Причины появления неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Слово «семья» создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают и защищают. Семья охватывает человека целиком во всех его проявлениях. Именно в семье формируются большинство личностных качеств. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности общеизвестна.
Семья- один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что общественные перемены обходят семью стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Очень важным компонентом самосознания является самоуважение, которое выражает установку одобрения или неодобрения своих способностей, поступков, учебной и другой деятельности. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует о отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических потенций, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности.

Б.Н. Алмазов указывает на динамику отклоняющегося поведения у детей из неблагополучных семей и выделяет три стадии формирований социальной дезадаптации: компенсаторно-уступчивая стадия - когда ребенок стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными условиями в семье переориентацией на цели общего порядка; стадия конфликтно-демонстративного поведения возникает в тех случаях, если предыдущая тактика не принесла желаемого результата; стадия внутренней средовой изоляции - непризнание авторитета родителей и ориентирование на внутреннее решение, то есть ребёнок полностью игнорирует родителей. Снижение авторитета взрослых влечёт за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведёт к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым. Следствием этого становятся частые нарушения со стороны ребенка моральных и правовых норм.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, "эффект зализывания ран", боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Таким образом, дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения,  развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.

 

2.3. Диагностика  социально- педагогической запущенности детей.

Социально- педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и выражается в нарушенном образе «Я». Основными проявлениями социальной запущенности являются неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудность в овладении социальными ролями. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, низкий уровень познавательной деятельности

Внешними причинами социально- педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе школы.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика- это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач. Комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка в зависимости от качеств семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса в школе. Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:

1. Имеет ли место запущенность  ребенка?

2. На что опереться  в коррекционной работе с ребенком?

3.Что в ребенке не  развито, подвержено деформации  в силу запущенности?

4. Кто и что должен  делать?

5. Какими путями, методами, средствами?

6.Какой возможный результат?

Этапы комплексной диагностики социально- педагогической запущенности детей.

I этап- первичная диагностика детей

II этап-диагностика воспитательного микросоциума

III этап- диагностика воспитательного влияния

IV этап- повторная диагностика ребенка.

 

 

 

 

 

2.4. Изучение педагогом  психологической атмосферы семьи  и семейных отношений.

Для правильного построения педагогом работы с детьми из неблагополучных семей, следует провести ряд методик, помогающих изучить психологическую атмосферу семьи и семейных отношений. Для достижения этой цели в курсовой работе будут рассмотрены две методики, проводимые на детях среднего школьного возраста: методика «Анализ семейной тревоги» и методика «Типовое семейное состояние».

 Диагностика проводилась  на базе 8 класса МБОУ Сицкой СОШ. Классный руководитель- Кошлакова Е.А., учитель экономики I категории. Для диагностирования был выбран именно этот класс, так как при изучении социального паспорта было выявлено, что в классе из 24 человек, десять учеников воспитываются в неблагополучных семьях. Фамилии этих семей были скрыты по просьбе классного руководителя. Эти семьи относятся к категории неблагополучных по разным признакам. Тут присутствуют и пьющие родители, и родители, которые из-за постоянных отъездов на работу в другие города не могут осуществлять педагогическую функцию в семье, из-за чего ребенок, предоставленный сам себе, стал пропускать занятия в школе и быстро стал отстающим по нескольким предметам.  Так же в эту категорию попала  конфликтная семья, в которой отношения супругов строятся на постоянных конфликтах.

Методика «Анализ семейной тревоги» проводилась со всеми детьми из неблагополучных семей. По результатам данной методики было видно, что семейная тревога диагностируется у  80 % опрошенных детей. Это говорит о том, что в неблагополучных семьях дети испытывают высокий уровень тревожности, это связанно, в первую очередь, с тем, что дети чувствуют себя ненужными, ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению при нахождении дома.

Вторая методика проводилась с теми же детьми. По ее результатам общая неудовлетворенность констатируется у 50 %  (5 человек) от всех опрошенных, нервно-психическая напряженность-у 10% человек (1 человек), а семейная тревожность- у оставшихся 40 % человек (4 человека).

Таки образом, можно сделать вывод  том, что типовое состояние семьи, постоянная семейная тревога отражаются в поведении и эмоционально- психологической  сферы ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье.

 

 

2.5. Рекомендации педагогу при работе с детьми из неблагополучных семей.

Работа педагога с неблагополучными семьями предполагает постоянный контакт с родителями и самими детьми из таких семей, поэтому педагог должен знать некоторые правила, помогающие установить контакт с трудными родителями, избежать замкнутости со стороны ребенка и, с помощью этих правил подобрать подход к каждой семье, находящейся  в сложной жизненной ситуации. Приведем некоторые из этих правил:

1.Никогда не предпринимайте  воспитательных воздействий в  плохом настроении,

2.Четко и ясно определите  для себя, что вы хотите от  семьи, узнайте, что думает семья  по этому поводу, постарайтесь  убедить их в том, что ваши  цели- это, прежде всего, их цели,

3.Не берите все на  себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать  и оценивать каждый их поступок,

4. Педагог обязан поощрять успехи, замечать незначительные достижения семьи,

5. Если есть ошибки, неверные  действия, укажите на них. Дайте  оценку и сделайте паузу, чтобы  семья осознала услышанное,

6.Дайте понять семье, что  вы верите в нее, хорошего мнения  о ней, несмотря на оплошности  родителей,

7.Не показывайте, что вы  пришли в семью перевоспитывать  родителей.

Эти рекомендации помогут педагогам правильно построить свою работы с неблагополучными семьями, достичь определенных результатов.

 

Выводы по главе.

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен.

В современном обществе неблагополучная семья рассматривается как фактор жизненного риска ребенка. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям.

Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Проживание ребенка в неблагополучной семье приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной "глухоте".

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. У этих детей часто появляется чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. Общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, обедненная эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение ребенка характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе работы были рассмотрены понятия семья, функции семьи, их виды. Так же было раскрыто понятие «неблагополучные семьи», проанализированы виды неблагополучных семей, выявлены причины их возникновения и показаны методики для глубокого изучения неблагополучных семей.

Цели и задачи, поставленные в первой расти работы, были достигнуты: нами были раскрыты причины появления неблагополучных семей, мы познакомились с их видами и характерными чертами, показали развитие детей в неблагополучных семьях, проанализировали их  эмоционально- психологический портрет. Так же была рассмотрена связь домашнего и школьного воспитания, показана роль педагога в становлении ребенка из семьи, оказавшейся в зоне риска.

Были проведены методики, позволяющие выявить атмосферу неблагополучных семей, уровень тревожности детей из  такое семьи и даны рекомендации педагогу по построению работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Мудрик А.В. Социальная  педагогика. Москва, 1999,С. 86-92,

2.Подласый И.П. Педагогика. Книга 2. Москва, ВЛАДОС, 2003,С.189-222,

3.Шишковец Т.А. Справочник  социального педагога. Москва, ВАКО,          2007,С.278,

4.Шишковец Т.А. Справочник  социального педагога. Москва, ВАКО, 2005, С.129,

5.Овчарова Р.В. Справочная  книга социального педагога. Москва, Творческий Центр,2005, С.403-406, 460-464,

6.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. Москва, ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК, 2006, С.331-338.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 24,

8. Олиференко Л.Я., Шульга  Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 60,

9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. С. 146,

10. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. – Москва,2003.

 

 

 

 


Информация о работе Причины появления неблагополучных семей