Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить психологические особенности развития речи детей раннего возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста;
Выявить влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста;
Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты развитие речи детей раннего возраста……….…..6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста....6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………………...14
1.3 Коммуникативный стиль общения педагога с детьми раннего возраста……….23

Глава II. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога
на развитие речи детей раннего возраста…………………………………………….…..27

2.1.Характеристика уровня речевого развития детей 3-го года жизни
по результатам исследования………………………………………………………………...27
2.2.Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста……......35

Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по развитию речи.doc

— 3.17 Мб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Пестушки, потешки для  всех видов режимных моментов

 

C добрым утром, кроха!

Пробуждение.

 

Первое, что должен видеть малыш, улыбающееся  родное лицо. Ваша улыбка подтвердит ему, что все хорошо. Дети первых лет  жизни очень тонко чувствуют  эмоции окружающих. Будьте повнимательнее к себе, следите за своей мимикой, за внутренним состоянием. Ваши волнение, беспокойство, страх, неуверенность ребенок впитает как губка. Вы для него – барометр окружающего мира. Все Ваши переживания отразятся на этом маленьком человечке. Берегите его нервную систему.

Конечно, Вы не сидите у его кроватки, и не ждете, когда он проснется. В идеале ребенок должен жить по режиму, но, увы – человеческий организм не всегда работает как часы. В стройную схему запланированного дня всегда вмешиваются какие-то неожиданности.

Запомните, в любом случае, когда бы ребенок ни проснулся, он должен ощутить Ваше присутствие, защиту и, конечно же, увидеть улыбку.

Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную форму  познания мира. Короткие несложные  стихи можно сделать частью утреннего  ритуала. Малыш привыкнет к ним и скоро сам начнет повторять вместе с Вами, программируя себя на хорошее настроение. Здесь мы приводим несколько вариантов. Посмотрите, какое из стихотворений больше понравится малышу, и начинайте новый день!

 

***

Солнце светит:

Где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно! 

 

*** 

 

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Просыпайся, доча!

Как тебя люблю я!

(Вариант для мальчиков)

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Славный мой сыночек!

Как тебя люблю я! 

 

***

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый! 

 

          На этой радостной ноте нужно поцеловать малыша, поскольку ласковый мамин поцелуй, нежное поглаживание, прикосновение должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения. Ласковые прикосновения, по мнению психологов, необходимы ребенку от 6 до 12 раз в день.

          Ваше прикосновение для малыша является не просто физическим действием. В коже человека расположено около 5 миллионов тактильных рецепторов, при любом воздействии на них вся информация поступает в мозг. Прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов — естественных обезболивающих средств, длительные поглаживания (массаж) способны улучшить лимфообращение, а, следовательно, и работу иммунной системы организма, и снизить уровень так называемых стрессовых гормонов.  Именно ласковыми поглаживаниями мы можем утешить плачущего от боли ребенка. А нежные поглаживания, совпадающие с положительным эмоциональным состоянием малыша, как при пробуждении с улыбкой, закрепляются в его памяти. И в следующий раз именно поглаживание станет первичным и вызовет соответствующую положительную реакцию.  

 

Полезные стихи

 

Кроватка  

 

Пляшет солнце на кроватке.

На кроватке – всё в порядке.

Мы же утром не забыли

И кроватку застелили! 

 

Мы простынку натянули,

Мы с подушки сны стряхнули,

Постелили покрывало,

Чтоб подушка не скучала. 

 

 

Кормление

 

Я обед съедаю сам.

Открываю рот – и АМ!

Чтобы силы были

Супчик мы сварили. 

 

Мой хороший аппетит

В животе один сидит.

Ножками топочет,

Он обедать хочет! 

 

Вот несёт мне ложка

Супчик из горошка.

И котлету прямо в рот

Вилка шустрая несёт. 

 

Шепчет тихо аппетит:

Сыт-сыт-сыт-сыт. 

 

 

 

За столом

 

Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся к маме. 

 

Ложкой-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам! 

 

 

 

Застольные страдания

 

Если суп на стол налить,

То придётся маме мыть.

Если мясо уронить – 

Снова нашей маме мыть. 

 

 

Это делать не годится:

Мама может рассердиться. 

 

Если каша на кармашке,

А варенье – на рубашке,

Это очень неприятно.

Ел ребёнок неопрятно! 

 

Снова надо убирать,

А одежду всю – стирать! 

 

За столом – не веселиться,

Чтобы вдруг не подавиться.

За обедом мы молчим,

Только ложками стучим. 

 

Всем известно, что обеды

Мы проводим без беседы. 

 

 

 

Завтрак

 

Утро ясное пришло,

Завтрак утро принесло.

У пушистой белочки

Орехи на тарелочке. 

 

У котенка и щенка

Два стакана молока,

У мышонка вкусный сыр,

У лисы густой кефир. 

 

У зайчат печенье,

У пчелы варенье.

А в тарелку нашу

Мы положим кашу! 

 

 

 Обед

 

Все собрались на обед.

И чего тут только нет!

Варит мышка-крошка

Супчик из горошка. 

 

Красный борщ у поросенка.

Суп из зерен у гусенка.

У зайчонка вкусный

Сварен суп капустный. 

 

Суп из сена у быка,

У кота – из молока.

У ребенка на обед

Суп и парочка котлет! 

 

 

Полдник

 

Звери все проголодались,

Дружно полдничать собрались.

Зайка быстро, ловко

Грыз на пне морковку. 

 

Булку съел карась в пруду,

Ежик – яблочко в саду.

Травку ел теленок,

Зернышки – цыпленок. 

 

Ела сладкий мед пчела,

Молоко коза пила.

Ел цветочки жеребенок,

Запеканку ел ребенок! 

 

Ужин

 

Скоро спать пора ложиться,

Надо на ночь подкрепиться.

Всем зверятам нужен

Вкусный, сытный ужин. 

 

Мишка ест душистый мед,

А баран траву жует.

У лисенка в плошке

Пирожков немножко. 

 

На тарелке у зайчат

Овощной лежит салат.

С аппетитом мы жуем

И быстрее всех растем! 

 

Зарядка и массаж (стихи  и пестушки)

 

 

 

         Физическое воспитание малышей с самого раннего возраста оказывает огромное влияние на рост и развитие организма, укрепляет здоровье, способствует правильному развитию двигательных функций. Физическое и интеллектуальное развитие тесно связаны между собой.

         Для самых маленьких первым шагом к здоровью является массаж и гимнастика. Массаж, как тактильный раздражитель, оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему и играет существенную роль в развитии положительных эмоций и голосовых реакций грудничка.

         Гимнастика и массаж назначаются здоровым детям, начиная с полутора месяцев. Поскольку здесь мы говорим об обычном «поглаживающем», а не о специальном массаже по показаниям врача, который должен проводиться специалистом, то он, помимо прочих положительных моментов, еще и является для нас способом общения с малышом.

Приемы массажа и гимнастики обязательно должны соответствовать  возрасту ребенка и рекомендациям врача. Чтобы ребенок получал дополнительное удовольствие от процесса, можно сопровождать свои действия короткими стихами.

         Малыш скоро привыкнет к этому и начнет радостно «гулить», пытаясь воспроизвести Ваши интонации.

 

Массаж рук и ног – поглаживание.

 

(говорим тихо, медленно, напевно,  улыбаясь и подстраиваясь под  выполняемые действия).

Ручки-рученьки, да у деточки. 
Потягушеньки - словно веточки, 
Тянем к мамочке - потянушечки, 
И ладошечки, и подушечки. 
 
Ах вы, плечики, мои пышечки, 
Потягушеньки, да малышечки. 
Потянушечки - локотулечки, 
Потягушечки у лапулечки. 
 

Ножки-ноженьки, потягушечки, 
По дороженьке побегушечки, 
Ножки сладеньки, да ножулечки, 
Ножки маленьки, крохотулечки. 
 
На колешечках - сладка ямочка, 
Вот как солнышко любит мамочка! 
 
 

Массаж стоп – растирание.

 

Пяточки-топтаточки,

Шекотки-щекотаточки,

Розовы, да гладеньки,

Как конфетки сладеньки.

Маленькие стопочки,

Стопочки-топ-топочки,

До чего прекрасны.

Шелковы-атласны.

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке! 

 

Массаж спинки (поглаживание)

 

На малышку глядя,

Спинку мама гладит:

Рыбка по морю плывет,

Белка хвостиком метет,

Как по небу облачкá

Мы погладили бочкá.

Как летят снежинки,

Так мы гладим спинку! 

 

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

 

Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком,

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живет?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котенок.

 

 

Улыбается ребенок.

                               Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

            Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения. 

 

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот: 

 

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек! 

 

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром! 

 

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай. 

 

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался. 

 

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

 

Считалочка для подросших  малышей

Комплекс упражнений:

 

1.                  Ходьба на месте.

2.                  Ходьба по ограниченной поверхности (желательно использовать доску, если по каким-либо причинам это невозможно, ограничьте «тропинку» игрушками, кубиками и другими подручными материалами, ширина «тропинки» 30-35см.)

3.                  Приседания

4.                  Прыжки на месте.

5.                  Ходьба 

 

Зарядка в лесу

 

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!  

 

Распрямили спинку,

Вышли на тропинку:

Ставим ножки аккуратно

И идем туда - обратно!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!  

 

В прятки с зайкой поиграем,

Под кустом поприседаем.

Ручки, солнышко, давай,

И как зайка приседай!

Сели – спрятались! Ку-ку!

Встали – снова наверху!

Сели-встали, сели-встали,

Вот как в прятки мы играли!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!  

 

Упираем руки в бок

И лягушкой скок да скок!

Мы подпрыгнем высоко,

Лес увидим далеко.

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире! 

 

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Попрощаемся с друзьями

И домой вернемся к маме. 

 

Раз-два, три-четыре,

Мы опять в своей квартире!  

 

Зайка

 

Шел зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова. 

 

Зайка весело шагает,

Лапки зайка поднимает,

Раз-два, раз-два,

Под ногой шуршит трава. 

 

Зайка вышел к ручейку,

Он шагает по мостку!

Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова. 

 

Лапки зайка ставит ловко,

В огороде ждет морковка!

Раз-два, раз-два,

За мостком шуршит трава. 

 

Зайка маленький устал,

Зайка сел, зайка встал!

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова. 

 

Рой пчелиный, берегись!

Снова сел зайчонок вниз!

Раз-два, раз-два,

Прошуршит ему трава. 

 

Как ушастый серый мячик

По тропинке зайка скачет.

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова. 

 

Зайка прыг, зайка скок,

Через маленький пенек.

Раз-два, раз-два,

У пенька шуршит трава. 

 

Шел зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

В огород он к нам пришел

И морковку там нашел!

 

 

 

Упражнения

 

Я спортсменом стать хочу,

На скакалке я скачу,

Подойду к велосипеду

И быстрее всех поеду. 

 

Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,

Я до пола дотянусь,

Пола я легко коснусь

Осторожно распрямлюсь. 

 

Ручки вверх я подниму.

Где там небо – не пойму!

Я зажмурюсь и руками

Поиграю с облаками. 

 

 

 

Я присяду, спинка прямо.

Пусть меня похвалит мама!

Ведь зарядку каждый день

Делать мне совсем не лень. 

 

Карапуз 

 

Я пока что не хожу.

Я лежу. Ещё – сижу.

А ещё стоять могу.

И однажды – побегу. 

 

Я могу тренироваться.

Если за руку держаться,

То иду за шагом шаг.

Информация о работе Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет (в семье, в ДОУ)