Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить процесс становления профессионального образования за рубежом;
2. Охарактеризовать процесс развития теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.;
3. Проанализировать современное состояние профессионального образования за рубежом;
4. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом.
Введение 3
1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом 5
1.1. Становление профессионального образования за рубежом 5
1.2. Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв. 9
1.3. Современное состояние профессионального образования за рубежом 11
1.3.1. Модели профессионального образования 11
1.3.2. Системы профессионального образования 12
Заключение 18
Список литературы 19
Оглавление
Список литературы 19
Введение
Актуальность темы. Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Необходимо помнить, что немалый вклад внесли зарубежные педагоги в развитие профессионального образования в целом, поэтому очень важно знать и понимать процесс становления и развития профессионального образования за рубежом. Разумеется, система профессионального образования за рубежом конструировалась по различным схемам, которые диктовала цивилизация, время, условия жизни, реформаторы педагогических идей и т.д. Реформаторы педагогических идей, в свою очередь, особенно за рубежом, концентрировали вокруг себя поле, которое так или иначе, оказывало влияние на развитие профессиональной педагогики в мире, в том числе, воздействовало, как на отечественную педагогику, так и на эпоху педагогических идей, в общем.
В настоящее время,
в нашей стране, педагоги, психологи, философы
разрабатывают новые подходы к развитию
профессионального образования. Профессионально-
Сегодня, во время открытых международных связей, думается, что мы наконец готовы узреть весьма интересный опыт, и устройство систем профессионального образования за рубежом, тем более что это диктует сама цивилизация.
Нужно подчеркнуть, что профессиональное или среднеспециальное образование в современном мире, в зарубежных ВУЗах, колледжах или академиях пока еще не получило в нашей стране массового распространения, однако в отдельных сферах устойчивый спрос все же имеет место наличествовать.
Вообще, количество дисциплин, которым можно научиться за границей, почти бесконечно. Например, в Севильской школе мариачи обучают искусству игры на испанской гитаре в технике фламенко, а в Макфердин-колледже Глазго - технике фехтования на клейморах - шотландских двуручных мечах. Освоить профессию инкассатора можно в Цюрихском техникуме банковской безопасности, а освоить профессию телохранителя - в Stasi-Schule, расположенной в Нюрнберге.
Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования за рубежом, а также опыт взаимодействия по данным вопросам, для создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования в современном мире.
Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Объектом данной работы является профессиональное образование;
Предметом данной работы является процесс становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить процесс становления профессионального образования за рубежом;
2. Охарактеризовать процесс развития теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.;
3. Проанализировать современное состояние профессионального образования за рубежом;
4. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом.
1. Становление и развитие
1.1. Становление профессионального образования за рубежом
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. [9, с.5]
Нужно отметить, что подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности является одной из важнейших социально-педагогических задач. На всех этапах своей истории человечество по-разному решало эту задачу.
Как мы отметили выше, в первобытном обществе подготовка детей к труду осуществляется непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда (появлением земледелия, скотоводства и ремесла) молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях.
В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического: физический труд стал уделом рабов, дети рабовладельцев посещали школы жрецов и писцов и они освобождались от физического труда, который свободными людьми считался унизительным и презренным.
В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленного божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали феодального общества. [8, с.163]
Нужно отметить, что в период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков.[7, с.6-7]
Основной формой обучения детей ремесленников и кузнецов было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, из рук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.
В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Так, в сочинении «Дидаскалон» организатор парижской школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлении вещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как и мыслители античности, считал механические искусства уделом «плебеев, детей неблагородных родителей».[8, с.164]
В произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучения молодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимым готовить детей к трудовой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что с именем вышеупомянутого педагога связаны революционные преобразования в науке о воспитании. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей ни утратили, ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. [7, с.7] В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства.».[8, с.165]
С развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и техники в XIV — XVII вв. усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты массового вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.
Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения с производительным трудом. [8, с.165-166]
На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ - приютов, построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу.
Французский материалист Дени Дидро (1713-1784) издал «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая сыграла значительную роль в развитии профессионального образования. [8, с.166] Здесь необходимо отметить, что французские материалисты и просветители XVIII в., в том числе и Д. Дидро, К. Гельвеции (1715—177L), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. [7, с.8]
В конце XVIII в. начинается развитие новой тенденции в профессиональном образовании, которая в отличие от предыдущей, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладение орудиями, инструментами и технологиями производства.
В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и другие были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда, развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Р. Оуэн впервые соединил обучение с промышленным трудом и дал пример разумной организации профессионального обучения.
Р.Оуэн (1771-1858). Английский социалист-утопист и видный деятель образования. Создал систему обучения и воспитания детей рабочих, впервые на практике соединил обучение с производительным индустриальным трудом, изгнал религию из школы, выдвинул задачу воспитания в духе коллективизма, вплотную подошел к диалектико-материалистическому разрешению вопроса о развитии личности
Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональном образовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системы ученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. Он выступил против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственное отупление детей.
К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств», включил в систему коммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения с производительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX вв. [8, с.167]
1.2. Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.
В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. [7, с.11]
Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в Западной Европе и США возникли различные реформаторские теории. Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель образования Георг Кершенштейнер (1854-1932). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Он ввел в программу обучения труд детей в школьных мастерских, садах и кухнях. [8, с.168]
Для молодых рабочих им были созданы так называемые дополнительные школы, в которых повышалась профессиональная подготовка и осуществлялось гражданское воспитание подростков. Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.