Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к "информационному обществу". По прогнозам ученых такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии - в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы - в 2030 г. К настоящему времени некоторые технологические направления поучили широкое распространение. Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Перспективы развития компьютеризации………………………………3

Компьютеризация как вид учебной деятельности………………………4

Влияние компьютеризации на формирование личности и мышления…5

Влияние процесса компьютеризации на формирование профессиональных качеств будущего специалиста…………………………………………………………………6

Проблемы взаимодействия человека с компьютером………………….....................................................................6

Психологические исследования в рамках освоения человеком компьютера…………………………………………………………………6

Психологические последствия применения информационных технологий………………………………………………………………….7

Психология взаимодействия человека с компьютером…………………9

результаты диагностики психических состояний пользователей…….10

Заключение……………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат высшая школа.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

В психологических работах, посвященным  последствиям компьютеризации, предметом  исследования часто оказываются  навыки, конкретные действия, отдельные  психические процессы (исследования М.Коула, С.Пейперта, О.К.Тихомирова). В  то же время проблемам генерализации, глобальных личностных изменений "уделяется еще недостаточно внимания". При этом вопросы, связанные с данной темой, изучаются в основном в теоретическом плане, экспериментальных исследований проведено крайне мало.  Предпринята попытка экспериментального исследования одного из видов генерализованных, глобальных личностных изменений, происходящих в результате применения информационных технологий.

В области изучения психологических  последствий применения информационных технологий накоплен достаточно обширный материал. Такие исследования проводились в рамках изучения учебной, профессиональной деятельности. Предметом исследования являлись также отдельные навыки, операции и психические процессы.

Психологические последствия применения информационных технологий.

В  исследованиях, посвященных  непосредственно психологическим  последствиям компьютеризации трудовой деятельности был проведен тщательный анализ позитивных и негативных сторон в мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих такой деятельности.

Однако, применение информационных технологий при конкретных действиях  или видах деятельности может  оказывать влияние на другие виды деятельности и даже на всю личность в целом. Преобразованию деятельности под влиянием процессов компьютеризации посвящена недавно опубликованная работа А.Е.Войскунского и Ю.Д.Бабаевой "Психологические последствия информатизации". В ней авторы отмечают, что воздействие процессов информатизации на деятельность может происходить и прямо, через трансформацию и опосредствование самой деятельности и появление новых ее видов, связанных с информационными технологиями, и косвенно, через многократное опосредование некомпьютеризированных видов деятельности. Такое косвенное многократное опосредование может происходить, например, при просмотре фильмов, созданных с помощью компьютерной графики. При этом компьютеризированная деятельность может оказывать воздействие на другие виды деятельности по-разному. Характерно и то, что одни преобразования накладываются на другие, приводя и к нейтрализации психологических последствий информатизации, и к их увеличению. Распространяющиеся, глобальные преобразования психических явлений могут приводить к изменению всей мотивационно-личностной сферы субъекта, которое может носить и выраженный негативный характер. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Не следует фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, трансформациях и достижениях любой компьютер - всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем данное средство прежде всего информационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования, в конечном счете главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.

В то же время не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно зримых функций и задач сферы образования - культурообразования, обеспечения образовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социумов, ментальной совместимости людей и человеческих сообществ.

Психолого - педагогическая сфера, наиболее близкая к практике образования, призвана, способна и обязана придать практико-ориентированную технологичность и законченность всем концептуально важным, но все же в большей или меньшей мере дистанцированным, оторванным от непосредственной образовательной деятельности социально-экономическим, философско-методологическим и научно-техническим аспектам целостной идеологии информатизации в сфере образования.

Недооценка именно этой сферы, именно этого концептуального  направления чревата самыми негативными  последствиями, не только сводящими  на нет возможности компьютерно - информационной поддержки образовательных систем, но и наносящими прямой ущерб всем участникам образовательного процесса, прежде всего обучающимся.

Использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. В отечественной психологической науке появилось новое направление - психология компьютеризации, в основу которого легла выдвинутая О. К. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека через компьютеры и другие средства информатики. В задачи этого направления входят: изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, опосредствованной компьютерами, диалога между человеком и компьютером; изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров; влияние компьютеризации на личность и личности на компьютеризацию.

Развитие этого направления  позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и ЭВМ. В то же время фактически белым пятном остались исследования психических состояний пользователей ЭВМ, тогда как значимость состояний психики в различных сферах человеческой деятельности чрезвычайно велика. Из этих работ следует, что психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, выполняют интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в "психологический строй " личности, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности и др. Психические состояния во многом обусловливают эффективность различных видов деятельности, оптимальность общения и поведения, продуктивность труда. В отдельных исследованиях психических состояний пользователей ЭВМ был выявлен ряд типичных эмоциональных состояний, обусловленных отношением пользователя к компьютеру, установлено влияние отдельных текущих психических состояний на эффективность деятельности операторов программистов, исследовано состояние страха перед компьютером.

 

Результаты диагностики психических состояний пользователей ЭВМ.

 Другая группа работ  связана с разработкой методов  диагностики психических состояний  пользователей ЭВМ. Так, А. Н. Занковский предлагает использовать для этих целей метод семантического дифференциала. По мнению С. Л. Шора, в экстремальных условиях деятельности для диагностики состояний лучше пользоваться методом пиктограмм. Применительно к учебной деятельности был разработан компьютерный вариант методики Спилбергера. Особенно актуальна проблема учета психических состояний - в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса. Эта закономерность имеет место и при обучении работе в автоматизированной системе научных исследований, где компьютер - объект изучения, а также работе в автоматизированных обучающих системах, где компьютер - средство обучения. В то же время очевидно, что деятельность профессиональных пользователей ЭВМ и особенности обучения с использованием компьютера имеют специфику, отражающуюся в психических состояниях человека за компьютером. Вне учета этих состояний невозможна эффективная организация компьютеризированного обучения, создание новых технологий компьютерного обучения и продуктивная профессиональная деятельность пользователей ЭВМ.

Было проведено исследование психических состояний пользователей ЭВМ, которое проходило в три этапа. На первом этапе были выявлены наиболее часто встречающиеся (типичные) состояния пользователей ЭВМ. Для этих целей была разработана анкета. Респонденты описывали наиболее часто встречающиеся у них состояния при работе на компьютере в различных ситуациях и этапах работы: в самом начале работы, по ее окончании, при смене кадра обучающей или контролирующей программы или прикладного пакета, в нестандартных ситуациях.

 

 Результаты исследования  показали  типичные психические состояния при работе с компьютером: азарт, сосредоточенность/ внимание, восторг/восхищение, злость, заинтересованность /интерес, страх/испуг, любопытство/любознательность, нервозность / волнение, неуверенность, неудовлетворенность/недовольство, облегчение, огорчение, равнодушие/безразличие, радость, раздраженность/досада, разочарование, растерянность/замешательство, решимость/решительность, спокойствие/невозмутимость, удивление, удовлетворенность / довольство, хорошее настроение. Как мы видим большинство людей показывают положительные эмоции. Доминирование позитивно окрашенных состояний наблюдается у пользователей, обучающихся работе с компьютером от 2 до 4 часов в неделю. Эти лица уже прошли адаптацию к работе за дисплеем, а задачи, которые им приходится решать с помощью ЭВМ, либо связаны с учебным процессом и имеют оптимальный уровень сложности, либо являются собственными посильными изысканиями, первые успехи в которых окрыляют.

Люди, которые не работали за компьютером часто, в конце  работы испытывали облегчение, что  отражает трудность компьютерного  обучения.

Самый широкий спектр психических состояний наблюдается в нестандартных ситуациях (западание клавиши, зависание системы), независящим от человека. Среди них доминируют негативно окрашенные состояния. Во всех группах отмечено наличие раздражения. В большинстве групп присутствуют состояния злости, нервозности, неуверенности, растерянности, нередки также состояния огорчения и испуга.

В ранней взрослости (21 - 25 лет) несколько реже испытывают в  начале работы состояние заинтересованности/интереса, но повышается внимание, нервозность  и волнение. Этот возрастной период совпадает с периодом профессионального и личностного становления человека. Отношение к компьютеру изменяется. Для многих компьютер - средство достижения жизненно важных целей

У лиц среднего возраста четких зависимостей не выявлено.

В поздней взрослости (41 - 55 лет) наряду с интересом довольно часто проявляются негативно окрашенные состояния: неуверенность, растерянность, испуг/страх. В этом возрасте отношение к компьютеру и своим возможностям уже сложилось, что и находит свое отражение в состояниях.

По окончании работы на ЭВМ актуализируются в основном состояния удовлетворенности - неудовлетворенности, облегчения, спокойствия, а также  заинтересованности/интереса, причем позитивно окрашенные состояния  проявляются чаще, чем отрицательно окрашенные. Значимых различий в состояниях мужчин и женщин по окончании работы с компьютером не обнаружено.

 Исследование взаимоотношений  состояний на разных этапах  компьютерного обучения позволило  выявить ряд интересных зависимостей. Так, было обнаружено, что те  обучающиеся, у которых начало занятий на ЭВМ характеризовалось состоянием заинтересованности/интереса, как правило, к концу занятия испытывали состояние удовлетворенности. При смене кадра актуализируются интерес, а также любопытство/любознательность и сосредоточенность внимания.

 В нестандартных  ситуациях представлен почти  весь спектр состояний, среди  которых по интенсивности наиболее  выражены злость, раздражение, растерянность и огорчение.

Заключение.

 Таким образом анализ  результатов психологического воздействия компьютера на человека в процессе обучения показал, что на первом этапе работы с компьютером должна быть заинтересованность и сосредоточенность внимания. Это очень важные факторы улучшения компьютеризированного обучения. Однако чрезмерная заинтересованность вызывает чувство нервозности и волнения в нестандартных ситуациях. Поддержка этих позитивных моментов должна быть заложена в программу обучения и осуществляться преподавателем.

Состояния азарта и сосредоточенности, возникающие в ситуациях смены  кадра, влияют на актуализацию состояний в нестандартных ситуациях. Чем выше интенсивность и продолжительность этих состояний в ситуации смены кадра, тем выше интенсивность и длительность актуализации состояний удовлетворения, злости, неуверенности, растерянности и досады в трудных ситуациях. Другими словами, существует оптимальный уровень интенсивности, длительности состояний в компьютеризированном учебном процессе, от которых зависит эффективность деятельности учащихся в различных ситуация работы с ЭВМ. Этот уровень должен корректироваться самими пользователями или преподавателями.

Также установлено что  страх перед компьютером и  чрезмерная мотивация снижают продуктивность деятельности. Продуктивность деятельности в большей степени зависит  от волевых, мотивационных состояний. Безразличие также снижает продуктивность деятельности.

Таким образом, при разработке компьютерных программ в обучении необходимо учитывать особенности психических  состояний различных возрастных, половых и профессиональных групп. Установленные различия говорят о необходимости дифференцирования компьютеризации обучения.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

  1. Педагогика высшей школы. Учебное пособие под ред. М.В. Буланова-

 

  1. Топоркова

 

  1. Курсовая работа по дисциплине « Педагогические технологии »

Тема: « Инновационные  педагогические технологии»

( Еремин А. К.)

 

  1. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения

( А.Е. Сережкина, А.О.  Прохоров)

 

  1. Психологические аспекты компьютеризации научно- исследовательской деятельности в образовательных системах

Информация о работе Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности