Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:54, контрольная работа
Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов.
Во-первых, это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов. Проблемы соматического состояния решаются специалистами, психологическая помощь в этом случае носит поддерживающий характер, при соблюдении всех медицинских рекомендаций.
Во-вторых, необходимо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, особенности детско-родительских отношений, взаимоотношения «учитель – ученик», адекватность требований взрослых психическим и физическим возможностям ребенка. Психологическое сопровождение в этом случае включает консультирование родителей и педагогов, проведение просветительской работы.
Очевидно, что у большинства детей все описанные проблемы не носят тотального характера. Однако проявление того или иного качества не следует оставлять без внимания и ребенку нужно оказать помощь. Прежде всего, следует проконсультироваться с врачом, который может определить причину указанных «особенностей». Для таких детей важно чередовать занятия с отдыхом, менять вид деятельности, особенно при приготовлении домашних заданий. Если выполнение урока затянулось, и ребенок никак не может справиться, следует отложить задание на некоторое время и потом вернуться к нему.
Домашнее задание нужно начинать с краткого повторения того, что было пройдено на уроке. Это поможет уточнить, насколько правильно ребенок понял учебный материал.
Эффективным оказывается прием «Скажи короче»: ребенку предлагается изложить часть прочитанного одним - двумя предложениями, «как понял».
Для «минуток отдыха» хорошо использовать различные ритмические упражнения (с музыкой и без), физические упражнения на разноименные движения. Например, «Одна рука догоняет другую»: ребенок стоит, опустив руки, на счет раз одна рука - на пояс, два - другая рука на пояс, три - одна рука к плечу, четыре - другая рука. Затем движение идет вниз.
Упражнение «Хлопки»: ладошками отхлопать ритм заучиваемого стихотворения. Более сложный вариант - громкий хлопок обозначает ударный слог в слове. Например: «ЛАМ-па».
Чтобы избежать двойного выполнения домашнего задания на черновике и в тетради, можно для тренировки руки перед письмом предложить ребенку раскрасить или обвести по контуру крупную картинку карандашом.
Чтобы облегчить процесс чтения, хорошо использовать подкладывание линейки под читаемую строку. Увеличение скорости чтения достигается не большим количеством текста, а повторение коротких абзацев или предложений. Ребенок лучше усвоит текст, если прочтет его по «кусочкам», каждый несколько раз, поскольку удержать в памяти весь текст сложно, особенно для первоклассника. При обучении чтению цель - понимание, а не проговаривание вслух, поэтому ребенку необходимо дать возможность понять текст.
Рекомендуется чаще показывать, рассказывать, обыгрывать или рисовать графически ту информацию, которая должна быть усвоена.
В конце работы необходимо хвалить ребенка за его старание. Страх, отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более у первоклассника.
Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Педагога и родители знают «эффект переучивания», если материал заучивался настолько интенсивно, что это привело к переутомлению и забыванию.
На протяжении обучения в первом классе родителям не следует сразу полагаться на самостоятельность ребенка, постепенное освоение школьных навыков, помощь, заинтересованность и искреннее участие окажут положительное действие на овладение знаниями.
Когда необходима помощь логопеда
У первоклассников встречаются такие ошибки правописания, как «зеркальное письмо», пропуски букв, недописывание слова и т.д. В течение I полугодия обучения количество таких ошибок уменьшается, в данном случае – это автоматизация навыка письма, которая будет продолжиться еще некоторое время. Если же такие ошибки нарастают, почерк становится неразборчивым, в тетрадях много помарок, то это свидетельствует о том, что у школьника проблемы, по крайней мере, с фонематическим восприятием, а также о трудностях становления зрительно-моторной координации, наличии движений, затрудняющих процесс письма.
Проявление в письменных работах дисграфических ошибок
Следует различать характер ошибок в письменных работах учеников, чтобы коррекционная работа носила направленный характер. Эти ошибки могут быть вызваны фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением грамматического строя, недостаточным лексическим запасом. Эти дети, как правило, имели в дошкольном возрасте нарушения звукопроизношения, занимались с логопедом. Однако в рамках дошкольного возраста логопедическая работа традиционно направлена на формирование правильного звукопроизношения, а работа по остальным аспектам оказалась недостаточной. Таким школьникам необходима дальнейшая помощь логопеда, работа учителя по усвоению правил грамматики затруднена. При психологическом обследовании выявляется смешения в воспроизведении называний предметов, например, на картинку «кастрюля» ребенок дает ответ «сковородка», при слуховом восприятии путает звуковой ряд, вместо «лед, флаг, тетрадь» отвечает «лед, фРаг», «меч» (низкочастотное) заменяет на «мяч» (встречающее в опыте ребенка чаще).
Здесь приводится таблица по дифференциации дисграфических и орфографических ошибок, которая показывает, что ученику дополнительно необходима логопедическая помощь.
На уровне письменных работ, выполняемых «на слух»
(диктанты)
Недостаточная сформированность фонематического восприятия приводит к различным типам дисграфических ошибок
Специфические (дисграфические) ошибки |
Орфографические ошибки |
смешения и замены согласных букв, соответствующих оппозиционным звукам |
правописание парных звонких и глухих согласных |
пропуск гласных букв |
правописание мягких и твердых согласных |
различные искажения звуко-буквенного состава слова: недописывание, пропуски, лишние буквы, перестановки |
правописание смягчающего "ь", разделительных "ъ", "ь" |
раздельное написание частей слова |
правописание удвоенных согласных |
смешения и замены йотированных («я», «ю» и т.д.) |
правописание непроизносимых согласных |
правописание гласных после шипящих |
На уровне письменных работ
(изложение, сочинение, т.е. письменная собственная речь)
Как следствием фонетико-фонематического развития речи, так и ограниченным лексическим запасом, нарушениями грамматического строя речи объясняют следующие типы ошибок
Специфические (дисграфические) ошибки |
Орфографические ошибки |
смешения, замены слов по смыслу и акустическому сходству |
правописание родовых и падежных окончаний |
деформации слоговой структуры слова - недописывание, пропуски, перестановки, замены слогов |
правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, в окончаниях |
ошибки предложного управления и падежной формы, ошибки согласования |
правописание приставок, суффиксов, а также различных частей речи |
слитное написание предлога со словом, раздельное написание приставки с основой |
правописание заглавных букв, союзов и союзных слов |
нарушение порядка слов в предложении |
правописание однородных членов предложения |
деформации предложений |
трудности в вычленении главной мысли текста, опорных слов |
отсутствие границ предложений | |
неправильное определение главного и придаточного предложений, неправомерное использование союзных слов | |
трудности построения связных развернутых письменных текстов | |
трудности определения частей текста | |
нарушение последовательности и логичности текста |
Кроме специфических ошибок в письменных работах для таких детей представляет трудность и понимание развернутых предложений, сложных временных конструкций, понимание условий текстовых задач, особенно таких оборотов, как «сТолько, сКолько».
Несформированность пространственных представлений
Недостаточная сформированность пространственных, пространственно-временных представлений проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владения математическими операциями, трудностями в формировании абстрактно-логического мышления. Другими словами, при обследовании выявляются проблемы в проведении интеллектуальных операций. Психолог в этом случае проводит работу по формированию пространственных представлений, которая проводится в логике онтогенеза, т.е. поэтапного формирования.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что причинами школьной неуспеваемости являются:
1) на причинном уровне:
специфика нейробиологической функциональной организации мозговых систем;
специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии;
социальная ситуация развития;
индивидуальное соматическое состояние;
2) уровень базовых составляющих психического развития:
произвольность психической активности;
пространственные и пространственно-временные представления;
базовая аффективная регуляция.
Психолого-педагогическое заключение о причинах школьной неуспеваемости должно включать описание психофизиологических особенностей, результаты диагностического обследования уровня базовых составляющих психического развития и рекомендации по дальнейшему сопровождению, включая дополнительные консультации с такими специалистами, как логопед, врач, социальный педагог, при необходимости, дефектолог. В этом случае сопровождающая и развивающая работа будет проводится комплексно и окажется эффективной.
Прохорова Галина Александровна, методист лаборатории практической психологии МЦ САО
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://centercep.ru/