которые ссылались туда за неверность.

В XV веке появляются церковные грамоты в которых говорится, что вдовам, чьи мужья погибли на государственной службе, полагается выплата денежного и хлебного оброка и обработка пашни.

В XIV – XVII формируется система государственной поддержки семей. В 1606 году издан Указ, который разрешал отпускать на волю крестьянские семьи на прокорм. Государство взяло на себя заботу о семьях, чьи кормильцы погибли на государственной службе, им выдавалась бесплатная земля.

Во время правления Петра I система помощи нуждающимся проходит ряд преобразований. Только с 1706 года начинают призревать детей и вдов служащих людей, но социальная политика в отношении этой категории проводится по остаточному принципу. В губерниях начинают строить “сиротские дома”. При церквях организовывались школы для детей, в том числе и бедных, в которых обучали арифметике, письму, чтению. Издается Указ о запрете убийства незаконнорожденных детей.

Начинает развиваться благотворительность. В 1796 году императрица Мария Федоровна берет на себя руководство над благотворительными обществами, которые помогали и в том числе сиротам и детям бедных родителей.

“В общественной практике складываются государственные подходы к проблемам инвалидности, материнства и детства, а так же социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности.”

Более динамична стала развиваться социальная помощь семье в конце XIX – начале XX века. “В 1913 году к особым учреждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным распространять по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году с целью призрения сельских сирот учреждается Романовский комитет.” Были организованы “бесплатные колыбельни”,убежища, ясли для детей, родители которых разных забот оставляют их одних.

После революции 1917 года начинается формирование основ системы социального обеспечения населения. Создается Народный комиссариат государственного призрения, начинается упразднение существующих органов помощи, которые заменяются отделами, занимающимися той или иной проблемой. Так в январе 1918 года открывается отдел по охране материнства и детства.

Для семей, чьи кормильцы ушли на фронт выдаются пайки. Законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения: беременными и роженицам, семьям призванных на флот и в армию, семьям погибших на войне выплачивались пособия.

В 90-х годах ХХ века в России сложилась неблагоприятная социально-экономическая ситуация, которая сильно повлияла на институт семьи и брака. Постоянно растет число разводов, число детей, рожденных вне брака и детей, которых матери оставляют в родильных домах. Принимались ряд мер по укреплению семьи и брака, издавались законы. Например, “О дополнительных мерах об охране материнства и детства”, “О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат” и многие другие.

В настоящее время происходит формирование новой системы социального обеспечения семьи в условиях рыночной экономики.

 

 

Выводы по главе.

Семья- важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи, это структура семьи, условия проживания, социальный- экономический уровень,  и многое другое.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также реализуется обязанности заботиться о членах семьи.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социально педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей.

2.1. Виды неблагополучных  семей.

Критерии, по которым семей относят в группу риска, весьма разнообразны. Разные исследователи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным, если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие -когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

1.Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.

У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям- это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы , взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.

2.Еще один вид неблагополучной семьи – это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают серьезные педагогические ошибки.

М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

  • Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителями.
  • Гиперопека
  • Скрытая
  • Явная

В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.

  • Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.
  • Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?
  • Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

3.Следующий вид неблагополучных  семей – криминально-аморальные  семьи, здесь главным фактором, нарушающим  выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы  риска.

4.Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

5. Также можно выделить  конфликтные семьи. «Конфликтная  семья, в которой по различным  психологическим причинам личные  взаимоотношения супругов строятся  не по принципу взаимоуважения  и взаимопонимания, а по принципу  конфликта отчуждения. Конфликтные  семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой  взаимоотношений супругов, так и  «тихими», где отношения супругов  характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого  взаимодействия.»

В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей.

 

2.2. Характеристика ребенка из неблагополучной семьи.

Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжким бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в его психике очагов патологических переживаний. Сила и глубина реакции зависят от возраста, опыта, полученного до этого в семье и в жизни, от характера, темперамента, воспитанности и чувствительности. Следует помнить, что неокрепшая психика малышей, подростков и даже юношей подвержена стрессам.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям. Наблюдается агрессивность по отношению к "неправому", по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей, капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей. Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, "молчаливой" неприязни. Это неприятие взрослых, хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, другими психоактивными веществами М.И. Рожков отмечает, что у этих детей часто наблюдается чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Часто протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Но из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют постоянные трудности с учебой и поведением, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку, нарушения сна, ночные ужасы.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Информация о работе Причины появления неблагополучных семей