Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:51, реферат
Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Культура педагогического
Культура есть мера развития человека,
ибо она характеризует не только и не столько
объём усвоенных им ценностей общественной
жизнедеятельности людей на протяжении
всей их истории, сколько сам способ, каким
человек приобщается к этим ценностям.
Культура, в переводе с латинского языка,
означает возделывание, обработка. В этом
смысле культура – это то, что создает,
формирует людей, и одновременно то, с
помощью чего люди становятся социально
активными, профессионально зрелыми и
целеустремлёнными людьми. Именно поэтому
культура воплощает стиль мышления и поведения
человека, поскольку она охватывает все
стороны общественной жизни, любой вид
человеческой деятельности. Она характеризует
не только образованность – широту и глубину
знаний человека, но и его воспитанность,
интеллигентность – умение четко выразить
свою мысль, внимательно выслушать, сделать
правильное встречное движение, с достоинством
и в соответствии с обстановкой себя держать.
Педагогическая культура – это интегральное
качество личности учителя, проектирующее
его общую культуру в сферу профессии.
Педагогическая культура – это синтез
высокого профессионализма и внутренних
свойств педагога, владение методикой
преподавания и наличие культуротворческих
способностей. Это мера творческого присвоения
и преобразования накопленного человечеством
опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической
культурой, имеет хорошо развитое педагогическое
мышление и сознание, обладает творческим
потенциалом и является средоточьем всемирного
культурно-исторического опыта.
Культурное развитие будущего учителя
происходит в системе самых различных
общественных и частных действий, в которых
он строит свои отношения с другими людьми
и окружающим миром. Не пренебрегая развитием
познавательных способностей и развлечениями
студентов, необходимо помнить, что культура
– это насыщенность жизни человека и его
гуманизация. Целью культуры должно стать
достоинство жизни, протекающей в формах
культуры, осознание диалектики свободы
и необходимости своего бытия.
Произошла утрата первоначального понятия
«образования» – как формирования личности
в условиях культуры. «Человек образованный»
осознается как «человек информированный»,
но это не означает наличия у него потенции
к воспроизводству культуры и тем более
к самопорождению культурных новаций.
Иными словами, основное противоречие
между сложившейся системой образования
и возникшим социальным заказом заключается
в том, что не определены пути, методы и
средства перехода от образования как
суммы информации к образованию как особой
культурной деятельности. Данное противоречие
усиливается ещё и тем, что образование
утратило статус личностной и в эстетическом
понимании бескорыстной ценности, а значит,
оно должно «работать» на культуру и общечеловеческий
прогресс. Интерпретация образования
как средства овладения культурой – это
традиционно для прогрессивных педагогических
концепций.
В нашей стране из-за абсолютизированной
централизованной системы произошла деформация
мышления нескольких поколений. Как следствие
этого – низкая культура педагогических
кадров и искаженное представление о воспитании
и образовании; ложные установки в воспитании
(наше – значит лучшее), забвение прошлого
опыта, пренебрежение к сложившимся традициям
отечественной школы. Результаты исследований
показали, что между качеством образования,
даваемым в школе, и психологической атмосферой
в педагогическом коллективе существует
тесная связь. Известно также, что хороший
психологический климат невозможен в
атмосфере рутины и межличностных конфликтов.
Поэтому сегодня большое внимание следует
уделять формированию культуры общения
учителей.
Существенному падению культуры и образования
способствовала многолетняя самоизоляция
нашего общества. Известно, что закрытое
образование по своей сути консервативно,
не способно к развитию. Поэтому сейчас
важнейшая задача – открытие образовательных
границ, интернационализация образования,
поворот его к общечеловеческим ценностям
и достижениям мировой культуры. Новая
культура должна ориентироваться на новые
нравственные ценности, свободные от каких
бы то ни было классовых, политических,
идеологических интересов. Единственный
критерий – суверенность и достоинства
каждого человека.
В плане гуманизации нужно изменить акценты
в подготовке учителя – не только специалист
какого-либо предмета, но, прежде всего,
человек культуры. Для повышения педагогической
культуры очень важно совершенствовать
содержание самостоятельной работы студентов.
Оно должно реализовываться в творческом
сотрудничестве, сотворчестве преподавателей
и студентов. В этой связи возникает качественно
новая задача – преобразование учебного
процесса в научно-педагогический. Высшая
педагогическая школа должна научить
культуре социально ответственного решения
и поступка, то есть активной деятельности,
в которой можно выделить три крупных
блока: 1. Способность к общению с культурой
и в культуре. 2. Способность к воспроизводству
культуры. 3. Способность к самовоспроизводству
в культуре.
Способность к общению с культурой и в
культуре в широком смысле раскрывается
через многообразие отношений личности,
сферы её поликультурных проявлений, воспроизводства
исторических, культурных, национальных,
семейных традиций. В педагогическом плане
эта способность формируется в учебном
процессе, построенном в виде диалога
культур. Суть этой методики – построение
учебного процесса таким образом, чтобы
сознание будущего специалиста могло
противостоять установившимся стереотипам.
Мышлению учителя могут быть присущи достижения
различных культур и эпох. Каждая культура
по-своему права. Войти в спор с ней, найти
точку соприкосновения, извлечь полезные
уроки из исторического опыта, ощутить
себя частью мировой культуры – вот цель
методики диалога культур.
Способность к воспроизводству в сфере
общей культуры понимается как коррекция
собственной деятельности в соответствии
с изменяющимся содержанием культурного
процесса; своего рода неприятие догматизма,
консерватизма и застоя в общественном
бытии.
В этической плоскости пересекаются сферы
постоянного самосовершенствования учителя
и наполнению этическим смыслом каждого
педагогического поступка в общем процессе
деятельности.
Культура рациональной организации труда.
В понятие культуры человека входит и
то, как он трудится, как организует своё
рабочее и свободное время. Вчерашние
школьники, становясь студентами, попадают
в новые условия и не всегда могут быстро
приспособиться к требованиям обучения
в вузе. Большое количество учебных дисциплин,
самостоятельная работа требуют от студента
умения рационально распределять и планировать
своё время, организовывать своё рабочее
место, работать с литературой. В самых
общих чертах это должно быть сформировано
у человека ещё в школе. Если студент не
научится этому за годы обучения, то в
практической деятельности он столкнется
с массой трудностей.
Овладение умениями рациональной организации
труда начинается с установления рабочего
режима. Определенная часть дня занята
учебными занятиями или работой, распределить
нужно оставшееся время. Спланировать
время нужно так, чтобы успевать выполнять
все задания в сроки и оставалось время
для культурного отдыха, увлечений, спорта.
Успешность работы и учения во многом
зависят от организации своего рабочего
места. Порядок на рабочем столе, книжной
полке способствует не только экономии
времени на поиски нужной книги и других
предметов, но и создает психологический
комфорт при работе.
Успешности также способствует сформированная
культура учебного труда, которая включает:
культуру мышления, проявляющуюся в умениях
анализа и синтеза, сравнения и классификации,
абстрагирования и обобщения, переноса
полученных знаний и приёмов умственной
деятельности в различные новые условия;
устойчивый познавательный интерес, умения
и навыки творческого решения познавательных
задач, умения сосредоточиться на главных,
наиболее важных в данный момент проблемах;
рациональные приёмы и методы самостоятельной
работы с различной литературой, умения
написания различных письменных работ
(конспектов, рефератов, тезисов и т.д.).
Овладеть этими умениями поможет специальная
литература, которую вы найдёте в настоящем
пособии.
Культура педагогического
Важнейшей характеристикой культуры
человека выступает его общение с коллегами,
друзьями, родственниками, знакомыми и
незнакомыми людьми. Человек реализует
в общении свою основную потребность как
социальное существо. В общении проявляется
как общая культура общества, к которой
принадлежит человек, так степень освоения
этой культуры им.
Педагогическое общение – это профессиональное
общение преподавателя с учащимися на
уроке и вне его, направленное на создание
благоприятного психологического климата.
Каждый педагог выделял что-то свое главное
в общении с учениками. А.С.Макаренко считал
«главным в общении учителя и учащихся
должны быть отношения, основанные на
уважении и требовательности». В.А.Сухомлинский
говорил, что «каждое слово, сказанное
в стенах школы, должно быть продуманным,
мудрым, целеустремлённым, полновесным.
Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».
Педагогическое общение как социально-психологический
процесс характеризуется следующими функциями:
познания личности, обмен информацией,
организация деятельности, обмен ролями,
сопереживание, самоутверждение. Знание
функций поможет учителю организовать
общение с детьми на уроке и вне его как
целостный процесс.
В.А.Кан-Калик выделяет структуру профессионально-
1. Прогностический этап – моделирование
педагогом предстоящего общения с детьми.
2. Коммуникативная атака – организация
непосредственного общения в момент начального
взаимодействия.
3. Управление общением - в ходе педагогического
процесса поддерживать инициативу детей,
направлять и корректировать общение.
4. Анализ общения – направление на соотнесение
цели, средств и результатов общения с
детьми.
Учитель должен быть инициатором общения.
Для этого следует обратить внимание на
оперативность начала контакта, формирования
чувства «Мы», введение личностных аспектов
во взаимодействие с детьми, демонстрацию
собственной расположенности к классу,
показ ярких целей деятельности, передачу
учащимся понимания педагогом их внутреннего
состояния, организацию цельного контакта
со всем классом, изменение стереотипных
негативных установок к отдельным учащимся.
Все это помогает преодолевать барьеры,
возникающие у учителя особенно вначале
деятельности. Снятию барьеров помогает,
прежде всего, воспитание правильных форм
общения.
Большое значение в общении играет стиль.
Стиль – совокупность методов и приёмов
какой-либо деятельности, поведения.
В общении выделяют две стороны: отношение
и взаимодействие, где видимая часть –
серия речевых и неречевых действий, а
внутренняя – потребности, мотивы, интересы,
чувства – все, что толкает человека к
общению.
Исследователи выделяют три основных
стиля отношения учителя к детскому коллективу:
устойчиво-положительный, пассивно-положительный,
неустойчивый. Но, может быть и ситуативно-отрицательный,
и устойчиво-отрицательный.
С точки зрения взаимодействия выделяют
следующие стили: авторитарный («разящие
стрелы»); демократический («возвращающийся
бумеранг»); либеральный («плывущий плот»).
Стиль отношений и стиль взаимодействия
в процессе руководства воспитанием детей
в совокупности создают стиль педагогического
общения. По классификации В.А, Кан-Калика
существуют следующие стили педагогического
общения: общение на основе увлеченности
совместной деятельностью; общение на
основе дружеского расположения; общение-дистанция;
общение-устрашение; общение-заигрывание.
Большое значение в продуктивном общении
играет такт.
Такт – умение вести себя пристойно,
уважая других; чувство меры в поведении,
поступках.
Наличие такта позволяет учителю строить
общение на положительных эмоциях, устанавливать
и поддерживать психологический контакт
с детьми. Педагогический такт отличается
от общего тем, что обозначает не только
свойства личности учителя, но и умение
выбрать правильный подход к учащимся,
то есть это воспитывающее, действенное
средство влияния на детей.
Педагогический такт – это мера педагогически
целесообразного воздействия на детей,
умение устанавливать продуктивный стиль
общения.
Педагогический такт предполагает гибкость
поведения учителя – тактику. Выбор тактики
в общении связан с умением пользоваться
ролевыми позициями. Можно выделить четыре
основных позиции: пристройка сверху;
пристройка снизу; пристройка рядом; позиция
неучастия.
Педагогический такт воспитывается, приобретается
вместе с мастерством. Это результат духовной
зрелости учителя, большой работы над
собой по приобретению специальных знаний
и выработки умений общения с детьми. Прежде
всего, это знание психологии возраста
и индивидуальных особенностей детей.
Государственный образовательный
стандарт и требования к личности
и профессиональной компетентности
педагога.
Понятия «профессиональная компетентность»
и «готовность к профессиональной деятельности».
Общая характеристика профессиональной
компетентности педагога. Педагогические
знания и теоретическая готовность к педагогической
деятельности. Педагогические умения
и практическая готовность к педагогической
деятельности. Образ «мастера» в педагогике.
Профессиональный идеал, его роль в профессиональном
развитии.
Профессиональная
Педагогическая профессия отличается
от других тем, что она не только управляющая,
но и преобразующая. Это большая ответственность
– управлять развитием личности, поэтому
правомерен вопрос о компетентности.
Профессиональная компетентность педагога
– это единство его теоретической и практической
готовности к осуществлению педагогической
деятельности, которая характеризует
его профессионализм.
Содержание подготовки педагога представлено
в его квалификационной характеристике,
которая отображает научно обоснованный
состав профессиональных знаний, умений,
навыков. Это свод обобщенных требований
к учителю на уровне его теоретического
и практического опыта. Психолого-педагогические
и специальные знания - необходимое, но
не достаточное условие профессиональной
компетентности. Многие из них являются
предпосылками интеллектуальных и практических
умений и навыков. Поэтому структура профессиональной
компетентности учителя может быть раскрыта
через педагогические умения.
Педагогические умения – это совокупность
последовательно развертывающихся действий,
часть из которых может быть автоматизирована
(навыки), основанных на теоретических
знаниях и направленных на решение задач
развития личности.
Ряд авторов (С.Б. Елканов, Н.В.Кузьмина,
Э.Г. Костяшкин и др.) связывает профессиональные
умения педагога с педагогическими способностями,
разделяя их на группы с подобными же названиями.
1. Познавательные умения и способности:
глубокое знание психологии ребенка; умение
отбирать для педагогического процесса
необходимую информацию; контролировать
свое поведение и деятельность. Они строятся
на основе познавательных (гностических)
умений: восприятия, внимания, мышления,
воображения и памяти.
2. Конструктивные умения: построения образа
конечного результата деятельности; составление
плана действий по достижению поставленной
цели.
3. Коммуникативные умения – общаться,
обмениваться информацией, налаживать
отношения, они включают следующие действия:
воспринять и понять другого человека;
умение сближать точки зрения (свою и чужую);
умение управлять общением.
4. Информационные умения: постановка голоса,
отработка дикции; выразительность и эмоциональная
окраска речи; культура и стиль речи.
5. Организационные умения: умение задавать
работу, распоряжаться; осуществлять контроль
за исполнением; подводить итоги и оценивать
работу.
В более узком смысле их можно рассматривать
как: способность учитывать психологические
особенности человеке, группы людей, т.е.
организаторское чутьё; способность заражать
и заряжать своей энергией других; склонность,
готовность к организаторской деятельности,
способность соблюдать психологический
такт, чувство меры.
Модель профессиональной готовности строится
на наиболее общих умениях и переходит
на частные умения (от умения профессионально
мыслить – к теоретическому анализу фактов),
то есть процесс перехода от конкретного
к абстрактному. Таким образом, модель
профессиональной готовности выступает
как единство теоретической и практической
готовности. Обобщённые педагогические
умения можно объединить в четыре группы:
1. Умения «переводить» содержание объективного
процесса воспитания в конкретные педагогические
задачи: изучение личности и коллектива;
выделение комплекса образовательных,
воспитательных и развивающих задач и
т.д.
2. Умения построить и привести в движение
логически завершённую педагогическую
систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных
задач; обоснованный отбор содержания
образовательного процесса и т.д.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи
между компонентами и факторами воспитания,
приводить их в действие: создание необходимых
условий, активизация личности школьника
и т.д.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической
деятельности: самоанализ образовательного
процесса и результатов деятельности
учителя; определение нового комплекса
доминирующих и подчиненных задач.
Наиболее полно понятие педагогическая
компетентность как совокупность педагогических
знаний и умений, как теоретическая и практическая
готовность к профессиональной деятельности
учителя раскрывается в учебном пособии
«Педагогика» под общей редакцией В.А.Сластенина.
Педагогические знания и
теоретическая готовность к
Содержание теоретической готовности
понимается как определенная совокупность
психолого-педагогических и специальных
знаний. Но это не те знания, которые
должны лежать мертвым грузом.
Теоретическая готовность – это теоретическая
деятельность, проявляющаяся в обобщенном
умении педагогически мыслить, что предполагает
наличие определенных умений. Выделяют
группы умений, связанных с мыслительными
операциями человека:
1. Аналитические умения – один
из критериев педагогического
мастерства, именно через них
проявляется обобщенное умение педагогически
мыслить. Оно состоит из ряда частных умений:
расчленять педагогические явления на
составляющие элементы; осмысливать каждую
часть в связи с целым и во взаимодействии
с ведущими сторонами; находить в теории
обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности,
адекватные логике рассматриваемого явления;
находить основную педагогическую задачу
и способы её оптимального решения.
Теоретический анализ фактов и явлений
заключает в себе: вычленение факта или
явления, его обособление от других фактов
и явлений, установление состава элементов
данного факта или явления, раскрытие
содержания и выделение роли каждого из
элементов данной структуры, проникновение
в процесс развития целостного явления,
определение места данного явления в образовательном
процессе.
2. Прогностические умения –
В зависимости от объекта прогнозирования
прогностические умения можно объединить
в три группы: прогнозирование развития
коллектива; прогнозирование развития
личности; прогнозирование педагогического
процесса.
3. Проективные умения –
4. Рефлексивные умения – имеют
место при осуществлении
Для эффективного осуществления видов
контроля педагог должен быть способен
к рефлексии. Особые умения анализировать:
правильность постановки целей, их перевода
в конкретные задачи и адекватность комплекса
решавшихся доминирующих и подчиненных
задач исходным условиям; соответствие
содержания деятельности воспитанников
поставленным задачам; эффективность
применявшихся методов, приёмов и средств
педагогической деятельности; соответствие
применявшихся организационных форм возрастным
особенностям учащихся, содержанию материала
и т.д.; причины успехов и неудач, ошибок
и затруднений в ходе реализации поставленных
задач; опыт своей деятельности в его целостности
и соответствии с выработанными наукой
критериями и рекомендациями.
Рефлексия – это не просто знание или
понимание субъектом педагогической деятельности
самого себя, но и выяснение того, насколько
и как другие (учащиеся, коллеги, родители)
знают и понимают «рефлектирующего», его
личностные особенности, эмоциональные
реакции и когнитивные представления.
Педагогические умения и практическая
готовность к педагогической деятельности.
Содержание практической готовности
выражается во внешних умениях, то есть
в действиях, которые можно наблюдать.
Повторяя в основном названия умений,
данных ранее, здесь умения объединяются
по видам педагогической деятельности.
1. Организаторская деятельность – обеспечивает
включение учащихся в различные виды деятельности
и организацию деятельности коллектива,
превращающей его из объекта в субъект
воспитания. Включает следующие умения:
- мобилизационные – привлечение внимания
учащихся, развитие у них устойчивых интересов
к учению и другой деятельности, формирование
потребности в знаниях и вооружение учащихся
навыками учебной работы, стимулирование
актуализации знаний и жизненного опыта
воспитанников, создание специальных
ситуаций для привития нравственных поступков
и т.д.;
- информационные – умения и навыки работы
с печатью, умение добывать информацию
из других источников и дидактически её
преобразовывать;
- развивающие – определение «зоны ближайшего
развития» отдельных учащихся и класса,
создание проблемных ситуаций, стимулирование
познавательной самостоятельности;
- ориентационные – направлены на формирование
морально-ценностных установок воспитанников
и научного мировоззрения, привитие устойчивого
интереса к учебной деятельности, организацию
совместной творческой деятельности.
2. Коммуникативные умения – представлены
как взаимосвязанные группы следующих
умений:
- перцептивные – умение понимать других,
воспринимать и адекватно интерпретировать
информацию о сигналах партнера по общению,
проникать в личностную суть других людей,
видеть главное в другом человеке;
- умения педагогического общения – организация
общения; коммуникативная атака (привлечение
внимания), установление психологического
контакта, управление общением (распределять
внимание и его поддерживать, помогать
снимать психологические барьеры и т.д.),
установление обратной связи на основе
эмпатии;
- владение педагогической техникой –
умения, необходимые для педагогического
стимулирования активности (стиль, тон,
темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции
и т.д.).
Для успешного осуществления педагогической
деятельности очень важно владеть и прикладными
умениями: художественными, музыкальными,
спортивными, техническими и т.д.