Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить психологические особенности развития речи детей раннего возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста;
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста;
Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты развитие речи детей раннего возраста……….…..6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста....6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………………...14
1.3 Коммуникативный стиль общения педагога с детьми раннего возраста……….23

Глава II. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога
на развитие речи детей раннего возраста…………………………………………….…..27

2.1.Характеристика уровня речевого развития детей 3-го года жизни
по результатам исследования………………………………………………………………...27
2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста……......35

Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по развитию речи.doc

— 3.17 Мб (Скачать файл)

Для изучения развития речи детей  раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:

1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

2. " Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного  словаря.

4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной  речи ребенка раннего возраста, а  именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

Для оценки успешности выполнения заданий  мной использовалась балльная система. По сумме набранных баллов я определила уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом.

По структурным компонентам  языковой системы (наличие фразы, восприятие и понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи) мной были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень, выше среднего уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень.

Импрессивная речь:

  • Высокий уровень - 17 - 19 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза;
  • Выше среднего уровень - 14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции при однократном повторении;
  • Средний уровень - 10-13 баллов: незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения, понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 50% заданий;
  • Низкий уровень - 6-9 баллов: ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, отсутствие интереса к заданию, невнимателен, частичное понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 30% заданий;
  • Очень низкий уровень - 0 - 5 баллов: не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения, понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.

Экспрессивная речь:

  • Высокий уровень - 27-30 баллов: развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильно употребляет простые грамматические формы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении;
  • Выше среднего уровень - 21-26 баллов: развернутая фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении;
  • Средний уровень - 15 - 20 баллов: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляет простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускает и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладание существительных;
  • Низкий уровень - 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, грамматический строй речи не сформирован, ограничен активный словарь, ошибки в употреблении действий и признаков;
  • Очень низкий уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями, словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Уровень развития речи в целом:

Высокий уровень - 44 - 49 баллов.

Выше среднего уровень - 35-43 баллов.

Средний уровень - 25-34 баллов

Низкий уровень - 13-24 баллов.

Очень низкий уровень 0-12 балла

Таким образом, нами с помощью комплекса  методик была проведена оценка качественных и количественных показателей развития речи детей третьего года жизни

Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни

 Е.М. Мастюковой, А.Г.  Московкиной.

МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с  каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается  ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать  на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку  показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти  аналогичную часть лица или  тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать  называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести  с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку  проделать те или иные движения  руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли  несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл (при выполнении задания),

0 баллов (при невыполнении задания).

Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания  речи.

От 10 до 11 баллов - уровень понимания  речи выше среднего.

От 7 до 9 баллов - средний уровень  понятия речи,

От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания  речи.

От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень  понимания речи.

МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого.

Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали  за тем, как ребенок реагирует  на предметы:

  • сосредоточенно ли всматривается в игрушки;
  • берет ли в руки;
  • вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку;
  • понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

         Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

4 балла - 4 выполненных фрагмента,  определяющих понимание речи - уровень  выше среднего.

3 балла - 3 выполненных фрагмента,  определяющих понимание речи - средний  уровень

2 балла - 1-2 выполненных фрагмента,  определяющих понимание речи - низкий  уровень.

1 балл - задание не выполнено  - очень низкий уровень.

 

МЕТОДИКА № 3. "Кто это?".

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили  на три группы по степени частотности  употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

0 баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

8-9 - баллов - выше среднего уровень,

6-7 баллов - средний уровень

2-5 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

 

МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетная картинка.

Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен  мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком  на скамье сидит девочка с куклой в руках.

После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали  состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:

Что нарисовано на картинке?

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

Что делает собака?

Обработка данных:

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и  частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

5 баллов - 2-3 предложения, правильно  согласованные в глагольных и  падежных окончаниях.

4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами.

3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.

балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.

0 - 1 балл - ответ одним словом  или нет ответа.

Выводы об уровне развития.

Высокий уровень - 17 - 20 баллов.

Выше среднего уровень - 13-16 баллов.

Средний уровень - 9-12 баллов

Низкий уровень - 5-8 баллов.

Очень низкий уровень 0-4 балла.

         В результате исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (табл.2,3).

 

Таким образом, в данной группе детей  мы получили следующие результаты:

Таблица 2. Уровень развития речи детей раннего возраста

(воспитатель Татьяна Владимировна)

 

п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная  речь

Экспрессивная речь

Сумма баллов

Уровень

развития

речи

№1 "Изучение

понимания речи"

№2  "Найди  игрушку"

Сумма баллов / Уровень

№3 "Кто это?"

№4 "Беседа по картинке"

Сумма баллов / Уровень

1.

Даша К.

10

6

16/В/с

10

18

28 /

В

44

Высокий

2.

Саша Т.

5

10

15/В/с

8

16

24 /

В/с

39

Выше

среднего

3.

Егор С.

8

7

15/В/с

13

10

23 /

В/с

38

Выше

среднего

4.

Артем Р.

5

6

11/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний

5.

Юля Р.

6

9

15/В/с

10

6

16 /

С

31

Средний

6.

Вика Д.

6

10

16/ В/с

8

8

16 /

С

32

Средний

7.

Данила К.

5

5

10 /С

13

12

25 /

В/с

35

Выше

среднего

8.

Вадим В.

8

8

16/В/с

13

10

23 /

В/с

39

Выше

среднего

9.

Вероника П.

8

7

15/В/с

8

8

16 /

С

31

Средний

10.

Алеша К.

6

6

12/С

8

14

22 /

В/с

33

Средний

Информация о работе Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)