Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:50, реферат
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
Введение.…………..………………….....………. .......... 3
Проблемное обучение. Основные понятия..…….. ... .…4
Методы и виды проблемного обучения..........................7
Заключение.…………..………………….................….…12
Список литературы .…………..…………………. .… .…13
Проблемные ситуации если
и создаются, то только с целью
привлечения внимания учащихся, заинтересовать
их. После ее создания ответа на вопрос
«почему так, а не иначе?», от учеников
не требуется, а сразу идет сообщение
фактического материала. При использовании
монологического метода обучения материал
незначительно перестраивается. Учитель
чаще всего только изменяет с целью
создания проблемной ситуации порядок
следования сообщаемых фактов, демонстраций,
опытов, показа средств наглядности
и в качестве дополнительных элементов
содержания использует интересные факты
из истории развития изучаемого понятия
или факты, повествующие о практическом
применении усваиваемых знаний в
науке и технике. Роль ученика
при использовании данного
При такой организации
процесса усвоения нового знания учитель
соблюдает все основные требования
к уроку, реализует дидактические
принципы наглядности, доступности
изложения, соблюдает строгую
2. Рассуждающий метод обучения
Если учитель ставит цель
показать образец исследования постановки
и решения целостной проблемы,
то он использует рассуждающий метод.
При этом материал разделяется на
части, учитель к каждому этапу
предусматривает системы
Способ перестройки материала для работы этим методом отличается, прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов. Порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто, выпукло, возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.
В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к истине», он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы, показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.
Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том, что он «включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических действий».
3. Диалогический метод изложения
Если учитель ставит перед
собой задачу привлечь учащихся к
непосредственному участию в
реализации способа решения проблемы
с целью активизировать их, повысить
познавательный интерес, привлечь внимание
к уже известному в новом материале,
он, используя то же построение содержания,
дополняет его структуру
Использование диалогического
метода обучения обеспечивает более
высокий уровень познавательной
активности учащихся в процессе познания,
так как они уже
4. Эвристический метод изложения
Эвристический метод применяется
там, где учитель ставит цель обучить
учащихся отдельным элементам решения
проблемы, организовать частичный поиск
новых знаний и способов действия.
Используя эвристический метод,
учитель применяет то же построение
учебного материала, что и при
диалогическом методе, но несколько
дополняет его структуру
Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.
5. Исследовательский метод
Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания».
При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала, и берутся элементы структуры эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
6. Метод программированных заданий
Метод программированных
заданий представляет собой постановку
учителем системы программированных
заданий. Уровень эффективности
учения определяется наличием проблемных
ситуаций и возможностью самостоятельной
постановки и решения проблем. Применение
программированных заданий
Виды проблемного обучения
Проблемное обучение
не может быть одинаково
Виды проблемного обучения
правильнее всего различать по соответствующим
видам творчества. На этом основании
можно выделить три вида проблемного
обучения. Первый вид («научное» творчество)
– это теоретическое
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид (художественное
творчество) – это художественное
отображение действительности на основе
творческого воображения, включающее
в себя литературные сочинения, рисование,
написание музыкального произведения,
игру и так далее. Все виды проблемного
обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой
деятельности ученика, наличие поиска
и решения проблемы. Они могут
осуществляться при различных формах
организации педагогического
Вполне понятно, что каждый
вид проблемного обучения как
внутренне дифференцированная деятельность
имеет сложную структуру, дающую
в зависимости от множества факторов
различную результативность обучения.
Каждый из перечисленных видов
Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения – наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.
Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, было выяснено, что проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.
Заключение
Рассмотрев основные аспекты реализации проблемного обучения можно сделать следующие выводы:
1. Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.
2. Разработкой вопрос о сущности проблемного обучения занимались Ю.К. Бабанский, П.Л. Гальперин, Н.А. Менчинский, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и другие авторы.
3. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.
4. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.
5. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.
6. Учебная проблема – это форма реализации принципа проблемности в обучении.
7. В выдвигаемой проблеме предъявляются требования, которые необходимо учитывать учителю при организации обучения в рамках рассматриваемой педагогической технологии.
8. Учебная проблема не является проблемой для учителя.
9. Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определённого опыта в отношении класса проблемных задач.
10. Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.
11. Проблемными являются первые уроки любой темы.
12. Существует структура организации проблемного обучения в средней школе.
13. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.
14. Существуют следующие методы проблемного обучения: метод монологического изложения, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программных заданий.
15. Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.
16. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.
Список литературы
Информация о работе Проблемное обучение как технологический процесс