Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:39, контрольная работа
Особое место в мировой и отечественной педагогики занимает педагогическое наследие К.Д.Ушинского, который почти не употреблял слов «закон» и «закономерность», называя свои многочисленные обобщения и выводы правилами и наставлениями. Между тем многие общие закономерности нашли свое отражение в трудах К.Д.Ушинского. Экспериментальная педагогика конца Х1Х – начала ХХ в. полагала, что методами эксперимента, измерения и статистики ей удастся вскрыть закономерности педагогического процесса. Попытки формулирования педагогических законов можно найти у Дьюи, Торндайка, Меймана, Кильпатрика. Попытки установить закономерную связь или хотя бы ее начала делали все крупные теоретики педагогики.
Такой учет позволяет педагогу входить в контекст культуры без страданий, подавления желаний, воспитательных мучений.
Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать "неудобство" развития, а направлять особенности роста по пути культуры.
Основное противоречие жизни человека, сопровождающее его до самой смерти, – противоречие материального и духовного, плотского и социального, первичных витальных (vita – "жизнь" – лат.) потребностей и вторичных духовных.
Господство над натурой – вечная борьба духа, на которую обречен человек, ибо материальное и духовное неразрывны и взаимно обусловливают друг друга: ребенок устал и голоден – он капризничает; перестраивается гормональная система в подростковый период – усложняются взаимоотношения подростка с людьми; познал юноша роскошь – посвятил свою взрослую жизнь погоне за роскошью.
Следствием данной закономерности явится педагогический постулат: "Необходимо учитывать новые потребности и интересы воспитанника на каждый момент его развития, предъявляя детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия в согласии с реальными их интересами.
Третья закономерность. Развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок, детеныш рыбы). Следовательно, необходимо специальное оснащение человеческого детеныша деятельностной готовностью. Совместно разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка. Например, мать моет посуду, ребенок лишь ставит тарелки на полку, а считается, что он на равных, "вместе с мамой" моет посуду. Педагог поет целиком всю музыкальную фразу, а ребенок лишь подхватывает и завершает ее. Но очень скоро доля активности ребенка увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает ребенок, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает, сопровождает незаметной инструкцией по совершенствованию продукта деятельности. Педагог все больше и больше отходит в тень, кажется, он не нужен детям: они сами рисуют, решают задачи, лепят, ставят спектакль, выпускают рукописный журнал, поют, танцуют, сажают цветы, протирают мебель, встречают гостей. Первоначальный момент забыт, и дети, чаще всего, уверены, что именно им принадлежит инициатива в организации и проведении какого-то дела. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.
Нелегко определить меру соотношения "совместной" и "разделенной" деятельности. По уверенности ребенка, по его активности, по радости, отраженной на его лице, по увлеченности им работой педагог может судить о той минуте, когда следует уменьшить свои усилия, отдать инициативу воспитаннику, переложив трудности работы на его плечи. Если это сделать раньше, он совсем бросит дело. Если чуть позже, он так и не приобретет необходимых умений, полагаясь на исполнительность педагога.
Конечно же, практика воспитания выработала целый комплекс педагогических приемов, которые осуществляют момент выхода педагога из совместной деятельности (например, ослабить действия, сослаться на сиюминутно возникшие дополнительные проблемы, инструментовать неумение). Но это тактическое решение. Совместно разделенная деятельность осуществляется и стратегически: через проекцию постепенно расширяющихся прав и обязанностей воспитанника в учреждении и в семье, через передачу полномочий, ранее принадлежавших педагогу, через приобщение к планированию деятельности и созданию программы школьной жизни. Проиллюстрируем сказанное.
В начале учебного года педагог всегда работал вместе с детьми по уборке классной комнаты. Время от времени он уходил ("по делам") и очень скоро возвращался, корректируя действия детей. Однажды, уйдя, он не пришел, пока класс не был убран. Похвалив детей, педагог предложил им выработать какую-либо удобную систему дежурства. На следующий день прошло обсуждение. Полномочия диспетчера были вручены одному ученику. Остальные разбились на группы и определили своего группового организатора. Но и а последующее время педагог приходил к детям, когда они принимались за труд, помогал, работая на равных. Но все время к концу уборки у него появлялись неотлагательные дела, он исчезал, и дети, самостоятельно завершив программу, закрывали класс на ключ, полностью чувствуя свою ответственность за проделанное. В итоге, совместно-разделенная деятельность приводит к необычной, на взгляд обывателя, картине: педагог ничего не делает – работают сами дети, и присутствие педагога как бы необъяснимо.
Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил.
Овладение современной культурой происходит успешно для ребенка, если педагог предоставляет ему возможность войти в контекст культурной деятельности на уровне достаточной трудности, когда берет на себя основные усилия в совместной деятельности, но увеличивает долю активности ребенка в разделенной деятельности.
Постулат, вытекающий из данной закономерности, следующий: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности".
Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Проявление любви — это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.
О любви к ребенку написаны горы литературы, искусством любить детей владеют немногие. Я. Корчак точно выразил соль вопроса в заголовке книги - "Как любить детей", переводя решение вопроса в русло педагогической технологии, педагогического искусства – умения любить.
Что значит для самого ребенка любовь к нему? Очень немного помогать, быть великодушным и прощать оплошности, стараться понять, защищать от бед и нападений, быть ласковым, нежным, открывать бесконечно интересный мир и себя в этом мире. Профессионально педагог обладает готовностью к такой любви. Не следует сопоставлять вес материнской любовью - это святое, необъяснимое, уникальное чувство. Педагог и не может претендовать на что-то подобное. Его любовь - скорее, отношение сильного к слабому, мудрого к неразумному, старшего к молодой новой жизни.
Порицая детей, высмеивая их недостатки, раздавая клички, подчеркивая их невежество, ошибочно рассчитывать на актуализацию самосовершенствования и на более усердную их работу.
Многочисленные негативные
воспоминания взрослых людей
о школе базируются на
Положительное подкрепление – ключевая операция выражения любви к ребенку. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо приятный сюрприз, подарок, сувенир, либо веселую радость, либо лакомство, игрушку, педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом ("ничего страшного"), авансировать ребенка ("у тебя непременно получится"), усилить мотив деятельности ("это так важно для нас и для тебя"), отмечать исключительные черты личности ребенка, позволяющие надеяться на успех ("ведь ты...", "ведь у тебя...").
Как видим, учет данной закономерности зависит от ряда профессиональных умений педагога. Если он владеет всеми названными умениями, то вызвать к реальности ситуацию успеха, группа ли это детей или один ребенок, нетрудно.
Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку — ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа "любила" ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его нынешних успехов.
Любить ребенка – значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками. Зная, что человек – продукт сложнейшего процесса и довольно длительного, было бы бессмысленным требовать немедленной ломки характера, отказа от пристрастий и привычных способов деятельности. Было бы странным требовать, чтобы ребенок немедленно отказался от своих нынешних переживаний, мыслей, если они не соответствуют нормам общества.
Принять ребенка как данность – это признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нем достоинства человека, сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение как к личности. Воспитание, таким образом, принимает характер этический, ибо оно пронизывается идеей уважения человека, как такого, безотносительно к его предметному и социальному положению.
В практической ситуации педагог реагирует на данность личности, учитывая ее состояние "здесь и сейчас". Например: "...Вы заметили, что класс ваш устал, расклеился и дело не идет на лад, — выберите песню и пусть они ее пропоют хором, или еще лучше, если можете, пропойте ее с ними вместе, и вы увидите, как освежится, оживет ваш класс, все встрепенутся, расправятся как истомленные цветы после грозового дождя", – писал К.Д. Ушинский.
Принять как данность — значит признать право на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то. Учить быть самим собою.
Вспомним, как возмущался Пушкин, когда Ломоносова называли "русским Бэконом". Он говорил: "не достаточно ли считаю, что он есть русский Ломоносов".
Недостаточно самому педагогу уметь принимать ребенка как данность – такому же умению следует научать и детей в школе, корректируя незаметно их взаимоотношения.
...В первом классе появился мальчик Алеша. Он на уроках иногда громко запевал: "Ой, мороз, мороз, не морозь меня-я-я..." Дети смеялись. Алеша угрюмо замолкал, но потом вновь затягивал песню. И тогда учительница сказала: "Так уж устроена душа Алеши - ему необходимо петь, иначе ему плохо. Давайте позволим ему это делать и будем спокойно, работать под его песню". Впрочем, может быть, она произнесла какие-то другие слова. Но дети согласились принять Алешу как данность. Он иногда еще пел на уроке - потом перестал. Школу он успешно окончил.
Человек слаб и не всегда способен справиться со своей натурой. Тогда его поведение вызывает нарекания окружающих: он невыносим, необъясним, дурно воспитан. Принять человека как данность – это значит принять его в противоречии и противоборстве, в преодолении, сомнении, поражении и победах над собой. Таким, каков он есть сейчас, в момент общения с ним.
Бесспорно, границы принятия данности существуют, они заданы содержанием общечеловеческой культуры.
Ребенок совершает вхождение в культуру, а значит, развивается как личность и индивидуальность, только будучи уверен в доброжелательности и любви к нему мира культуры в лице всех взрослых, его окружающих. Необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.
Пятая закономерность. Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый характер". Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения и ее приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом еще предупреждал A.C. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко, в истории педагогической мысли, не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!
Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением и демократичностным стилем общения. К тому же, ориентация ребенка на предметную деятельность и предметные цели (читать, путешествовать, кататься на велосипеде, встречать гостей, поздравлять с днем рождения) заслоняет его внимание от того, что он в школу ходит, чтобы "воспитываться", а в кружке "Умелые руки" формируют его эстетический вкус, и тренер озабочен тем, чтобы сформировать "мужской характер". Ребенок проживает взаимодействие с миром и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" замысел воспитания – значит поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица, не выступает личностью, оставаясь особью, индивидом. Не более того.
Информация о работе Психологические основы методов воспитания