Профессиональная компетентность специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов.

Содержание

Введение____________________________________________ стр. 3-4
1) Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность______________________ стр. 5-7
2) Виды и структура профессиональной компетенции________ стр. 8-13
3) Особенности профессиональной компетенции в профессии
ветеринара_____________________________________________ стр. 14-20
Заключение____________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

компетентность .docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

•  коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах  эффективного общения);

•  психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

Высокий уровень психологической  компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов  управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно  проводятся исследования структуры  и содержания профессиональной компетентности различных категорий государственных  служащих.

Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения  таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся  к самому себе как личности, как  субъекту жизнедеятельности;

– компетентности, относящиеся  к взаимодействию человека с другими  людьми;

– компетентности, относящиеся  к деятельности человека, проявляющиеся  во всех ее типах и формах» .

Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:

1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;

2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;

3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение  накопленных знаний;

4. компетенции гражданственности:  знание и соблюдение прав и  обязанностей гражданина;

5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие;

6.    компетенции социального взаимодействия;

7.    компетенции в общении;

8.  компетенция познавательной  деятельности: постановка и решение  познавательных задач, интеллектуальная  деятельность;

9. компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;

10. компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации.

Первые пять основных компетенций  входят в состав компетентности, относящейся  к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в  состав компетентностей, относящихся  к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции  с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека.

Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций  данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.

Изучив источники литературы, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть особенности профессиональной компетенции ветеринаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности профессиональной компетенции в профессии ветеринара.

Прежде чем рассмотреть  вопрос содержания и сущности профессиональной компетентности ветеринара, необходимо проанализировать условия и специфику его деятельности.

Профессия ветеринара имеет  очень долгую историю. На первых этапах такое внимание к здоровью животных лежало в основе личностного подхода  крестьян к скоту, однако со временем гуманность, объединившись с медициной, вылилась в новую, довольно популярную во всем мире, материально прибыльную и актуальную профессию ветеринара.

Сейчас ветеринары работают на конных заводах и птицефабриках, на рыбоводческих и звероводческих предприятиях, в питомниках, фермерских хозяйствах, в отделах производственно-ветеринарного контроля на мясокомбинатах, на мясомолочных и пищевых контрольных станциях, в лабораториях, в НИИ ветеринарной санитарии.

Зарубежные ветеринарные врачи специализируются на лечении  разных категорий животных: мелких домашних животных, сельскохозяйственных и экзотических. И обучение, например, американских ветеринаров, длится восемь лет.

Российская система устроена несколько иначе. Наша ветеринария  еще до недавнего времени ориентировалась  в первую очередь на нужды сельского  хозяйства. Теперь в вузах появляются кафедры мелких домашних и экзотических животных, но обучение в институте  занимает всего пять лет, и выпускники получают квалификацию «ветеринарный  врач общего профиля».

Тем не менее, в ветеринарных клиниках работают врачи, специализирующиеся на чем-то более конкретном: травматологи, хирурги, ортопеды, офтальмологи, специалисты  лабораторий и пр. Поэтому специалисты  советуют еще в самом начале учебы  выбрать для себя какое-то приоритетное направление, учить соответствующие  предметы с удвоенным усердием и, еще, будучи студентом, устраиваться на работу в ветеринарные клиники и  набираться опыта.

Для успешного освоения профессии  ветеринарный врач необходимы базовые  знания по биологии, зоологии, химии.

Квалифицированный ветеринарный врач должен знать:

анатомию, физиологию животных, зоогигиену, ветеринарное акушерство;

основы ветеринарии, медицины, фармакологии;

биологические особенности  различных животных;

 методы и способы  взаимодействия с животными;

санитарно – эпидемиологические правила и нормы;

физико-химические особенности  состава различных лекарств.

Квалифицированный ветеринарный врач должен уметь:

брать анализы, медицинские  пробы, обрабатывать результаты;

производить операции, хирургические  вмешательства, организовывать и контролировать процесс выздоровления;

проводить комплексную терапию  при лечении заболеваний;

делать прививки и осуществлять прочие медицинские функции.

Практические и теоретические  знания в этой области крайне необходимы специалисту, однако  и личностные особенности играют большую роль.

Для успешной деятельности в качестве ветеринарного врача  необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

склонность к работе с  животными;

гибкость и самостоятельность  мышления;

хорошие аналитические способности;

высокий уровень развития внимания, долговременной памяти;

высокий уровень развития словесно-логической памяти (запечатление и воспроизведение в нужный момент сведений о болезнях и их признаках);

способность принимать быстрые  и нестандартные решения, инициативность;

способность работать в условиях ненормированного графика;

физическая и эмоциональная  выносливость;

ответственность, наблюдательность, организованность;

небрезгливость.

Изучая должностную инструкцию, квалификационный справочник, четко  прослеживается тот факт, что в  данной области очень большое  внимание уделяется как профессиональным знаниям, так и личностным особенностям. Так, к требованиям к профессии  ветеринар относят такие личностные качества, как:

 ♦ способность к эмпатии, сопереживанию;

 ♦ хорошее развитие  образной памяти;

 ♦ высокий уровень  развития словесно-логической памяти (запечатление и воспроизведение  в нужный момент сведений о  болезнях и их признаках);

 ♦ способность управлять  своими эмоциями;

 ♦ гибкость мышления (способность изменять планы,  способы решения задач под  влиянием обстоятельств);

 ♦ высокий уровень  развития внимания;

 ♦ способность переносить  физическое и психическое напряжение.

Делая опору на структуру  и виды профессиональной компетентности в целом, рассмотрим профессию ветеринар, опираясь на Этический кодекс российского  ветеринара. Попытаемся доказать, что  профессиональная компетентность ветеринара, также как и других профессий  является на данный момент актуальной и  значимой.

Для примера мы взяли структуру  профессиональной компетентности, предложенную Зимней И.А.

  1. Компетенции здоровье сбережения. В первой статье Этического кодекса российского ветеринара говорится следующее, «Главная цель профессиональной деятельности ветеринарного врача – защита жизни и здоровья человека, животных и всего общества. Ветеринарный врач должен всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья человека и животных, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам ветеринарии, санитарии, гигиены, экологии и культуры общения.»  Это, несомненно, относится к компетенции здоровье сбережения, так, ветеринар это специалист, сохраняющий, оберегающий как здоровье людей, так и животных.
  2. Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Особенно этот элемент профессиональной компетенции можно проследить во второй главе, где говориться о гуманном отношении к животным, об их ценности в структуре всей природы, об отношениях с хозяевами питомцев. Ценность жизни, как таковой, имеет особое значение, как бы громко это не звучало, спасая даже одного животного, ветеринар тем самым сохраняет природное наследие.
  3. Компетенции интеграции. В статье второй четко прописано: «Ветеринарный врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество ветеринарной помощи не может быть выше полученного образования. Право на самостоятельное принятие врачебных решений дает только профессиональная компетентность, высокая требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки».  Таким образом, здесь говориться о том, что компетентность в области профессиональных знаний является обязательным условием в данной области. Ветеринар должен накапливать и совершенствовать свои знания для плодотворной работы. И применять их в соответствии со своим уровнем профессиональной подготовки.
  4. Компетенции гражданственности. Под компетенцией гражданственности в профессии ветеринара понимается соблюдение всех законодательных актов. В Этическом кодексе российского ветеринарного врача делается акцент на конфиденциальность, если конечно эта информация не приносит вред и опасность для общества. Четко говориться об обязанности оказывать помощь и лечение всеми легальными способами. Ветеринарный врач не вправе сам рекомендовать эвтаназию, только по согласию хозяев питомца, и только если болезнь или травма не совместима с жизнью. Таким образом,  соблюдение гражданских прав и обязанностей ветеринара, играют большую роль в жизни общества в целом.
  5. Компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие. Ветеринар должен накапливать и совершенствовать свои знания для плодотворной работы. И применять их в соответствии со своим уровнем профессиональной подготовки. Любая работа для человека должна приносить моральное удовлетворение, значимость, поэтому личностное восприятие профессии имеет большое значение. Конечно, профессия не должна становиться смыслом жизни для человека, но осознавать что любая профессия это – ответственность, должен каждый специалист.
  6. Компетенции социального взаимодействия. Социальное взаимодействие в профессии ветеринара можно проследить с взаимодействиями с различными структурами. Ветеринар, в своей повседневной деятельности может контактировать с Санитарно-эпидемиологическими организациями, с Россельхознадзорами, НИИ и т.д.
  7. Компетенции в общении. В статье 16 Этнического кодекса российского ветеринарного врача говориться об обязанности поддерживать честь и благородные традиции ветеринарного сообщества. В течение всей жизни ветеринарный врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству. Ветеринарный врач обязан делать все от него зависящее для консолидации ветеринарного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных объединений и некоммерческих организаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей. Ветеринарный врач обязан блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью животных, подвергающих риску здоровье людей и подрывающих авторитет ветеринарных специалистов.
  8. Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность. Пределов для знаний в любой деятельности нет, поэтому постановка и решение задач необходима и важна для дальнейшего развития, как самого специалиста, так и профессии в целом.
  9. Компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность. Ветеринар должен быть способен и готов осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты.

Также способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.

  1. Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации. В настоящее время, в связи с высоким уровнем прогресса в области техники и электроники, ветеринары должны обладать необходимыми знаниями и умениями в области информационных технологий. Для более четкого и точного приема, переработки, выдачи информации.

Таким образом, можно сказать, что структура компетенции ветеринарного  врача сложна и многогранна. В  нее входят  моральные, этические, гражданские, гуманные, личностные элементы, что говорит об этой профессии  как о значимой профессии для  всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе нашей работы мы рассмотрели  сущность понятия профессиональная компетенция, изучили определения  с точек зрения разных ученых. Обобщив  их взгляды, можно сказать, профессиональную компетенцию возможно представить как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность. Определение сущности профессиональной компетентности, ее содержание, структура, специфика, критерии, показатели, уровни характеризуется неоднозначностью трактовок, что свидетельствует о сложности и противоречивости анализируемой нами проблемы.

Изучив литературу, мы видим, что существуют разные подходы к  определению структуры и видов  профессиональной компетенции. Так, в  общем смысле выделяется три основных вида компетенций: учебно-познавательные; информационные; коммуникативные.

В корпоративной практике используется такая классификация  компетенций: ключевые или базовые компетенции, управленческие, профессиональные.

А.К.Маркова в своих работах связывает профессиональную компетентность с аспектами зрелости специалиста и выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную.

Зимняя И.А. выделяет следующие  виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся  к самому себе как личности, как  субъекту жизнедеятельности;

– компетентности, относящиеся  к взаимодействию человека с другими  людьми;

Информация о работе Профессиональная компетентность специалиста