Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 10:06, статья
Процесс управления - это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
Анализ сущности, структуры, функционирования, отраженный в понятии «управление» требует предварительного понятийного рассмотрения фундаментальной общенаучной категории «управление».
В научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «управление». Имеющиеся определения характеризуют, как правило, одну или несколько его черт или особенностей.
Лунгу Н.Е.,
г. Челябинск
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Процесс управления - это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
Анализ сущности, структуры, функционирования, отраженный в понятии «управление» требует предварительного понятийного рассмотрения фундаментальной общенаучной категории «управление».
В научной литературе нет единого и однозначного определения понятия «управление». Имеющиеся определения характеризуют, как правило, одну или несколько его черт или особенностей.
Термин «управление» употреблялся в разных контекстах. Первые теории управления создавались тогда, когда психологические механизмы мотивации поведения человека были еще очень слабо изучены.
Анализ процесса становления и развития образовательной управленческой системы показывает, что в управленческой литературе термин «управление» имеет различные трактовки.
Согласно первой позиции управление определяется как деятельность. Например, А. Файоль рассматривал процесс управления как деятельность по реализации целей организации. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство); целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей); наличие субъектов образовательной деятельности. [11, с.145]
Представители второй позиции (Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакуров) рассматривают управление как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или на группу и т.п. Для сторонников этой позиции управление - целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия или процесс целенаправленных воздействий на другого человека, также приводящий к изменению последнего [4, 12].
Согласно третьей позиции (В.В. Горшкова, В.Ю. Кричевский), управление – взаимодействие субъектов. Под взаимодействием в философии понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Кроме того, взаимодействие – целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание сути управления как диалогического взаимодействия, предполагает взаимное изменение управляемых и управляющих, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний [2, 3].
Вопросам управления образовательными системами в контексте современной социокультурной ситуации уделено внимание в трудах отечественных педагогов-ученых В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Л.К. Шиян, Е.А. Ямбурга и др.
Современная наука предполагает и другие трактовки понятия управления:
- процесс воздействия на
- целенаправленная и четко скоординированная
работа педагогов и
- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (Питер Ф. Друкер).
«Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации». А управление внутри учреждения, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата» [9, с. 27].
В работе Л.К. Шиян управление представлено как «процесс целенаправленного воздействия на какую-либо систему с целью поддержания её в определенном состоянии или перевода в новое состояние с учетом свойственных ей объективных законов» [13, с.10].
Термин «управление» определяется М.М. Поташником как «воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основе имеющейся для этого информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта» [8, с. 167].
А.М. Моисеев рассматривает управление как специфическую систему совместной деятельности людей:
-управление в обязательном
-управление осуществляется
-общими признаками всякого управления является его целенаправленность на оказание результативных воздействий на какие-то объекты, на их движение в правильном направлении, потенциал управления – возможность результативного влияния на состояние дел;
-понимание двустороннего
-осуществляемость управления
-управленческая деятельность –
-управление рассматривается
-наличие и развитие особого
системного мышления
-развитие управления
-обеспечение управления
Управление является обязательным элементом любой формы организации коллективной деятельности людей, в том числе и педагогической.
Таким образом, обобщив данные трактовки понятия «управления», можно придти к выводу, что сущность управления заключается в регулировании управляемого объекта.
Для качественного управления необходимо определить функции, принципы управления, его цель и задачи, ведь регулирование управляемого объекта возможно только при определении данных позиций.
В педагогической литературе можно встретить различную классификацию функций управления. Под функцией управления понимается вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.
А. Файоль, являющийся основоположником классической теории управления, называет следующие функции управления: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль [11].
П.И. Третьяков определяет такие функции управления как постановка цели, коммуникация, стимулирование. Введение указанных функций является актуальным в аспекте повышения роли субъективного фактора человеческой деятельности [10].
По мнению А.В. Вольтова особая функция и значимость управления связана с планированием деятельности, в ходе которой задействуются определенные группы людей, так как выполнение поставленной задачи нецелесообразно и неэффективно отдельным человеком. Деятельность данной группы объединена единой поставленной целью и планированием организационных мероприятий благодаря управлению, что устраняет хаотичность и стихийность. Однако, для эффективной работы всей управленческой системы наличие только планирования недостаточно, необходимо разработать структуру совместной деятельности, что обеспечивает согласованность в действиях всех субъектов образовательного процесса в учреждении. Поэтому А.В. Вольтов предлагает такие функции управления как аналитическая (выявление недостатков, проблем), проектировочная (планирование деятельности профессиональных объединений на текущий период (учебный год, месяц); организационная (организация работы участников профессионального объединения); рефлексивная (оценивание деятельности профессионального объединения); корректирующая (определение содержания на основе результатов оценивания); стимулирующая (мотивация и регулирование деятельности, контроль) [1, с.19].
По определению С.Г. Молчанова основными функциями управленческой деятельности выступают: прекращение, поддержание, обеспечение, конструирование, генерирование и прогнозирование. Таким образом, управление – это установление оптимальной степени выраженности каждой из вышеназванной функции. [7, с.13].
Определение целей является одним из
наиболее важных этапов проектирования
системы управления. От того, насколько
правильно выбрана цель функционирования,
насколько четко она сформулирована, зависит весь успех
организационно-
По мнению М.В. Лазаревой цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности. Она считает, что в зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления:
- идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат.
- потенциальная цель управления
- реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал [30].
В работах А.В. Вольтова, М.В. Лазаревой, М.М. Поташника и др. исследователей выделяются следующие трактовки понятия «задачи управления». По их мнению задачи управления выражают желаемое достижимое состояние объекта управления и его основных параметров, т.е. задачи управления – это относящееся к будущему, предполагаемое данным субъектом управления желательное состояние объекта управления и его отдельных параметров. Задачи управления определяют как направления изменений в объекте управления, так соответственно и содержание основных видов управленческой деятельности, т.е. содержание субъекта управления и этапы реализации данного содержания.
На основе поставленной задачи определяются различные способы ее выполнения, т.е. методы управления; происходят различные изменения в организационной структуре управления; осуществляется соответствующий подбор кадров; используется соответствующая техника управления.
Задачи управления в своей основе объективны, так как в них отражаются, прежде всего, требования объективных экономических законов развития общества и особенности каждого этапа его развития. Субъективная сторона задач управления обусловлена тем, что они всегда осознаны, вырабатываются и формируются людьми.
На основе проведенного анализа подходов к понятию «управление» отечественными исследователями и учеными, можно придти к выводу, что его можно рассматривать как процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое качественное состояние или поддержания её в каком-то определенном режиме. Все определения управления видят его сущность именно в поддержании стабильности управляемого объекта, его упорядоченности, противостояния беспорядку, обеспечении его функционирования и развития.
Библиографическое описание
Информация о работе Процесс управления дошкольной образовательной организацией как научная проблема