Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 05:47, контрольная работа
Известно, что речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди, кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритмико-мелодические компоненты речи, фонеобразование) необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………...4
2. Изучение детей с общим недоразвитием речи………………………………6
3. Анализ речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.10
Вывод……………………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………………14
Таблица 1.
Языковые системы |
I-уровень ОНР |
II-уровень ОНР |
III-уровень ОНР |
Фразовая речь. |
Фраза отсутсвует, ребенок
пользуется жестами, мимикой, отдельными
лепетными словами и |
Простая фраза из 2-3 слов,
простые конструкции |
Развернутая фразовая речь
с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического |
Понимание речи |
Носит ситуативный характер, отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов. |
Различаются некоторые грамматические
формы и морфологические |
Приближается к норме;
затруднения в понимании |
Словарный запас |
резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. |
значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества |
значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества |
Грамматический строй речи. |
фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий |
не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве, смешение падежных форм, отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам |
правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных –окончаниях |
Звукопроизношение
|
резко искажено звуковое оформление
лепетных слов; неустойчивая артикуляция;
низкая возможность слухового
|
значительно отстает от нормы;
многочисленные искажения, замены и
смешения звуков; нарушено произношения
мягких и твердых, звонких и глухих,
шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются
диссоциации между |
улучшается, но могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции |
Слоговая структура слова
|
грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. |
грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных. |
нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов. |
Фонематическое восприятие. |
фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны. |
не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов. |
не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется |
Сопоставительный анализ особенности речи детей с I, II, III уровнем общего недоразвития речи по структурным компонентам языковой системы позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.
Вывод.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Для детей с ОНР характерно:
- позднее начало речи (3-4 года);
- резкое ограничение словаря.
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д).
- дефекты звукопроизношения (
- нарушение ритмико-слоговой
- затруднение в распространении
простых предложений и
Речь этих детей малопонятна.
Наблюдается недостаточная
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания [24]. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями
и другими сторонами
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения, неуверенности в выполнении дозированных движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с ОНР отстают
от нормально развивающихся
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, затребование на одной позе.
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона.
Литература.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПБ, 1999г.
5. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
6. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. М., 1987
7. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
Информация о работе Проявление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста