Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, реферат
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
- наглядности — мышление человека имеет словесно-образную природу, и для понимания слов нужен соответствующий образ объекта или явления, обозначаемого им. Я.А. Коменский называл наглядность «золотым правилом» дидактики: все, о чем рассказываешь, — показывай, все, что показываешь, — поясняй; чем больше органов чувств затронуто при обучении, тем легче и прочнее запоминается учебный материал; чем он абстрактнее, чем труднее показать то, о чем идет речь, и тем большее значение приобретает наглядность. Для этого используются предметный, изобразительный, словесно-образный и виртуальный виды наглядности;
- оптимально повышенных трудностей учения и их наращивания при обязательной доступности их обучающимся: умеренная напряженность закономерно повышает результаты учения, как и вся кого действия, а также несет развивающие и воспитывающие влияния. Отсутствие трудностей расслабляет, делает учебу скучной, а чрезмерные трудности ведут к перегрузкам, срывам и, возможно, к нанесению вреда психическому и физическому здоровью обучающихся;
- «не навреди» — правило, требующее предусмотрительности, продуманности действий педагога, недопущения вреда здоровью, травм, возникновения дидактогений и более сложных личностных деформаций.
6. Принцип прочности. Подчеркивает необходимость достигать не только восприятия и понимания материала, но и запоминания. Без этого обучение походит на попытку заполнить водой бочку, не имеющую дна. Народная мудрость гласит: «Надо, чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало»; образование есть то, что осталось в голове, когда почти все изучавшееся забыто. Его правила:
- ориентированности обучения на осмысленность и прочность усвоения;
- практичности обучения как проявления и связи обучения с жизнью и прочности его результатов (академик А.Н. Несмеянов образно говорил, что повторение не мать, а мачеха учения; мать учения — применение). Только то знание отлично от нуля и не требует безнадежных усилий для удержания его в памяти, которое применялось;
- воспроизведения — словесного, громкого воспроизведения запоминаемого;
- повторения — полезного для запоминания и обязательного при формировании навыков, умений и развитии качеств;
- предотвращения забывания — активной опоры на имеющиеся знания, навыки и умения при изучении нового, использования поддерживающего и итогового повторения;
- приучения обучающихся к пользованию справочными материалами и компьютерной техникой.
7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. Принцип реализуется в правилах:
- преимущественного проведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудности обучающимся, так и успешным;
- дифференцированного подхода — особого подхода к группам и обучеющимся, различающимся по составу и успеваемости;
- формирование группы как коллектива и использования отношений в нем для дружной совместной учебы и взаимопомощи учащихся друг другу.
8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальным просвещением, образованием. Принцип воплощается в практику обучения следованием правилам:
- воспитывающего обучения —
формирования мировоззренчески значимых
знаний, превращения важнейших знаний
в жизненные и профессиональные убеждения,
мотивирующие факторы,
ценностные ориентации, цели, задачи и
планы жизнедеятельности, нормы поведения
и привычки, дисциплинирования, ответственного
отношения и др.;
- развивающего обучения — использования
в процессе обучения
возможностей для развития разных качеств
и способностей —
интеллектуальных, творческих, деловых,
волевых, профессиональных и др.; процесс
обучения обладает богатыми возможностями,
чтобы приучать обучаемых всегда думать,
быть внимательным, добиваться требуемого
и нужного, обоснованно решать, планировать
и контролировать свои действия, поступать
самостоятельно и взвешенно, организованно,
развивать пытливость, качества мышления
и т.п.;
- всемерной активизации действий
и психологической активности,
которые лежат в основе развиваемых качеств
и способностей. Внимание можно развить
только систематическим поддержанием
его, память — запоминанием, мышление
— решением интеллектуальных задач, от
которых «трещит голова», смелость —преодолением
робости и страха в воспринимаемых повышенно
опасными ситуациях и пр.;
- связи с жизнью, практикой — чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессионального становления;
- активизации адекватных самооценок — приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.
Все принципы взаимосвязаны нуждаются в согласованном применении.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.
Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личностиРазвивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение”
Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
- вооружить учащихся системой
научных знаний, умений и навыков
в соответствии с принятым стандартом
образования;
- научить творчески использовать
эти знания, умения и навыки
в практической деятельности;
- научить самостоятельно приобретать знания;
- расширить общий кругозор
для выбора дальнейшего пути получения
образования и профессионального самоопределения.
Во-вторых, развивающая функция
обучения. В процессе овладения системой
знаний, умений и навыков происходит развитие:-
логического мышления (абстрагирование,
конкретизация, сравнение, анализ, обобщение,
сопоставление и др.);- воображения;- различных
видов памяти (слуховой, зрительной, логической,
ассоциативной, эмоциональной и т. п.);-
качеств ума (пытливость, гибкость, критичность,
креативность, глубина, широта, самостоятельность);-
речи (словарный запас, образность, ясность
и точность выражения
мысли);- познавательного интереса и познавательных
потребностей;- сенсорной и двигательной
сфер.
Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями й навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении;-
осознания учеником своей учебной деятельности
как социально значимой;- формирования
его нравственно-ценностных ориентиров
в процессе
овладения знаниями, умениями и навыками;-
воспитания нравственных качеств личности;-
формирования положительных мотивов учения;-
формирования опыта общения между учащимися
и сотрудничества
с учителями в учебном процессе;- воспитательного
воздействия личности учителя как примера
для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения
Кроме познавательной воспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. В ходе выполнения работы было выявлено, что к основным принципам педагогического процесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.
Основными функциями процесса обучения являются образовательная, обучающая, воспитательная, а также по мнению некоторых авторов еще и побудительная и организующая.
Изучение данных характеристик позволяется находить различные подходы в ходе процесса обучения.
1 Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
2 Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
3.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
4.Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
5.Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.
http://www.eusi.ru/lib/
http://math.bspu.unibel.by/
http://studsovetnic.ru/lekcii/
Информация о работе Процесс обучения, его сущность и содержание