Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:12, доклад
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и
найденных решений, догадок, озарений).
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Актуализация знаний |
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради) |
Легко выполняют задание. |
Задание на новый материал. |
На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см. |
Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация) | |
Побуждение к осознанию проблемы |
-Смогли выполнить задание? |
-Нет, не смогли. | |
-В чем затруднение? |
-Это новое умножение. | ||
-Чем это задание не похоже на предыдущее? |
-Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы). | ||
Побуждение к проблеме |
-Какова сегодня тема урока? |
Умножение на двузначное число (Тема). | |
Фиксирует тему на доске |
Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Подводящий к теме диалог. |
-Посмотрите на два столбика слов на доске |
На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? |
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||
-В чем различие? |
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||
Тема |
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения |
-Сегодня мы
познакомимся с падежом, про
который Лежебокин, герой Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. |
|
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? |
-О дательном | ||
Тема |
-Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) |
-Дательный падеж |
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез | |
устной |
практической | ||
Общее побуждение |
-Какие есть гипотезы? |
-Согласны с этой гипотезой? Почему? |
-Как можно проверить эту гипотезу? |
Пример: рассмотрим продолжение урока математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Материал для выдвижения гипотез |
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? |
Разбиваются по группам, начинают работу. |
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. |
Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! |
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. | |
Представление гипотез группами. |
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. |
Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) | |
Побуждение к проверке. |
-Как проверить, какой из двух способов верный? |
Молчат. | |
Подсказка к плану. |
-Может быть,
воспользуемся каким-то |
Можно проверить на калькуляторе! | |
-Проверьте! Что получилось? |
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). | ||
Вывод |
-Значит, как надо умножать на двузначное число? |
Формулируют правило (Открытие нового знания) | |
Учебник |
-Сравните свой вывод с учебником. |
-Все верно. |
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример: урок русского языка в 3-м классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Подводящий без проблемы диалог. |
-Прочитайте стихотворение по учебнику. |
Читают |
-Определите, какой частью речи является каждое слово. |
Определяют | ||
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия. | ||
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Междометия и местоимения. | ||
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). |
-В 1-ю группу
входят части речи, к которым
можно задать вопрос ( | ||
Вывод |
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске). Дайте определение. |
Формулируют определение. (Открытие нового знания) | |
Учебник |
-Сверимся с
учебником. Что заметили |
-Междометия
не относятся к служебным | |
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). |
|||
Задание на формулирование темы |
-Значит, какую
новую тему мы только что
освоили и сейчас будем |
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема). |
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Использованная литература.
1. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
2. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.