Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности развития речи детей раннего возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста;
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста;
Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты развитие речи детей раннего возраста……….…..6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста....6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………………...14
1.3 Коммуникативный стиль общения педагога с детьми раннего возраста……….23
Глава II. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога
на развитие речи детей раннего возраста…………………………………………….…..27
2.1.Характеристика уровня речевого развития детей 3-го года жизни
по результатам исследования………………………………………………………………...27
2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста……......35
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложение
Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:
1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
2. " Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого.
3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
4. "Беседа по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.
Для оценки успешности выполнения заданий мной использовалась балльная система. По сумме набранных баллов я определила уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом.
По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, восприятие и понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи) мной были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень, выше среднего уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень.
Импрессивная речь:
Экспрессивная речь:
Уровень развития речи в целом:
Высокий уровень - 44 - 49 баллов.
Выше среднего уровень - 35-43 баллов.
Средний уровень - 25-34 баллов
Низкий уровень - 13-24 баллов.
Очень низкий уровень 0-12 балла
Таким образом, нами с помощью комплекса методик была проведена оценка качественных и количественных показателей развития речи детей третьего года жизни
Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни
Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести
с предметом определенные
7 Ситуация. Предлагали ребенку
проделать те или иные
Формулировку задания
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи выше среднего.
От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия речи,
От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания речи.
От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень понимания речи.
МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - уровень выше среднего.
3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - средний уровень
2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - низкий уровень.
1 балл - задание не выполнено - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. "Кто это?".
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие правильного ответа.
0 баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
8-9 - баллов - выше среднего уровень,
6-7 баллов - средний уровень
2-5 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.
После того, как рассмотрены картинки,
мы, задавая ребенку вопросы, предлагали
рассказать о том, что он увидел на
них, ответы на которые требовали
состояние различных видов
Что нарисовано на картинке?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Что делает собака?
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
5 баллов - 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами.
3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.
0 - 1 балл - ответ одним словом или нет ответа.
Выводы об уровне развития.
Высокий уровень - 17 - 20 баллов.
Выше среднего уровень - 13-16 баллов.
Средний уровень - 9-12 баллов
Низкий уровень - 5-8 баллов.
Очень низкий уровень 0-4 балла.
В результате исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (табл.2,3).
Таким образом, в данной группе детей мы получили следующие результаты:
Таблица 2. Уровень развития речи детей раннего возраста
(воспитатель Татьяна
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь |
Сумма баллов |
Уровень развития речи | ||||
№1 "Изучение понимания речи" |
№2 "Найди игрушку" |
Сумма баллов / Уровень |
№3 "Кто это?" |
№4 "Беседа по картинке" |
Сумма баллов / Уровень | ||||
1. |
Даша К. |
10 |
6 |
16/В/с |
10 |
18 |
28 / В |
44 |
Высокий |
2. |
Саша Т. |
5 |
10 |
15/В/с |
8 |
16 |
24 / В/с |
39 |
Выше среднего |
3. |
Егор С. |
8 |
7 |
15/В/с |
13 |
10 |
23 / В/с |
38 |
Выше среднего |
4. |
Артем Р. |
5 |
6 |
11/С |
8 |
14 |
22 / В/с |
33 |
Средний |
5. |
Юля Р. |
6 |
9 |
15/В/с |
10 |
6 |
16 / С |
31 |
Средний |
6. |
Вика Д. |
6 |
10 |
16/ В/с |
8 |
8 |
16 / С |
32 |
Средний |
7. |
Данила К. |
5 |
5 |
10 /С |
13 |
12 |
25 / В/с |
35 |
Выше среднего |
8. |
Вадим В. |
8 |
8 |
16/В/с |
13 |
10 |
23 / В/с |
39 |
Выше среднего |
9. |
Вероника П. |
8 |
7 |
15/В/с |
8 |
8 |
16 / С |
31 |
Средний |
10. |
Алеша К. |
6 |
6 |
12/С |
8 |
14 |
22 / В/с |
33 |
Средний |
Информация о работе Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)