Процесс управления дошкольной образовательной организацией как научная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 10:06, статья

Краткое описание

Процесс управления - это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
Анализ сущности, структуры, функционирования, отраженный в понятии «управление» требует предварительного понятийного рассмотрения фундаментальной общенаучной категории «управление».
В научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «управление». Имеющиеся определения характеризуют, как правило, одну или несколько его черт или особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Лунгу Н.Е.,

г. Челябинск

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Процесс управления - это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Анализ сущности, структуры, функционирования, отраженный в понятии «управление» требует предварительного понятийного рассмотрения фундаментальной общенаучной категории «управление».

В научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «управление».  Имеющиеся определения характеризуют, как правило, одну или несколько его черт или особенностей.

Термин «управление» употреблялся в разных контекстах.  Первые теории управления создавались тогда, когда психологические механизмы мотивации поведения человека были еще очень слабо изучены.

Анализ процесса становления и развития образовательной управленческой системы показывает, что в управленческой литературе термин «управление» имеет различные трактовки.

Согласно первой позиции управление определяется как деятельность. Например, А. Файоль рассматривал процесс управления как деятельность по реализации целей организации.  В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); целевое назначение (организованность совместной деятельности участников  образовательного процесса  и направленность ее на достижение образовательных целей); наличие субъектов образовательной  деятельности. [11, с.145]

Представители второй позиции (Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакуров) рассматривают управление как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или на группу и т.п. Для сторонников этой позиции управление -  целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия или процесс целенаправленных воздействий на другого человека, также приводящий к изменению последнего [4, 12].

Согласно третьей позиции  (В.В. Горшкова, В.Ю. Кричевский), управление – взаимодействие субъектов. Под взаимодействием в философии понимается  сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Кроме того, взаимодействие – целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание сути  управления как диалогического взаимодействия, предполагает взаимное изменение управляемых и управляющих, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний [2, 3].

Вопросам управления образовательными системами в контексте современной социокультурной ситуации уделено внимание  в трудах отечественных педагогов-ученых В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Л.К. Шиян, Е.А. Ямбурга и др.

Современная наука предполагает и другие трактовки понятия управления:

- процесс воздействия на систему  в целях перевода её в новое  состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме;

- целенаправленная и четко  скоординированная  работа педагогов и коллегиальных  органов образовательного учреждения, предприятий, учреждений и общественности, представляющих собой управляющую  систему по комплексному созданию  условий, необходимых для достижения конечной цели воспитания и обучения школьников (Е.М. Павлютенков, В.В. Крыжков);

- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (Питер Ф. Друкер).

«Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации». А управление внутри учреждения, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата» [9, с. 27].

В работе Л.К. Шиян управление представлено как «процесс целенаправленного воздействия на какую-либо систему с целью поддержания её в определенном состоянии или перевода в новое состояние с учетом свойственных ей объективных законов» [13, с.10].

Термин «управление» определяется М.М. Поташником как «воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основе имеющейся для этого информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта» [8, с. 167].

А.М. Моисеев  рассматривает управление как специфическую систему совместной деятельности людей:

-управление в обязательном порядке  обладает общими элементами деятельности: цели, средства, результаты и процесс, в котором все это взаимодействует, у него есть субъекты, оно «состоит» из действий;

-управление осуществляется посредством  особых действий (планирование, организация, руководство, контроль, анализ, прогнозирование, учет и коррекция);

-общими признаками всякого управления является его целенаправленность на оказание результативных воздействий на какие-то объекты, на их движение в правильном направлении, потенциал управления – возможность результативного влияния на состояние дел;

-понимание двустороннего характера  управления (контактное взаимодействие);

-осуществляемость управления как  результативного влияния немыслима  без определенных условий (получение  и использование информации, особые  организационные отношения, наличие прав и полномочий);

-управленческая деятельность –  это всегда решение задач и  очень часто – проблем, управление  необходимо строить как проблемно-ориентированную деятельность;

-управление рассматривается именно  как система подготовки, принятия и выполнения управленческих решений в образовательном учреждении;

-наличие и развитие особого  системного мышления руководителя;

-развитие управления предполагает  овладение новыми умениями;

-обеспечение управления необходимыми  информационными, концептуальными, инструментальными и иными ресурсами, их создание и использование  органически включено в ткань управленческой деятельности [6, с.18-21].

Управление является  обязательным элементом любой формы организации коллективной деятельности людей, в том числе и  педагогической.

Таким образом, обобщив данные трактовки понятия «управления», можно придти к выводу, что сущность управления заключается в регулировании управляемого объекта.

Для качественного управления необходимо определить функции, принципы управления, его цель и задачи, ведь регулирование управляемого объекта возможно только при определении данных позиций.

В педагогической  литературе можно встретить различную классификацию функций управления. Под функцией управления понимается вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.

А. Файоль, являющийся основоположником классической теории управления, называет следующие функции управления: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль [11].

П.И. Третьяков определяет такие функции управления как постановка цели, коммуникация, стимулирование. Введение указанных функций является актуальным в аспекте повышения роли субъективного фактора человеческой деятельности [10].

По мнению А.В. Вольтова особая функция и значимость управления связана с планированием деятельности, в ходе которой задействуются определенные группы людей, так как выполнение поставленной задачи нецелесообразно и неэффективно отдельным человеком. Деятельность данной группы объединена единой поставленной целью и планированием организационных мероприятий благодаря управлению, что устраняет хаотичность и стихийность. Однако, для эффективной работы всей управленческой системы наличие только планирования недостаточно, необходимо разработать структуру совместной деятельности, что обеспечивает согласованность в действиях всех субъектов образовательного процесса в учреждении. Поэтому А.В. Вольтов предлагает такие функции управления как  аналитическая (выявление недостатков, проблем), проектировочная (планирование деятельности профессиональных объединений  на текущий период (учебный год, месяц); организационная (организация работы участников профессионального объединения); рефлексивная (оценивание деятельности профессионального объединения); корректирующая (определение содержания на основе результатов оценивания); стимулирующая (мотивация и регулирование деятельности, контроль) [1, с.19].

По определению С.Г. Молчанова основными функциями управленческой  деятельности выступают: прекращение, поддержание, обеспечение, конструирование, генерирование и прогнозирование. Таким образом, управление – это установление оптимальной степени выраженности каждой из вышеназванной функции. [7, с.13].

Определение целей является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности. Неправильное или нечеткое формулирование цели функционирования приведет к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает не с полной отдачей, не эффективно, так как усилия аппарата управления расходуются не целенаправленно. В реальных организациях, как правило, приходится иметь дело с целой совокупностью целей. Задача руководителя организации любого уровня - суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выработать оптимальные решения. Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных.

По мнению М.В. Лазаревой цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности. Она считает, что в зависимости от реализуемости  возможны следующие цели управления:

- идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат.

- потенциальная цель управления – это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности.

- реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал [30].

В работах  А.В. Вольтова, М.В. Лазаревой, М.М. Поташника и др. исследователей выделяются следующие трактовки понятия «задачи управления». По их мнению  задачи управления выражают желаемое достижимое состояние объекта управления и его основных параметров, т.е. задачи управления – это относящееся к будущему, предполагаемое данным субъектом управления желательное состояние объекта управления и его отдельных параметров. Задачи управления определяют как направления изменений в объекте управления,   так соответственно и содержание основных видов управленческой деятельности, т.е. содержание субъекта управления и этапы реализации данного содержания.

На основе поставленной задачи определяются различные способы ее выполнения, т.е. методы управления; происходят различные изменения в организационной структуре управления; осуществляется соответствующий подбор кадров; используется соответствующая техника управления.

Задачи управления в своей основе объективны, так как в них отражаются, прежде всего,  требования объективных экономических законов развития общества и особенности каждого этапа его развития. Субъективная сторона задач управления обусловлена тем, что они всегда осознаны, вырабатываются и формируются людьми.

На основе проведенного анализа подходов к понятию «управление» отечественными исследователями и учеными, можно придти к выводу, что его можно рассматривать как процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое качественное состояние или поддержания её в каком-то определенном режиме. Все определения управления видят его сущность именно в поддержании стабильности управляемого объекта, его упорядоченности, противостояния беспорядку, обеспечении его функционирования и развития.

Библиографическое описание

  1. Вольтов, А.В. Условия управления профессиональными объединениями педагогов в общеобразовательном учреждении : диссертация ... канд. пед. наук [Текст] / А.В. Вольтов. - СПб, 2006.- 174 с.
  2. Горшкова, В.В. Межсубъектная педагогика: тендеция развития [Текст]/ В.В. Горшкова. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО. – 2001. – 237 с.
  3. Кричевский,  В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования [Текст]/автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – СПб.-1993. – 43 с.
  4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст]/ Ю.А. Конаржевский. – М.: ОЦ «Педагогический поиск». – 1999. – 224 с.
  5. Лазарева, М.В. Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст] / М.В. Лазарева. – Москва, 2004. – 172 с.
  6. Моисеев, А.М. Нововведение во внутришкольном управлении: научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. [Текст]/ А.М. моисеев, А.Е. Катко, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики. – М:Педагогическое общество России, 1998. – 272 с.
  7. Молчанов,  С. Г. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации [Текст]/ С.Г. Молчанов, Г.В. Яковлева. – Юж.-Урал. научн.-образоват. центр РАО – Челябинск, 2005. – 71 с.
  8. Поташник, М.М. Демократизация управления школой [Текст]/ М.М. Поташник – М: Знание,  - 1990 – 289 с.
  9. Сластёнин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя [Текст]. / В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко. -  М.: Логос. - 2000. - 422 с.
  10. Третьяков, П.И.  Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] /П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: новая школа. – 2003 г. – 304 с.
  11. Файоль, А. Управление – это наука и искусство [Текст]/ А. Файоль, Ф.У. Тейлор, Г. Эмирсон, Г. Форд. СоставительГ.Л. Подвойский. – М.: Республика. – 1992. – 349 с.
  12. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. [Текст]/ Р.Х. Шакуров. – М.: Просвещение. – 1990. – 208 с.
  13. Шиян, Л. К. Управление педагогическими системами: учебное пособие для студентов пед.вузов аспирантов, учителей и слушателей ФПК [Текст]/ Л.К. Шиян – Рязань: изд-во РГПУ, - 1998. – 181 с.

Информация о работе Процесс управления дошкольной образовательной организацией как научная проблема