Профилактика заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:38, реферат

Краткое описание

Профилактика заикания
Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

профилактика заикания.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 Возможно  применение и другой схемы  точечного массажа при заикании, содержащей 10 точек. В этом случае  также используется успокаивающий  метод.  

 Он основывается  на использовании медленного  поглаживания по кругу, без  сдвигания кожного покрова. После производят надавливание подушечками пальцев, постепенно увеличивают давление и задерживают палец на глубине. Каждое движение повторяется 3–4 раза, не отрывая палец от точки. Длительность воздействия на каждую точку составляет около 3–5 мин.  

Точка 1. Располагается на внутренней стороне руки на запястье между сухожилиями, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, положив на стол руку ладонью вверх. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 2. Располагается на внутренней стороне предплечья на 2 цуня выше средней складки запястья, симметрично справа и слева. Массируется, как точка 1.

Точка 3. Располагается на наружной стороне плеча на 1 цунь выше локтевой складки несогнутой руки, симметрично справа и слева. Во время процедуры пациент сидит, опустив руку. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 4. Располагается на голени на 3 цуня ниже коленной чашечки и на 1 цунь назад от переднего края большой берцовой кости, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, вытянув ноги. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 5. Располагается на спине на полтора цуня в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков, симметрично справа и слева. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонившись вперед. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 6. Располагается на лице в углублении над скуловой дугой у основания уха, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив локти на стол. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 7. Располагается на голени на 3 цуня выше внутренней лодыжки, симметрично справа и слева. Пациент находится в положении сидя. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 8. Располагается на предплечье на полтора цуня выше средней складки запястья, в углублении, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив руку на стол. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 9. Располагается несимметрично по задней срединной линии на нижней границе волосистой части головы. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонив голову.

Точка 10. Располагается на кисти, на границе внутренней и внешней сторон ладони у мизинца, симметрично справа и слева. Пациент сидит, положив на стол слегка согнутую кисть руки ладонью вниз. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Замечания

1. Массаж всех  точек (кроме точки 10) выполняется  успокаивающим методом. Используется  легкое надавливание. Продолжительность воздействия на каждую точку – 3 мин и более.

2. Точка 10 массируется  тонизирующим методом. Производят  глубокое надавливание. Продолжительность  воздействия на точку – 0,5–1  мин. 

3. Весь курс  массажа состоит из 12 сеансов.  Сеансы проводятся каждый день. При необходимости можно провести еще 2–3 курса с интервалом в одну неделю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Технические средства коррекции  речи при заикании

Действие этих аппаратов на речь заикающихся проявляется  в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта. 

1. ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЕ  собственной речи, как прием в  работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена.  В качестве заглушающего фона  используется «БЕЛЫЙ ШУМ», акустически  напоминающий шум прибоя.

 А. В. Крапухин  механизм влияния «БЕЛОГО ШУМА» трактует следующим образом:

 — повышение  громкости речи наблюдается при  всех видах заглушения (эффект  Ламбарди);

 — возникает  разрыв привычной слухоречевой  связи;

 — звукозаглушение  выполняет роль отвлечения от  речевого акта. Но главным образом  положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости. 

2. ЗВУКОУСИЛЕНИЕ,  как метод устранения заикания, был предложен В. А. Раздольским  в 1965 г. Эффект наступает благодаря  изменению привычной громкости  собственной речи. 

3. МЕТРОНОМ, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

 В 1828 году  французский врач Коломбо организовал  в Париже первый в мире отофонетический  институт для лечения различных  дефектов речи, в том числе  и заикания. Он разработал метод лечения заикания, на первом этапе которого предлагал заикающимся говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмические удары сконструированного им специального прибора, частота ритмических ударов в котором менялась с помощью специального устройства. Усвоению навыка изменения темпа и ритма речи он придавал большое значение. Основой его метода явились ритмическое дыхание и ритмическая речь. Его исследования получили всеобщее признание и были удостоены премии Парижской Медицинской Академии.

 В 1968 году  Н. Азбин, используя ритмический  вибротактильный стимулятор-касалку,  получил эффект в 90 процентах  случаев.

 Положительный  результат в работе по улучшению  техники речи заикающихся с  использованием метронома получил  Дж. Бреди (1969 г.). 

 В 1959 г.  в статье «Механизм заикания»  Н.И. Жинкин писал, что как  только речь переходит на скандирование,  метрическое произнесение, заикание  проходит, так как все слова  выравниваются по слоговой динамике. Заикание возобновляется при  быстрой речи, так как появляется разнометричность и разнодлителъность слов. Каждая новая мера метра должна быть упреждена.

4. «ЭХО» или  ЭФФЕКТ ОТСТАВНОЙ РЕЧИ — открыт  Б. Лее в 1952 г. Эффект отставной  речи связывают с нарушением  обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. Существует много способов задержки сигнала, но самым распространенным до некоторого времени являлся магнитофонный.

 Метод лечения, основанный на принципе «регуляции обратной связи» с помощью «ЭХО-аппарата», предложил польский автор Б. Адамчик в 1959 г. При применении этого метода пациент говорит в микрофон, который соединен со звукозаписывающей головкой магнитофона. Записанный текст поступает на звукоснимающую головку, усиливается, а затем передается в наушники, через которые пациент слышит свою собственную речь с некоторым запаздыванием.

 В 1981 году  А.В. Крапухин в установке «Логос»,  наряду со звукозаглушением и  звукоусилением, использовал эффект «Эхо». В отличие от ранее применяемых аппаратов, задержка обратного речевого сигнала была основана на электронном принципе, что позволило получить значительное улучшение качества звучания и снизить время задержки без снижения эффективности воздействия. В 1988 году на смену первого поколения «ЭХО-магнитофонов» пришли более портативные и удобные для использования в различных ситуациях аппараты «АИР» (Л.Я. Миссуловин).

 Предлагаемый  аппарат «МОНОЛОГ» объединяет  функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции, воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»).

Используя четыре основные технические средства, аппарат  позволяет получать разнообразные  комбинации.

 Эффект ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЯ  может быть использован на  всех этапах занятий как самостоятельно, так и в комбинаций с другими показателями. Исследования показали, что максимальный эффект может быть достигнут в комбинации с метрономом, а также с «ЭХО».

 ЗВУКОУСИЛЕНИЕ  — осуществляется в диапазоне  от нормального звучания до  дискомфортного восприятия, что обеспечивает возможность добиться резкого снижения громкости собственной речи говорящего. Звукоусиление рекомендуется использовать на ранних этапах работы. Так как эффект изменения громкости речи способствует уменьшению фиксации «а речевом дефекте, а также снижению судорожного компонента заикания.

 На более  поздних этапах работы —- звукоусиление  в комбинации с «ЭХО» дает  положительный результат в период  автоматизации полученных навыков.

 МЕТРОНОМ  — в работе с аппаратом «МОНОЛОГ»  ритмическая стимуляция осуществляется путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту.

 На ранних  этапах формирования навыка равнометричной  речи метроном желательно сочетать  с задержкой речевого сигнала.  В этом случае параллельно будут отрабатываться навыки интонационно-мелодической выразительности, плавности и слитности речи.

 «ЭХО» —  дает задержку речевого сигнала  в диапазоне от 10 до 200 мл/сек., что,  в свою очередь, улучшает качество  звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ.

Заложенные в  аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «эхо» — не только способствуют снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогают преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпоритмической и интонационно-мелодической организации речи как при органических, так и при функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат помогает овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, благозвучной, выразительной речи.

 Возможность  варьировать в различных комбинациях  и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволит осуществить индивидуальный подход и индивидуальный режим работы для каждого, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

 Одним из  основных достоинств аппарата  является его малый размер и вес, техническая простота и доступность для каждого пользователя, автономное питание от батарейки, что позволяет использовать прибор для отработки правильной речи не только в условиях стационара и домашних условиях, но и в общественных местах.

Информация о работе Профилактика заикания