Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:44, реферат
Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов.
Введение____________________________________________ стр. 3-4
1) Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность______________________ стр. 5-7
2) Виды и структура профессиональной компетенции________ стр. 8-13
3) Особенности профессиональной компетенции в профессии
ветеринара_____________________________________________ стр. 14-20
Заключение____________________________________________
Содержание.
Введение______________________
2) Виды и структура
профессиональной компетенции__
3) Особенности профессиональной компетенции в профессии
ветеринара____________________
Заключение____________________
Введение.
Возрастающие темпы развития науки, производства и культуры, модернизации общественного сознания и отношений приводят к необходимости подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании. Специалист должен успешно выполнять профессиональные функции в быстро развивающихся экономических условиях, быть конкурентоспособным, повышать квалификацию в течение всей профессиональной деятельности. Проведенные исследования по данной теме, показывают, что многие работодатели, помимо функциональных знаний и умений, выделяют у специалистов такие необходимые качества, как умение самостоятельно решать поставленные производственные задачи, нести персональную ответственность за результаты труда, владеть компьютерной грамотностью, а также быть мобильным, трудолюбивым, добросовестным. В учреждениях образования должны создаваться условия для формирования социально и профессионально значимых качеств личности. В процессе профессионального образования особая роль принадлежит практическому обучению, основными организационными формами которого являются лабораторные и практические занятия, учебно-исследовательская работа, курсовое и дипломное проектирование, практики. Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов. Сегодня остается актуальной проблема выбора методов практического обучения, обеспечивающих формирование у обучающихся профессиональной компетентности, выявление их дидактических возможностей и характеристик.
Вопросы профессиональной компетентности
специалиста рассматриваются в
работах как отечественных, так
и зарубежных ученых, например, И.А.
Зимней, Джона Равена, Ю.Г. Татура, М.П.
Чошанова. Однако подходы к трактовке
и определению понятия
Термины «компетенция» и
«компетентность» широко используются
в последнее время в
Рассмотрим определения понятия профессиональная компетентность в работах исследователей и в справочной литературе.
По мнению Е. И. Огарева, компетентность
- категория оценочная, она характеризует
человека, имея в виду уровень развития
его способности высказывать
квалифицированные суждения, принимать
адекватные и ответственные решения,
приводящие к рациональному достижению
поставленных целей. Иную трактовку
понятия «компетентность» дает М. А.
Чошанов. Он считает, что компетентность
одним словом выражает значение традиционной
триады «знания, умения, навыки» и
служит связующим звеном между ее
компонентами. Н. В. Кузьмина рассматривает
профессиональную компетентность как
осведомленность и
Н.И. Запрудский под профессиональной
компетентностью понимает систему
знаний, умений и навыков, профессионально
значимых качеств личности, обеспечивающих
возможность выполнения профессиональных
обязанностей определенного уровня.
В модель профессиональной компетентности
он включает познавательные мотивы, ранее
усвоенные профессионально
Варданян Ю. В. считает, что
профессиональная компетентность специалиста
с высшим образованием - это сложная
единая система внутренних психических
состояний и свойств личности
специалиста: его готовности к осуществлению
профессиональной деятельности и способности
(то есть умения и возможности) производить
необходимые для этого
В исследованиях Н.С. Розова
проблема профессиональной компетентности
специалиста рассматривалась
1) смыслового - включающего
адекватность осмысления
2) проблемно-практического
- обеспечивающего распознание
3) коммуникативного - концентрирующего
внимание на адекватном
В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав.
А.И.Турчинов понимает под
компетентностью степень
С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают,
что понятие компетенции
Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, А.И.Турчинов, В.А. Кальней, Н.С. Розова, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетенция» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность.
Для более глубокого определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды.
В общем смысле выделяется три основных вида компетенций: учебно-познавательные – то есть способности к познавательной деятельности, постановка целей и планирование, анализ, рефлексия и саморегуляция, решение проблем и задач и так далее; информационные – то есть все способности, связанные с поиском, отбором, обработкой, анализом и интерпретацией информации; и коммуникативные, связанные с взаимодействием с другими людьми и определяющие способность сотрудничать с ними, выполнять различные социальные роли и так далее.
В корпоративной практике используется такая классификация компетенций:
1. Ключевые или
базовые, корпоративные
2. Управленческие
(менеджерские, лидерские) компетенции
– те, которыми необходимо владеть
руководителям организации
3. Профессиональные
(технические) компетенции –
А.К.Маркова в своих работах связывает профессиональную компетентность с аспектами зрелости специалиста и выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
1. Специальная,
или деятельностная
2. Социальная
профкомпетентность
3. Личностная
профкомпетентность
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Можно сказать, что каждый
из описанных выше видов компетентности
включает в себя такие общие
- в специальной компетентности
— способность к планированию
трудовых процессов, умения
- в личностной компетентности
— способность планировать
- в индивидуальной
компетентности — мотивация
По мнению А.К. Марковой, существует еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» - готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более, чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию, им меньше грозит безработица.
Также изучением видов профессиональной компетенции занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
• социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
• социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);
• аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
Информация о работе Профессиональная компетентность специалиста