Проявление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 05:47, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди, кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритмико-мелодические компоненты речи, фонеобразование) необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...4
2. Изучение детей с общим недоразвитием речи………………………………6
3. Анализ речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.10
Вывод……………………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

котнрол.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Отделение заочного образования

Факультет коррекционной  педагогики

 

Контрольная работа

 

 

«Проявление общего недоразвития речи у детей дошкольного  возраста»

 

 

 

Выполнила студентка группы ЗФ  540-4-1                                                             

Специальность «учитель-логопед».

Шарапова Е.Г.

 

Проверил:

Теплякова Е.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2013

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Клинико-психолого-педагогическая  характеристика детей с общим  недоразвитием речи……………………………………………………………...4

2. Изучение детей с  общим недоразвитием речи………………………………6

3. Анализ речи детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи.10

Вывод……………………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с  окружающими. Потому очень важна  чистая речь тех, среди, кого находится  ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его  речи.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритмико-мелодические компоненты речи, фонеобразование) необходима полноценная деятельность слухового  и речедвигательного анализаторов.

Активное общение  с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Поступление ребенка  в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход  был тщательно подготовлен. В  свою очередь, готовность ребенка к  обучению во многом определяется уровнем  развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями  языкового общения с окружающими.

Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может  сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Подтверждение этого  мы находим в работах многих авторов: Л. Е. Левиной,  Т.Г. Егоровой, Н. Гвоздева.

 

1. Клинико-психолого-педагогическая  характеристика детей с общим  недоразвитием речи.

Впервые теоретическое обоснование  общего недоразвития речи было сформировании  в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии  и детей дошкольного и школьного  возраста, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина,  Г.А.Каше,  Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова  и  др.)  

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные  речевые расстройства, при которых  у детей нарушено формирование всех компонентов речевой: системы, относящихся  к ее звуковой и смысловой стороне  при нормальном слухе и интеллекте.

  Общее недоразвитие  речи может наблюдаться при  наиболее сложных формах детской  речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии,  заикании - в тех случаях, когда  выявляются одновременно недостаточность  словарного запаса, грамматического  строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом  развитии. Речевой опыт таких  детей ограничен, языковые средства  несовершенны.  Потребность речевого  общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная,  тесно связана с определенной  ситуацией и вне этой ситуации  становится непонятной.

Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается  с большим трудом и характеризуется  качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной  речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной.

 Формирование словарного  запаса и грамматического строя  речи аномальных детей в специальной  психологической и педагогической  литературе рассматривается в  ряду важнейших задач их речевого  развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р.Е.Левиной. Классификация ОНР.

Анализ литературных источников позволил выделить два основных подхода  к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной. Второй подход - клинический, наиболее полно  представлен в работах Е.М. Мастюковой.

    В paмках  психолого-педагогического  подхода Р.Е. Левиной было выделено  три уровня речевого развития  у детей с речевой патологией.

Первый уровень характеризуется: в литературе как « отсутствие общеупотребительной речи». Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. 3атруднительным является понимание как некоторых простых предлогов «в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трехсловной, иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов.

Изучение Т.Б. Филичевой (2001) речи 6-летних дошкольников позволило  выделить еще одну группу детей, которая  оказалась за пределами вышеописанных  уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов  языка. Чаще они проявляются в  процессе детального обследования, при  выполнении специально подобранных  заданий.

2. Изучение детей с общим недоразвитием речи

Правильно организованное коррекционное  обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При выявлении речевых  дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.

1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта.

3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В беседе с родителями следует выяснить следующее:

1. Когда появилось гуление (голосовые реакции в первые 2-3 месяца ), лепет?

2. Когда ребенок начал понимать слова или фразы (повороты в сторону называемого предмета или выполнение называемого взрослым действия)?

3. Когда появились первые слова и каков временной интервал между их произнесением?

Анализ документации (выписка из истории развития; заключение специалистов — отоларинголога, невропатолога; характеристика воспитателя, логопеда и др.) даст представление о физическом и интеллектуальном развитии ребенка, о возможных причинах отклонений в формировании его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности, особенностях общения со сверстниками в детском саду.

Обследование дошкольников начинается с беседы. Ее цель — выявить общий кругозор ребенка, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок (однословными или фразовыми), насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как ребенок оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически).

Обследование интеллекта. В процессе беседы с ребенком логопед уже получает первое впечатление о его общем кругозоре. Если возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка, то можно предложить ряд специальных заданий на определение его уровня развития мыслительной деятельности.

Специфика наглядно-образного  мышления выявляется при овладении  обобщающими словами.

Важным моментом является выявление навыка счета и счетных  операций в соответствии с требованиями программы детского сада общего типа.

Обследование слуха. При обследовании слуха необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания).

Обследование внимания и  памяти. Общеизвестно, что ребенок лучше запоминает то, что ему интересно. Поэтому в процессе обследования важно предлагать детям задания в игровой форме, создавать благоприятные условия, когда ребенок получает удовлетворение при правильном выполнении заданий.

Обследование общей и  мелкой моторики. В речевой карте ребенка необходимо также зафиксировать навыки самообслуживания, которыми он владеет: умение связать и развязать шнурки, шарф, бант; застегивать и расстегивать пальто, правильно вытирать руки, чистить зубы; отметить, насколько ребенок опрятен в одежде, еде.

В процессе обследования проверяется  умение ребенка постоять, попрыгать  на левой, на правой ноге, на двух ногах; маршировать под счет, переключаться с одного движения на другое (правая рука на поясе, левая — на голове, а затем — наоборот); важно выявить возможности мелкой моторики рук (собрать спички, мелкие пуговицы, мозаику и т. д).

Обследование речи. При выявлении речевого недоразвития важно обратить особое внимание на спонтанные высказывания детей, так как при этом раскрываются особенности речи, которые в искусственных условиях не проявляются. При обследовании связной речи выясняется, как ребенок может составить рассказ по картинке или серии картинок, пересказ, рассказ, описание по представлению.

Составление рассказа по картинке. Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо проследить, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью..

Составление рассказа по серии  картинок. Для данного вида работы подбираются серии из 2, 3, 4, 5 картинок. Предварительно сам логопед раскладывает картинки и на примере одной серии объясняет, почему они расположены в такой последовательности. После этого ребенку предлагается разложить другие картинки, рассмотреть их, ответить на вопросы по их содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на этих картинках.

Пересказ. Предлагая детям пересказать текст, логопед выявляет, насколько внимательно дети умеют слушать, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело четко выраженную структуру.

 

 

3. Анализ речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проведем сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1-, 2-, 3-м уровнем речевого развития по структурным компонентам языковой системы: наличие фразы, понимание  речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие. (Таблица 1).

Информация о работе Проявление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста