Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…5
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.………….………………………………..……………………..……….5
1.1.Определение и сущность эмоционального благополучия ребенка...….…..5
1.2. Роль педагога-воспитателя в формировании
эмоционального благополучия детей дошкольного возраста……………….....8
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.…………….………...10
2.1. Организация работы педагога-воспитателя.…………………………...….10
2.2. Тесты для определения эмоционального благополучия ребенка в
группе детского сада..………..........................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ docx.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

     Психологический комфорт  детей во время их пребывания в  образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

     График  питания детей должен быть составлен  таким образом, чтобы во время  приема пищи в обеденном зале находилась только одна возрастная группа.

     Не  следует принуждать ребенка кушать. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует, есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.

     Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, но, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

     Использовать  движения в качестве противовеса  отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.

     Эффективно  воздействуют на психическое состояние  детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

     Известно, что наиболее эффективным средством  тренировки терморегуляционного аппарата организма человека являются водные закаливающие процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбужденному человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.

     Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры - это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное  обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко осваивают  самые маленькие воспитанники. «Ступеньки»  закаливания образовательное учреждение должно определять самостоятельно, учитывая имеющиеся возможности и специфику своего детского контингента. Важно, чтобы детям процедуры нравились, и они могли бы их выполнять самостоятельно.

     Если  холодные водные процедуры повышают тонус и возбуждают организм, то теплые ванны расслабляют и успокаивают. Хороший успокаивающий эффект дают теплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед дневным сном. Для проведения этой процедуры достаточны небольшие пластмассовые тазики. Вода в них наливается чуть выше щиколотки.

     Малышам лучше принять теплые ванны для  рук. В ванночки наливается теплая вода, и детям предлагается купать игрушки  из мягкого поролона. Неплохо в  воду добавить отвары трав: валерианы, пустырника. Хороший эффект дает добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашкового, лавандового, мятного. Но об этом лучше посоветоваться с врачом образовательного учреждения. Длительность такой процедуры 8-10 минут, после чего детей укладывают спать. Сон после нее очень крепкий.

     Но  при этом все режимные моменты  должны действовать в комплексе: движение, сон, питание, закаливание.

     В процесс активизации эмоциональное  состояние детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т.д.

     Именно  игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей. Все это подводит к выводу о том, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно.

     Приведем  несколько игр, способствующих оптимизации  эмоционально-чувственной сферы  ребенка раннего возраста.

     1. Игры с детьми раннего возраста  на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

     2. Игры на эмоциональное общение  ребенка со сверстниками и  взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

     3. Игры на преодоление негативных  эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

     4. Игры на снятие эмоционального  напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

     5. Игры на развитие эмпатии у  детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

     Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное состояние  ребенка все события и ситуации, которые словно бы «выпадают» из привычного образа жизни.

     То  есть, с одной стороны, жизнь в  заданном ритме как бы должна оказывать  положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.

     Особенно  это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться  не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности – все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

     Так же для развития эмоционального благополучия детей некоторые ученые разработали  занятия писхогимнастики, которые  рекомендуют использовать в дошкольных учебных заведениях. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)7.

     Основная  цель занятий по психогимнастике овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.  
 
 
 

2.2. Тесты для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

                                                                                                        Тест 1.

Вопросы Да Нет
1.С  каким настроением Ваша дочь (сын)  идет в  детский   сад : радостным; иногда не хочет;  часто отказывается; капризничает; другое

2.В чем Вы  видите причину нежелания   ребенка  идти в  детский   сад : трудности в отношениях  с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее  засыпание вечером; другие причины

3. Как складываются  у Вашей дочери (сына) взаимоотношения  со взрослыми?

Благополучно: с  кем именно: с воспитателями; с  помощником воспитателя; с  музыкальным  руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами

Неблагополучно: иногда бывают конфликты; обижается  на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки, другое

4.С кем из  детей  группы Ваш  ребенок  наиболее часто общается?

5. Рассказывает  ли дома о своих взаимоотношениях  с  детьми : да; нет; иногда

6. Жалуется ли  на сверстников: да; нет; иногда

На что жалуется:  дети  не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; шумят; другое

7. Что Вам  хотелось  бы изменить в отношениях  дочери (сына) с ровесниками?

8. Есть ли  у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

9. Как Ваш   ребенок  обычно реагирует  на агрессию со стороны других  детей , взрослых ( когда на него  кричат, отнимают игрушки, угрожают  и т.д.)

10. Какой Ваш   ребенок  в общении с другими   детьми : уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый;  склонный чаще командовать, чем  подчиняться; другой

   
  

                                                                                                        Тест 2. 

Вопросы Да Нет
1. Уверен ли ребенок, что его  каждое утро ждут в группе, ему рады?

2. Имеет  ли ребенок возможность  самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

4. Имеет  ли ребенок право на отказ  от коллективной (совместной) деятельности?

5. Может  ли ребенок выбрать  свой  индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?

6. Имеет  ли ребенок право на свой  индивидуальный темп работы?

7. Имеет  ли ребенок возможность проявлять  активность, в том числе двигательную?

8. Есть  ли у ребенка необходимое жизненное  пространство для реализации  потребности как в общении,  так и в уединении?

9. Ощущает  ли ребенок себя членом «семьи-группы»  и может ли предложить что-то  изменить в интерьере, переставить  или переоборудовать?

10. Ощущает  ли ребенок свою значимость  для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

11. Ощущает  ли себя достойным человеком?

12. Ощущает  ли себя виноватым, если что-то  не получилось?

13. Ощущает  ли зависимость от настроения  старших, воспитателей?

14. Уверен  ли ребенок в том, что послушание  – его главное достоинство  в детском саду?

15.  Понимает ли  ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?

16. Понимает  ли, что нельзя задавать «неприличных»  вопросов воспитателю?

   
 

 

    Если  на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы  с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в  Вашей группе испытывает эмоциональное  благополучие, что является основой  и физического, и психического здоровья.

    Если  же Вы утвердительно ответили на вопросы  с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или  агрессивны, раздражительны? Это результат  травмирующей эмоциональной обстановки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Алямовская В.Г. Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2002.

3. Башлай Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста // Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.

5. Голубева Л.Г.. Лещенко М.В. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М., 2002.

6. Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2005. № 4.

7. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.

8. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие / Е.О. Смирнова и др. СПб.: Детство-Пресс, 2005.

9. Дошкольное образование. Словарь терминов. М.: Айрис-пресс, 2005.

10. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006. 210

11. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005

13. Петровский В.А. Построение развивающей среды. М. 1995.

14. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников /Под ред. Л.Ю. Субботиной. М. 2001.

Информация о работе Проблема эмоционального благополучия детей ДОУ