Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Краткое описание

Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза, педагога и ученого как носителей научного знания, культурно - педагогического опыта общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
1. Педагогические ценности в структуре профессионально – педагогической культуры…………………………………………………………………………5
1.2 Цели педагогического образования………………………………………..8
1.3 Классификация педагогических задач…………………………………….10
2. Технология педагогической деятельности преподавателя высшей
школы……………………………………………………………………………12
3. Понятие педагогического творчества………………………………………15
3.1 Особенности педагогического творчества………………………………..16
Вывод…………………………………………………………………………....17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Миляуша (МТП-12-01).doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Современная ситуация в высшей школе стимулирует преподавателя  к перероду от адаптивной, ориентированной  на настоящее, к креативной, ориентированной  в будущее, форме активности,  к тому,   «чтобы заданные внешними условиями,  целями способы деятельности сочетались со свободным,     внутренне обусловленным раскрытием особенностей и дарований личности.  

Технолого-педагогическая готовность предполагает:

1) знание приемов решения аналитико- рефлексивных, конструктивно-прогностических,организационно-деятельностных,оценочно-информацион-ных  и коррекционно - регулирующйх педагогических задач и умение использовать эти приемы. Качество решения задач определялось через совокупность умений, отражающих уровень развития личности преподавателя как субъекта деятельности.

Измерение умений осуществлялось с помощью карты-схемы  по  4-балльной шкале, позволившей  установить уровень сформированности умений, а также характер внутренних корреляционных связей между отдельными умениями.

2) творческая  активность  личности  преподавателя   проявляется  в интеллектуальной  активности, педагогической интуиции  и импровизации. Кроме указанных  выше методов для измерения  данного критерия широко применялись методы самооценки,  наблюдения,  решения педагогических ситуаций в условиях специально организованного обучения (семинары, школы, организационно - деятельностные игры).

3) Степень развития  педагогического мышления как  критерий профессионально-педагогической культуры содержит в себе следующие показатели:  сформированность педагогической рефлексии, позитивное отношение к обыденному педагогическому сознанию,  проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений. При массовом опросе этот критерий изучается с помощью анкетирования, наблюдения, бесед; в условиях специально организованного обучения степень развития педагогического мышления фиксируется по специальной программе на основе данных решения педагогических задач,   участия в деловых играх,    использовании активных методов.

4) стремление  к профессионально - педагогическому совершенствованию преподавателя вуза складывается из таких показателей: установка на профессионально- педагогическое совершенствование,      наличие личной педагогической системы, заинтересованное отношение к опыту своих коллег, овладение способами самосовершенствования.  При определении этого критерия наряду с выше названными методами изучаются круг чтения преподавателя в области психолого-педагогических дисциплин,  участие его в работе методических и теоретических семинаров кафедры, предметных комиссий,  научно-практических конференций,  написанные им статьи по методике, отмечается стремление преподавателя использовать всевозможные способы внутривузовского повышения квалификации. Преподаватель, поставив перед собой цель и   построив в соответствии с ней программу действий, может прогнозировать основные условия, этапы формирования личности, создавать ситуации для развития и саморазвития личности.

          Осознание личностного смысла  профессиональной деятельности  требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять своим поведением в соответствии с возникшими или специально поставленными педагогическими задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие педагогического творчества

 

 Природа  творческого педагогического труда  такова, что она изначально содержит  в себе некоторые характеристики  нормативной деятельности. Педагогический  труд становится творческим в тex  случаях,  когда работа с алгоритмами не дает желаемых результатов.  Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций,  решение которых требует постоянной коррекции и регулирования привычных действий, что побуждает преподавателя к инновационному мышлению.

Вполне правомерным  является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Такие возможности  возникают благодаря  закономерностям  целостного педагогического процесса,  осознанию целей и задач совместной деятельности, готовности и способности к самоизучению и

самосовершенствованию.

Субъективные  условия развития педагогического  творчества включают:  знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки преподавателя; владение преподавателем современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция;   умение принимать оперативные решения в не типичных ситуациях; проблемное видение, антиципация (предвосхищение), владение педагогической технологией.

Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у преподавателей установку на ожидание и внедрение нового в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной деятельности обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации преподавателя.  Таким образом,  педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны,  дополняют и развивают друг друга.    

 

3.1 Особенности педагогического творчества

 

1. Сотворчество преподавателя со студентами,  коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом и студенческом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором.  Преподаватель вуза как ученый,  педагог, специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы,  производственной практики демонстрирует своим студентам творческое отношение к профессиональной деятельности.

2. Проявление творческого педагогического потенциала преподавателя зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса.

3. Преподаватель должен уметь управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и учить этому студентов; организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативы и изобретательности,   создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять, как в педагогической деятельности сочетаются алгоритмический и творческий компоненты.

 

Вывод

 

Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы  как социально-педагогическое явление рассматривается нами как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности.

Такое понимание профессионально - педагогической культуры позволяет вписать ее в два категориальных ряда:    1) профессиональная культура, педагогическая культура (в качестве видового понятия),  

2)  культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя (в качестве родового понятия).

При изучении сущности профессионально-педагогической культуры были выявлены и проанализированы основные группы противоречий:

-  социально - педагогических  – между социально-культурными процессами, условиями  окружающей  социальной  реальности  и  функционированием профессионально – педагогической культуры;

- общепедагогических  – между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоения, включенности в деятельность преподавателя;

-  личностно-творческих  –   между общественной формой существования профессионально - педагогической культуры и индивидуально - творческой формой ее присвоения и развития,  преодоления педагогичности,  стереотипности в оценках и действиях студентов и собственной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Исаев В.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя, 2002.

 

  1. В.М.Кроль. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.; ил.

Информация о работе Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации