Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:48, реферат
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.
Основное содержание деятельности психолога
1. Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.
Программа диагностики личности подростка
Название, автор |
Цель |
Методика КОС |
Коммуникативные и организаторские способности |
Рисунок человека (К.Маховер) |
Особенности личности |
Опросник Леонгарда |
Акцентуации характера |
ТестАйзенка«Самооценка психических состояний» |
Тревожность,фрустрация, |
Шкала тревожности Кондаша |
Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца |
Ценностные ориентации |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой |
Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки |
Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» |
Особенности темперамента |
2. Работа с педагогами.
Цель: оптимизация взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник».
Задачи:
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
3. Выработка единых правил и требований к ребёнку.
4. Отказ от наказания как основного метода воспитания.
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:
5. Включение подростка в работу секций, кружков.
6. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений |
Задачи развития |
Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками |
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем |
Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами |
Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю |
Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм |
Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм |
Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе |
Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку |
Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
3. Коррекционно-развивающая работа с подростками.
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростков.
1) Групповая деятельность:
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Коррекция агрессивного поведения |
Тренинг «Пойми меня» |
2. |
Формирование положительной нравственной направленности |
«Школа доброты» |
3. |
Развитие коммуникативных и социальных навыков |
Тренинг «Мы вместе» |
Организационные условия проведения групповых форм работы.
Задачи тренинговых занятий:
Нередко "плохое" поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся собой, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, какими видят своих друзей.
Важно укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.
Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.
Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой жизненной позиции.
Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.