Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Последние годы в обществе с особой интенсивностью обсуждаются вопросы, касающиеся причин возникновения в стране чрезвычайной ситуации, связанной с распространением химической зависимости в молодёжной среде (наркомания, токсикомания и алкоголизм).
Проблема приобретает всё более острый характер и требует систематизации возможных путей её решения.
В настоящее время существует некий разрыв, который разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем девиантного поведения (в том числе употребление ПАВ) и среди молодёжи от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности профилактической работы в данной области.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….2
2. Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО……………………………………………………..6
* Девиантное поведение как социально - психологическая проблема…………………………………………………………….6
* Социальная адаптация первокурсников учреждений НПО как фактор влияния на девиантное поведение………………14
3. Заключение……………………………………………………16
4. Список литературы……………………………………….….18

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО.docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в  учреждении НПО

             Для успешного решения задач  профилактики социальной и средовой  дезадаптации  подростков, требуется  принять некоторые принципиальные  положения.

             Во-первых, рассматривать воспитание  как комплекс целенаправленных  и специально организуемых мер  по обеспечению и оптимизации  процессов средовой адаптации  обучающихся через создание условий  для удовлетворения их базальных  потребностей.

            Во-вторых, воспитательный процесс  не следует ограничивать комплексом, даже самым продуманным и полным  «голых» назиданий и наставлений, так как сами по себе они  носят скорее информационный, чем  воспитательный смысл.

В-третьих, в ракурсе образовательного учреждения для нормальных личностей  нет никакого смысла различать профилактику девиантных форм поведения и сам воспитательный процесс, так как, по моему мнению, именно средовая адаптация обучающегося, обеспечивающая оптимальные условия его личностного роста и развития, а отнюдь не какие-то особые специфические мероприятия предупреждают девиантное поведение личности.

            Безусловно, что понятие «профилактика»  приобретает совсем иной смысл  и иное значение в сфере  здравоохранения, в правозащитных  органах, поскольку в функции  этих органов не входит воспитание  здоровых подростков, они имеют  дело с подростками, у которых  уже есть отклонения. В систему  образования приходят все обучающиеся,  и большая часть их без признаков  отклоняющегося поведения.    Поэтому сам факт появления  таковых нужно рассматривать  уже как недоработки или ограниченные  возможности воспитания. В образовании  это уже не профилактика, а  реабилитация, причем не по признакам  зависимости или подпадания, а  по нормам нравственности и  гражданственности.  Таким образом, в этом смысле профилактические  меры в системе образования  не могут быть специфическими (профилактика наркоманий, девиантного  поведения и т.п.), профилактика  в системе образования – это  воспитание и социальная адаптация  обучающегося.

            Другое дело, когда у воспитанника  уже начинают выявляться и  определенная направленность отклонений, и девиантные тенденции – тут  совершенно необходимо участие  специалистов –  психологов, наркологов, юристов и чем раньше, чем эффективнее  будет их участие, чем теснее  взаимодействие с воспитателем, тем больше шансов спасти и  реабилитировать обучающегося.

 

 

 

 

Заключение

          Данная работа посвящена проблеме  девиантного поведения в подростковой  и юношеской среде.

Анализируя работу,  можно сделать следующие выводы:

   * вопросы девиантного  поведения личности в обществе  актуальны среди молодежи;

   *  девиантное поведения  личности  носит негативный характер  и представляет серьезную опасность  в современном обществе;

   * профилактика –  главная  задача воспитательной  работы в учреждении НПО;

          Чтобы бороться с ростом девиантного  поведения среди детей и подростков, требуются подходы, сочетающие работу  на индивидуальном уровне с  мерами, предпринимаемыми на организационном  уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других  учреждений. Требуются меры, предпринимаемые  на общесоциальном уровне, чтобы  создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

           Проблема подросткового девиантного  поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические  и др. аспекты. Несмотря на все  предпринимаемые сегодня государственные  меры, воспитательный потенциал  семьи недостаточно подкрепляется  позитивными тенденциями в духовно-нравственном  развитии и воспитании детей  в общественной сфере. Резко сократилось  производство детских и юношеских  художественных и мультипликационных  фильмов; разрушена сеть детских  специализированных кинотеатров; цены  на детские книжные издания  чрезмерно высоки; такое мощное  средство нравственного воздействия  на подрастающее поколение, как  телевидение, далеко не полностью  использует свои художественно-эстетические  возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему  требует повышение педагогической  и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных  задач позволит создать условия  для выполнения важнейшей функции  – предупреждение и коррекцию  неблагоприятных явлений социальной  дезадаптации подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

   1. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические  аспекты. — Минск, 2008.

   2. Нарушения поведения  у детей и подростков. — М., 2001.

   3. Психосоциальная  коррекция и реабилитация несовершеннолетних  с девиантным поведением / Под  ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.

   4. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 2007.

 


 



Информация о работе Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО