Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.
Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий
Задачи:
1) анализ литературы по данной теме;
2) изучить типы профессий;
3) проанализировать полученные результаты
Гипотеза: преобладание гуманитарной направленности в выборе профессиональной деятельности и социального типа личности.
Методики: анализ, тестирование, опрос, методы интерпретации полученных результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….………..3

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план……………............5

1.2 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………………….....6

1.3 Самопознание в выборе профессии…………………………………………………11

1.4 Роль самооценки в профессиональном самоопределении………………………...12

Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

2.1 Цели, задачи, организация исследования………………………..............................16

2.2 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову……………..17

2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда………….19

Выводы……………………………………………………………………………………21

Рекомендации…………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...........27

Приложение………………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

мой старый курсовик.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

     Как же разобраться в себе? Психологи  считают, что при выборе профессии  очень важно соответствие между  психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

     Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально  важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

     Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с  твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим  типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные  с многочисленными контактами, а  если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

     Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать  себя. Ты наверняка часто задаешь  себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека.  Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

     Твой  характер пока только формируется, поэтому  не надо наклеивать себе же ярлык и  отказываться от профессии артиста  только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

     Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

   Исходя  из результатов качественного и количественного анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты:

  • В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
  • наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители;
  • для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я";
  • трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;
  • обнаруженные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:

      В результате проведенных  исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были подтверждена гипотеза преобладания гуманитарной направленности в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности. 
 

Список  использованных источников.

    1. Большая советская  энциклопедия, 1975
    2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973
    3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
    4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
    5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
    6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
    7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
    8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
    9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
    10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
    11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
    12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
    13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
    14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
    15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
    16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Методика Дж. Холланда

1 а) Инженер-механик   б) Физик-экспериментатор  
2 а) Социальный работник   б) Управляющий гостиницей  
3 а) Художник по интерьеру   б) Чертежник-копировщик  
4 а) Биохимик   б) Фармацевт  
5 а) Политический лидер   б) Писатель  
6 а) Портной   б) Оператор ЭВМ  
7 а) Адвокат   б) Историк-правовед  
8 а) Воспитатель детского сада   б) Художник по керамике  
9 а) Вязальщик   б) Телефонист справочной службы  
10 а) Нотариус   б) Менеджер по снабжению  
11 а) Переводчик зарубежной поэзии   б) Логик  
12 а) Детский врач   б) Специалист по медицинской  статистике  
13 а) Маркетолог   б) Пчеловод  
14 а) Научный работник музея   б) Менеджер по персоналу  
15 а) Аудитор   б) Художник-реставратор  
16 а) Строитель-монтажник   б) Металловед  
17 а) Школьный учитель   б) Следователь  
18 а) Столяр-краснодеревщик   б) Оператор станков-автоматов  
19 а) Математик   б) Бухгалтер  
20 а) Директор мебельной  фабрики   б) Дирижер  
21 а) Настройщик телерадиоаппаратуры   б) Секретарь-референт  
22 а) Главный зоотехник   б) Генетик  
23 а) Консультант “телефона  доверия”   б) Парикмахер-модельер  
24 а) Водитель троллейбуса   б) Медсестра  
25 а) Делопроизводитель   б) Брокер на бирже  
26 а) Архитектор   б) Искусствовед  
27 а) Инспектор дорожного  движения   б) Счетовод   
28 а) Издатель газеты   б) Электрик  
29 а) Биолог   б) Телеведущий  
30 а) Архивариус   б) Художник-рекламист  
31 а) Повар   б) Официант  
32 а) Банковский служащий   б) Заведующий магазином  
33 а) Криминалист   б) Юрисконсульт  
34 а) Корректор   б) Литературовед  
35 а) Звукооператор   б) Физик-акустик  
36 а) Экскурсовод   б) Дипломат  
37 а) Киноактер   б) Кинооператор  
38 а) Археолог   б) Товаровед  
39 а) Закройщик-модельер   б) Театральный художник  
40 а) Часовой мастер   б) Контролер ОТК  
41 а) Менеджер по продажам   б) Редактор научного журнала  
42 а) Психотерапевт   б) Драматург  
 

1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

 Социальный 

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а

 Артистический 

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

 Конвенциальный 

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

 Предприимчивый 

2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а

 

Интеллектуальный  

1б, 4а, 4б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б 
 
 

Текст опросника по Климову

1а. Ухаживать  за животными.

или

1б. Обслуживать  машины, приборы (следить, регулировать). 

2а. Помогать  больным. 

или

2б. Составлять  таблицы, схемы, программы для  вычислительных машин. 

3а. Следить  за качеством книжных иллюстраций,  плакатов, художественных открыток, грампластинок. 

или

3б. Следить  за состоянием, развитием растений. 

4а. Обрабатывать  материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить  товары до потребителя, рекламировать,  продавать. 

5а. Обсуждать  научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать  художественные книги (или пьесы, концерты). 

6а. Выращивать  молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать  товарищей (или младших) для  выполнения и закрепления каких-либо  навыков (трудовых, учебных, спортивных). 

7а. Копировать  рисунки, изображения (или настраивать  музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять  какой-либо машиной (грузовым, подъемным  или транспортным средством) –  подъемным краном, трактором, тепловозом  и др. 

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им  сведения (в справочном бюро, на  экскурсии и т.д.).

или

8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). 

9а. Ремонтировать  вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать  и исправлять ошибки в текстах,  таблицах, рисунках. 

10а.  Лечить животных.

или

10б.  Выполнять вычисления, расчеты. 

11а.  Выводить новые сорта растений.

или

11б.  Конструировать, проектировать новые  виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и  т. п.). 

12а.  Разбирать споры, ссоры между  людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б.  Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить  в порядок). 

13а.  Наблюдать, изучать работу кружков  художественной самодеятельности.

или

13б.  Наблюдать, изучать жизнь микробов. 

14а.  Обслуживать, налаживать медицинские  приборы, аппараты.

или

14б.  Оказывать людям медицинскую  помощь при ранениях, ушибах, ожогах  и т.п. 

15а.  Художественно описывать, изображать  события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б.  Составлять точные описания-отчеты  о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 

16а.  Делать лабораторные анализы  в больнице.

или

16б.  Принимать, осматривать больных,  беседовать с ними, назначать  лечение. 

17а.  Красить или расписывать стены  помещений, поверхность изделий. 

или

176. Осуществлять  монтаж или сборку машин, приборов. 

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников