Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, реферат
В младенчестве у детей осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому еле различимые впечатления сменяются предметным восприятием, которое впоследствии открывает ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве очень велико. Именно в этот возрастной период наиболее благоприятно совершенствование функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Сенсорное воспитание в педагогике………………………………4
2. Изучение проблемы сенсорного воспитания в истории отечественной педагогике………………………………………………………..7
3. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике………………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...15
Также в сенсорном развитии и воспитании ребенка она не забывала и о воспитательной функции рисования (лепки), которая развивает не только верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучает ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.
Такие ученые, как Поддьякова Н.Н. и Аванесова В.Н. выявили взаимосвязь сенсорных процессов с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, которые составляют первый уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в изучении проблем психологии. Разработка для решений этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании «воспринимающих» и «опознающих» технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника [1].
Первую наиболее развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель в начале XIX века. Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) [6]
Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые необходимо подвесить над кроваткой ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он научился различать цвета, воспринимать различные направления движений.
Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб – для возраста трех - четырех лет. В процессе игры с этими предметами, ребенок будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью и запоминать их.
Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, который разделен на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.
Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.
Шестой дар - 27 деревянных
кирпичиков. Из них 21 - целый, три
разделены пополам (поперек), а
еще три разделены вдоль.
Пятый и шестой дар
Благодаря использованию таких игрушек ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира» [4].
Заслуга учений Фребеля в том, что он разработал целую серию подвижных игр для детей, которые построены на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры должны сопровождаться исполнением песенок, которые написал сам Фребель и даже выпустил сборник.
Даже несмотря на то, что вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что в процессе игры ребенок развивается не только физически, интеллектуально, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.
И. Г.Песталоцци также говорил о важности накопления чувственного опыта у детей. В своей работе «Азбука зрительного восприятия» он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом [4].
Использование в работе педагогов этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. Ценная черта «даров» - последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.
К сильным сторонам этой
системы следует отнести
Недостатком «даров» является их абстрактность, черствость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.
Марии Монтессори придавала особую роль «гигиене мышления», которое должно открыть тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека [12].
Характерной чертой мышления является способность различать. Различать - это значит группировать. Итак, сенсорные упражнения - это упражнения на различение и классификацию. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – всем этим свойствам предметов и явлений необходимо научить ребенка пользоваться, различать.
«Процессы различения, группирования
и обозначения внешних
Для развития чувства зрения Монтессори в своих трудах предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов).
Такой ученый как Овид Декроли изложил идее тренировки органов чувств и противопоставил возможность воспитания у детей «правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни» [4].
В своих работах Декроли отобразил систему дидактических игр, которые обеспечивают сенсорное развитие детей. В отличие от идей Фребеля он использовал для игр детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Декроли разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (т. е. получили таким образом множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме). Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Установил, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, чем назвать его изображение на картинке. Он делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении "Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашему реферату на тему «Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики» можно сделать следующие выводы.
В истории педагогики существуют различные системы и подходы к сенсорному воспитанию (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, М.М. Манасеиной).Эти системы отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В результате этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
Современная российская теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Основная задача сенсорного воспитания – это своевременно обучить ребенка этим действиям. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Проблема сенсорного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики