Проблемы неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.

Задачи работы определить, какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время, выделить и провести анализ основных функций современной семьи, на основе этого выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей и найти пути выхода из сложившегося положения.

Содержание

Введение..............................................................................................


1. О семьях с одним родителем..........................................................

2. Негативные факторы воспитания.....................................................................................................

3. Пути выхода из сложившейся ситуации..........................................................................................................


Заключение.........................................................................................



Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по соц пед.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает  время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения  с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.

 

В тех случаях, когда  одинокая мать не получает помощи по уходу  за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[9]

 

В неполных семьях остро  стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

 

Можно выделить шесть  наиболее распространенных ошибок, возникающих  в процессе воспитания детей в  неполной семье:

 

1.     Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

 

2.     Отстраненность  матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

 

3.     Препятствие  контактам ребенка с отцом,  вплоть до настойчивого искоренения  унаследованных от него качеств,  что обусловлено неприязнью матери  к бывшему мужу.

 

4.     Двойственное отношение  к ребенку, проявляющееся то  в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

 

5.     Стремление матери  сделать ребенка образцовым, несмотря  на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем».  Ребенок либо становится пассивным,  либо включается в жизнь уличных  компаний.

 

6.      Отстраненность  матери от ухода за ребенком  и его воспитания. Причины таких  ситуаций могут быть разными,  начиная от безответственности, избытка примитивных интересов,  удовлетворению которых ребенок  мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.[10]

 

Из этого можно сделать  вывод, что дети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.

 

Употребление алкоголя и курение подростков, проживающих  в различных типах семей ( % )[11]

 

 

Анализируя данные таблицы  можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать  стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей.  Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.

 

 Уместно сказать,  что порой неполная семья более  полезна для ребенка, чем неполноценная,  хотя и полная (например, когда  в семье отец-пьяница). Здесь очень  важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате  этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

 

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Исследование Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы подтвердило приведенные выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%.[12]

 

Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.[13]

 

Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие  как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.

 

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого  социального статуса такой семьи  и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути выхода из  сложившейся ситуации

 

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей  в нашей стране назревает уже  давно, но в последнее десятилетие  она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

 

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло  заботу об одиноких матерях, имеющих  несовершеннолетних детей. Конечно, формы  и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

 

В Кодексе о браке  и семье указано, что государство  проявляет заботу о семье путем  предоставления пособий и льгот  одиноким матерям (наряду с другими  мерами охраны прав и интересов семьи).

 

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

 

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

 

Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка  в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.

 

 Но нельзя рассматривать  только материальную сторону  выхода из этой ситуации. Прежде  всего, надо задуматься, почему  же так происходит? Можно ли  возродить нуклеарную семью? Ответ  на вопрос кроется в самом обществе.

 

Д. Попеное, чтобы возродить  нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной  моногамии. Вот более эффективные  меры:

 

1)   Обуздать сексуальную  революцию. Он предлагает действовать  в трех направлениях:

 

ü Сексуальное воздержание, по крайней мере, до окончания школы.

 

ü Поощрение сексуальной  сдержанности до замужества.

 

ü Управление организованной индустрией развлечений. Ответственность  за идеи, которые внедряются в массовую культуру, должна быть большей.

 

2)  Содействовать браку:

 

ü Разъяснять эмоциональные, экономические и медицинские  преимущества пожизненной моногамии.

 

ü Просвещать население  в отношении природы современного брака. Разъяснить, что он не сводится лишь к нахождению идеального спутника, жизнь с которым наполнена страстью и романтикой. Брак – это длительная дружба между мужчиной и женщиной, которая требует не только постоянных усилий и забот, но и строгих моральных обязательств перед обществом, а также коммуникативных навыков.

 

ü Предавать позору и стыду супружеские пары, имеющие детей, но разводящиеся без объективных на то оснований, а также тех, кто заводит детей вне брака. Позор - один из самых действенных рычагов социального контроля. (Выделив этот пункт у Попеное, сразу вспоминается П. Бергер, который говорил, что убеждения, насмешки, презрение, т.е. моральные средства, средства общественного мнения действуют намного сильнее на человека, чем какие-либо другие механизмы социального контроля).

 

ü Широко обнародовать данные исследований о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки.

 

3) Усилить внимание  культуры к детям:

 

ü Все родители желают добра своим детям. Большинство  взрослых людей стремятся дать им все самое лучшее. Мы не можем  позволить, чтобы проверенные веками культурные традиции и приоритет в деле рождения детей все меньше зависел от нашей воли (что мы сейчас и видим). Задача осложняется еще тем, что сегодня менее одной трети семейных пар имеют детей, тогда как в прошлые века эта цифра превышала три четверти. Следует подумать и о завтрашнем дне, ведь дети – наше будущее.

 

Но все-таки не следует  забывать, что лучшая борьба с проблемой  – это ее профилактика. Система  профилактики по сокращению численности  неполных семей должна включать в  себя:

 

a)     Меры, предупреждающие  негативные тенденции в сфере устойчивости семьи;

 

b)    Меры, нейтрализующие  влияние «факторов риска» на  стабильность семейных отношений;

 

c)     Меры, устраняющие  подобные отрицательные воздействия;

 

Контроль над проведенной  работой и ее результатами.

 

Я считаю, что основной объем этих мер должен проводиться на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, чтобы предупредить последствия возникновения неполных семей на раннем этапе их возникновения.

 

Таким образом, подводя  выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение я хотела бы сказать, что, анализируя проведенную работу, я пришла к неутешительным выводам.

 

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность  и традиционное значение. На смену  родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. В определении понятия «семья» я присоединилась к мнению одного из авторитетных социологов-семьеведов А.Г. Харчева, который определил семью как малую социальную группу и как социальный институт. Действительно семья сохранила эти два определения семьи до наших дней. Но сегодняшняя семья не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных. Здесь я присоединилась к мерам по увеличению численности нуклеарных семей, предлагаемых Д. Попеное.

 

Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, согласитесь, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны. Исходя из моей работы, можно сделать вывод, что не всегда неполная, или, лучше выразиться, семья с одним родителем, хуже нуклеарной.

 

Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей,  то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» - не синонимы. Все считают, что развод – катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание – как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.

Информация о работе Проблемы неполных семей