Проблема поощрения и наказания в педагогической системе А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть особенности проблемы поощрения и наказания в педагогической системы А.С. Макаренко.
Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить психологическую, социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть биографию А.С. Макаренко.
3. Раскрыть теоретические основы проблемы поощрения и наказания в педагогической системе А.С. Макаренко.

Содержание

Введение………………………………………………………..……….. 3
Глава I. Творческий путь А.С. Макаренко как педагога.
1.1 Биография А.С. Макаренко ……………………………... 5
1.2 Особенности деятельности А.С. Макаренко в колонии имени А. М. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского……………………. 10
Глава II. А.С. Макаренко о поощрении и наказании.
2.1. Взгляд А.С. Макаренко на дисциплину как систему поощрения и наказания ………………………………………………………………... 15
2.2. Проблема поощрения и наказания в педагогической системе А.С.Макаренко …………………………………………………………..... 18
Заключение……………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………..... 25

Вложенные файлы: 1 файл

проблема поощрения и наказания в пед.системе Макаренко.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки ,объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика ,показы пальцами рук,    глазами, особые обещания (поход в гости, на рыбалку).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости; пообещать и быстро выполнить(а то ребёнок забудет)поощрение материального плана(купить любимую игрушку, мороженое и др.) В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести. Предлагать в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения  ребёнка, а не взрослого; поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать. Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем школьном возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности [15].

 

 

 

Наказание - воздействие на личность ребёнка целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки, Наказание - оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований [25]:

1.Наказание должно  опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть  поддержано всеми членами семьи  или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.

2.Не следует  упрекать наказанием, ни напоминать  о нём в дальнейшем, так как  это вызывает озлобление, и ребёнок  стремиться к самозащите.

3.Не всякий  детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой.

4. Наказание должно  быть индивидуальным, нужно разобрать  причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Можно выделить следующие виды наказаний:

-словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и  т.п.)

-физическое наказание

-наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)

-наказание трудом

-наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера )

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других - в порядке вещей. В семьях, где битьё- обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жёстким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Жестокость порождает жестокость.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлоблённость против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира  также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности. Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании: [11]

-агрессия  родителей  приводит к агрессии детей;

-дети становятся  неуравновешенными, вспыльчивыми;

-наказания ведут  к появлению такой черты характера, как замкнутость;

-повышается уровень  тревожности ребёнка.

Наказание словом считают наиболее мягким, не приносящим большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а  никак не с воспитательной мерой. Это вызывает у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый в детстве является для ребёнка огромным авторитетом, И всё , что тот произносит, воспринимается   как непреложная истина. Принимая всё на веру, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду тупица, идиот». «Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка.

Наказание изоляцией  рекомендуется применять спокойно, объяснив     детям причину наказания, обговорив условия   его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность. Такой метод  наказания применяют и сами дети в среде сверстников.  Бывает, что  школьники, подражая  поступкам взрослых, сами объявляют   бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель [12].

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то ,что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт   морального вреда детям? Известный учёный-психолог Ю. Гиппенрейтер советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного  правила: «Наказывать ребёнка лучше , лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Выбирая наказание для каждого случая , всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться  поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным [2].

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

*терпением, эта  самая большая добродетель, какая  только может быть у родителей;

*объяснением, нужно  объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;

*отвлечением, можно  предложить ребёнку что-нибудь  более привлекательное, чем- то, что  ему сейчас хочется;

*неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка –подождите, пока поступок повториться ;

*научите ребёнка  поругать самого себя, это верный  путь к самоконтролю, самоанализу,  самокритике;

*обратитесь к  ребёнку  по- деловому- Илья (а не  Илюша );

*измените тон  общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;

* используйте  жёсткие отрицательные обещания  и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»

*лишите на  время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает  сегодня наша кукла».

*проводите  вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».

*хвалите других  детей, но к месту;

*организуйте  дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным  не стоять, а сидеть без дела.      

А.С.Макаренко  говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательного воздействия [23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был, затронут вопрос о поощрении и наказании в педагогической системе А.С. Макаренко. Этой проблеме посвящено немало исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность как методов воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания [19]. 

Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал учителям, и особенно родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А. С. Макаренко считал, что  педагог  должен  располагать  достаточно  богатым   арсеналом   средств поощрения и наказания [6].

Макаренко углубил значение, а во многих случаях дал новую трактовку большей части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыслением также стоят принципиально новые педагогические решения, новые подходы к воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Бунаков Н. Ф. - М.: 2000.
  2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие [Текст] / Вигман С.Л. - М.: Академия,  2000. 208с.
  3. Григорович Л.А. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология [Текст] / Григорович Л.А. - М., "Гардарики", 2004
  4. Джуринский А.Н. История педагогики [Текст] / Джуринский А.Н. - М.: 2000.
  5. Зайцев В.Г. Рассказы о Макаренко. 2-е изд [Текст] / Зайцев В.Г. - Мурманск, 2002.
  6. Кроль Т.Г. Антон Семёнович Макаренко. Биография. Пособие для учащихся [Текст] / Кроль Т.Г. - М.: 2005.
  7. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие [Текст] / Латышина Д.И. - М.: Гардарики, 2005.
  8. Макаренко  А.С. Педагогическая поэма: Учебное пособие [Текст] / Макаренко  А.С. - М.: ИТРК, 2003. 624с.
  9. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / Макаренко  А.С. - М.: ИТРК, 2003.
  10. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение [Текст] / Макаренко  А.С. - М.: 2001.
  11. Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст] / Макаренко  А.С. - М.: ИТРК, 2003 – 319 с.
  12. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие [Текст] / Макаренко  А.С. - М.: Педагогика,  2004 - 200с.
  13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  14. Пидкасистый П. А. Педагогика [Текст] / Пидкасистый П. А. - М.: Акалис, 2007.
  15. Попиловский Я.В. Помощь родителям в воспитании детей: Учебное пособие [Текст] / Попиловский Я.В. - М.: Слово, 2006. 500с.
  16. Фролов А.А. Макаренко в СССР, России и мире: Учебное пособие [Текст] / Фролов А.А. - М.: Академия, 2001 - 417с.

 

  1. Шейншан С.С. Куряжская быль. Воспоминания о А.С.Макаренко и колонии им М.Горького [Текст] / Шейншан С.С. - Калинин, 2001.

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. Антон Макаренко [Электронный ресурс] - www. peoples.ru.
  2. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко [Электронный ресурс] - http://www.detskiysad.ru.
  3. Жизнь и творчество А.С. Макаренко [Электронный ресурс] – http:// student.zoomru.ru.
  4. Колония им.М.Горького– http://www.makarenko.edu.ru.
  5. Коммуна им. Ф.Э. Дзержинского [Электронный ресурс] –http://www.makarenko.edu.ru.
  6. Макаренко А.С. [Электронный ресурс] – http://maximgorkiy/makarenko.
  7. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] - http://www.pedlib.ru.
  8. Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников [Электронный ресурс] – http://www.bibliofond.ru/view

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема поощрения и наказания в педагогической системе А.С.Макаренко