Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:17, реферат
Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)
Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 г.) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования Личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада Личности».
Эмоциональная сфера. Для
дошкольного детства характерна
в целом спокойная
Изменяется в этот
период и структура самих
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его Личности.
Мотивы дошкольника
приобретают разную силу и значимость.
Появляются новые мотивы. Это мотивы,
связанные с формирующейся
Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Начинается осознание себя во времени. В 6 – 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Это период первоначального становления Личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Интеллектуальная готовность включает в себя: - ориентировка в окружающем; - запас знаний; - развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); - развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.); - развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
4) Формируются новые
мотивы и потребности (
1) Восприятие в дошкольном
возрасте становиться более
2) Память. Дошкольное
детство - возраст, наиболее благоприятны
3) Мышление и восприятие
связаны настолько тесно, что
говорят о наглядно-образном
4) Речь. В дошкольном
детстве в основном
4. Особенности личности
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Информация о работе Психологические особенности дошкольного возраста