Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.………….………………………………..……………………..……….5
1.1.Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка...….…..5
1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании
эмоционального благополучия детей дошкольного возраста……………….....8
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.…………….………...10
2.1. Организация работы педагога-воспитателя.…………………………...….10
2.2. Тесты для определения эмоционального благополучия ребенка в
группе детского сада..………..........................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ docx.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

     Особое  значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие успешной работы воспитательницы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.

 

ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Организация работы педагога-воспитателя. 

     важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития3.

     Для организации работы важно, чтобы  уже на уровне осознания воспитатели  и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

     Для того чтобы оценить и перестроить  привычное в группе окружение  под углом эмоционального развития ребенка, необходимо выделить условия, которые влияют на эмоциональную  атмосферу ДОУ. К таким условиям относятся:

  • отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т.е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;
  • режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т.е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т.е. эмоционально-настраивающий компонент среды;
  • организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т.е. эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
  • и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

     Для создания оптимальной эмоциональной  атмосферы в группе для детей  раннего возраста, методисту, воспитателю  необходимо постоянно понимать и формулировать цель своих педагогических действий, соотнося их с задачей эмоционального развития: возбуждения, расслабления, организации эмоционально насыщенного общения ребенка с взрослыми и окружающими и т.д.

     В процессе организации жизнедеятельности  детей в течение последующего времени:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
  • вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.
  • развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
  • закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
  • учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
  • развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;
  • содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

     Кроме того к проводимым в группе занятиям тоже необходимо ставить «эмоционально - окрашенные» задачи. Это очень  важный аспект: пока задача эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.

     При обустройстве педагогом-воспитателем эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются и следующие обстоятельства. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

     Эмоционально-развивающая  среда группы дошкольного возраста ДОУ в соответствии с задачами эмоционально-чувственного развития ребенка  включает:

Психолого-педагогическая задача Зоны  эмоционально-развивающей  среды группы ДОУ
обеспечение эмоциональной релаксации

снятие эмоционального напряжения

зона двигательной активности,

центр «Песок-вода»,

уголок ИЗО - деятельности

побуждение  к эмоциональному отклику на игровое занятие и желанию участвовать в совместной игре Игровые двигательные модули,

игровая «жилая комната»,

центр развивающих  игр

формирование  эмоционально-положительного отношения  у ребенка к окружающим людям, предметам, обстановке Элементы некоторых  видов театра, зона «ряженья»
 

     Большая часть выделенных в таблице зон  группы ДОУ достаточно известны воспитателям и методистам. Поэтому, избегая традиционных повторов, остановимся на возможностях центра «песок-вода».

     При организации таких игр задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей  со свойствами различных материалов, освоение ими представления о  величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций – преодоление сопротивления воды, проигрывание эмоционально насыщенных действия – хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок и пр. – происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.

     Работа  детей с песком требует определенных условий: оборудование должно располагаться  так, чтобы легко было проводить  уборку и чтобы детей могли  подойти к месту игры с любой  стороны. Нужно запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.

     Для игр с песком нужны совки, разнообразные  формочки, некрупные игрушки для  закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров), грабельки и пр.

     Игры  с песком: «найди шарик» (закапывание  – поиск; сначала можно закапывать на глазах у ребенка, затем так, чтобы он не мог видеть действия взрослого), «печем печенье» (песок должен быть и сухой и влажный – для сравнения), «дорожки» (рисование в песке), «пирамиды» (постройка домиков из песка с водой) и т.д.

     Для игр с водой – набор резиновых  и пластиковых игрушек (фигурки  рыбок, черепашек, лягушек, корабликов), черпачки, мячики, набор игрушек  «Что плавает–что тонет?», цветные  камешки, ракушки и пр.4.

     Игры  с водой: «клад» (взрослым на дно  «моря», где уже есть игрушки, кладется выбранная «драгоценность», и ребенок  должен на ощупь ее найти), «тепло-холодно» (нужны две емкости – с теплой и прохладной водой, плавающие игрушки: утята, рыбки, кораблики, пингвины и  пр. Ребенку предлагается запустить зверушек-игрушек в то море (теплое или холодное), где они любят плавать), «что как плавает» (самые разные предметы – ложки, скорлупки, пенопласт, дерево, камешек и пр.), «ветер на море гуляет» (помочь кораблику добраться от одного «берега моря» к другому, дуя на него) и т.д.5

     Для маленького ребенка очень важно  чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.

     Режим дня – это определенная продолжительность  и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма6.

     При этом повторяемость должна соблюдаться  по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны всегда отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

     В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова считают, что  организации режима дня стоит  придерживаться следующих рекомендаций:

  • Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.
  • Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.
  • В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.
  • Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.
  • Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
  • В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

     Риск  возникновения стрессового состояния  особенно велик в детстве при  нарушении условии для нормального  физического развития. Наукой давно  доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.

     Основные  условия полноценного детского сна  в образовательном учреждении:

     Спальная  комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть Но когда все дети улягутся и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамугу следует открыть снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима «подпитка» кислородом, и тогда дети спят крепче.

     Обычно  взрослые боятся открыть фрамугу  или окно, чтобы не простудить детей. Это неправильно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Бывает так, что при детях открыть фрамугу в холодное время невозможно, так как уличный воздух попадает на детей, чьи кроватки стоят слишком близко к окнам (кстати, очень часто детсадовские работники именно этим оправдывают духоту спален во время дневного сна).

     В некоторых дошкольных учреждениях  ввели оригинальное и правильное решение этой проблемы. В уличную створку фрамуги вставляется оргстекло с микроотверстиями. Воздух, тончайшими струйками проходя через стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей полностью исключается.

     У детей должен быть выработан рефлекс  на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут.

     Держать детей в постели после пробуждения  не следует. Они начинают нервничать, шалить, у них развиваются навыки негативного поведения.

     Чтобы детям было чем заняться после, пробуждения, следует разучить с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах или полосе препятствий, которые могут быть установлены в групповых. Неплохо также научить их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим.

Информация о работе Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ