Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:44, реферат
Практическое обучение, являясь центральной частью профессиональной подготовки обучающихся, направлено на понимание ими социальной значимости выбранной профессии, на совершенствование профессиональных знаний и умений, на формирование системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимости и взаимосвязях технологических явлений и процессов, на развитие профессионально важных качеств личности, приобретение опыта творческой деятельности в рамках специальности, т. е. на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов.
Введение____________________________________________ стр. 3-4
1) Теоретические основы и подходы определения понятия профессиональная компетентность______________________ стр. 5-7
2) Виды и структура профессиональной компетенции________ стр. 8-13
3) Особенности профессиональной компетенции в профессии
ветеринара_____________________________________________ стр. 14-20
Заключение____________________________________________
• коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);
• психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).
Высокий уровень психологической
компетентности обеспечивает успешное
освоение психологических методов
управления «человеческой составляющей».
В настоящее время активно
проводятся исследования структуры
и содержания профессиональной компетентности
различных категорий
Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:
– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» .
Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:
1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;
2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;
3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;
4. компетенции гражданственности:
5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие;
6. компетенции социального взаимодействия;
7. компетенции в общении;
8. компетенция познавательной
деятельности: постановка и решение
познавательных задач,
9. компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;
10. компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации.
Первые пять основных компетенций входят в состав компетентности, относящейся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в состав компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека.
Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.
Изучив источники литературы, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть особенности профессиональной компетенции ветеринаров.
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания и сущности профессиональной компетентности ветеринара, необходимо проанализировать условия и специфику его деятельности.
Профессия ветеринара имеет очень долгую историю. На первых этапах такое внимание к здоровью животных лежало в основе личностного подхода крестьян к скоту, однако со временем гуманность, объединившись с медициной, вылилась в новую, довольно популярную во всем мире, материально прибыльную и актуальную профессию ветеринара.
Сейчас ветеринары работают на конных заводах и птицефабриках, на рыбоводческих и звероводческих предприятиях, в питомниках, фермерских хозяйствах, в отделах производственно-ветеринарного контроля на мясокомбинатах, на мясомолочных и пищевых контрольных станциях, в лабораториях, в НИИ ветеринарной санитарии.
Зарубежные ветеринарные врачи специализируются на лечении разных категорий животных: мелких домашних животных, сельскохозяйственных и экзотических. И обучение, например, американских ветеринаров, длится восемь лет.
Российская система устроена
несколько иначе. Наша ветеринария
еще до недавнего времени
Тем не менее, в ветеринарных клиниках работают врачи, специализирующиеся на чем-то более конкретном: травматологи, хирурги, ортопеды, офтальмологи, специалисты лабораторий и пр. Поэтому специалисты советуют еще в самом начале учебы выбрать для себя какое-то приоритетное направление, учить соответствующие предметы с удвоенным усердием и, еще, будучи студентом, устраиваться на работу в ветеринарные клиники и набираться опыта.
Для успешного освоения профессии ветеринарный врач необходимы базовые знания по биологии, зоологии, химии.
Квалифицированный ветеринарный врач должен знать:
анатомию, физиологию животных, зоогигиену, ветеринарное акушерство;
основы ветеринарии, медицины, фармакологии;
биологические особенности различных животных;
методы и способы взаимодействия с животными;
санитарно – эпидемиологические правила и нормы;
физико-химические особенности состава различных лекарств.
Квалифицированный ветеринарный врач должен уметь:
брать анализы, медицинские пробы, обрабатывать результаты;
производить операции, хирургические вмешательства, организовывать и контролировать процесс выздоровления;
проводить комплексную терапию при лечении заболеваний;
делать прививки и осуществлять прочие медицинские функции.
Практические и теоретические знания в этой области крайне необходимы специалисту, однако и личностные особенности играют большую роль.
Для успешной деятельности
в качестве ветеринарного врача
необходимо наличие следующих
склонность к работе с животными;
гибкость и самостоятельность мышления;
хорошие аналитические способности;
высокий уровень развития внимания, долговременной памяти;
высокий уровень развития словесно-логической памяти (запечатление и воспроизведение в нужный момент сведений о болезнях и их признаках);
способность принимать быстрые и нестандартные решения, инициативность;
способность работать в условиях ненормированного графика;
физическая и эмоциональная выносливость;
ответственность, наблюдательность, организованность;
небрезгливость.
Изучая должностную инструкцию,
квалификационный справочник, четко
прослеживается тот факт, что в
данной области очень большое
внимание уделяется как профессиональным
знаниям, так и личностным особенностям.
Так, к требованиям к профессии
ветеринар относят такие
♦ способность к эмпатии, сопереживанию;
♦ хорошее развитие образной памяти;
♦ высокий уровень
развития словесно-логической
♦ способность управлять своими эмоциями;
♦ гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием обстоятельств);
♦ высокий уровень развития внимания;
♦ способность переносить
физическое и психическое
Делая опору на структуру и виды профессиональной компетентности в целом, рассмотрим профессию ветеринар, опираясь на Этический кодекс российского ветеринара. Попытаемся доказать, что профессиональная компетентность ветеринара, также как и других профессий является на данный момент актуальной и значимой.
Для примера мы взяли структуру профессиональной компетентности, предложенную Зимней И.А.
Также способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.
Таким образом, можно сказать,
что структура компетенции
Заключение.
В ходе нашей работы мы рассмотрели сущность понятия профессиональная компетенция, изучили определения с точек зрения разных ученых. Обобщив их взгляды, можно сказать, профессиональную компетенцию возможно представить как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность. Определение сущности профессиональной компетентности, ее содержание, структура, специфика, критерии, показатели, уровни характеризуется неоднозначностью трактовок, что свидетельствует о сложности и противоречивости анализируемой нами проблемы.
Изучив литературу, мы видим, что существуют разные подходы к определению структуры и видов профессиональной компетенции. Так, в общем смысле выделяется три основных вида компетенций: учебно-познавательные; информационные; коммуникативные.
В корпоративной практике используется такая классификация компетенций: ключевые или базовые компетенции, управленческие, профессиональные.
А.К.Маркова в своих работах связывает профессиональную компетентность с аспектами зрелости специалиста и выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную.
Зимняя И.А. выделяет следующие виды компетентностей:
– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
Информация о работе Профессиональная компетентность специалиста