Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:12, реферат
Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к "информационному обществу". По прогнозам ученых такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии - в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы - в 2030 г. К настоящему времени некоторые технологические направления поучили широкое распространение. Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.
Введение………………………………………………………………….3
Перспективы развития компьютеризации………………………………3
Компьютеризация как вид учебной деятельности………………………4
Влияние компьютеризации на формирование личности и мышления…5
Влияние процесса компьютеризации на формирование профессиональных качеств будущего специалиста…………………………………………………………………6
Проблемы взаимодействия человека с компьютером………………….....................................................................6
Психологические исследования в рамках освоения человеком компьютера…………………………………………………………………6
Психологические последствия применения информационных технологий………………………………………………………………….7
Психология взаимодействия человека с компьютером…………………9
результаты диагностики психических состояний пользователей…….10
Заключение……………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………12
В психологических работах, посвященным последствиям компьютеризации, предметом исследования часто оказываются навыки, конкретные действия, отдельные психические процессы (исследования М.Коула, С.Пейперта, О.К.Тихомирова). В то же время проблемам генерализации, глобальных личностных изменений "уделяется еще недостаточно внимания". При этом вопросы, связанные с данной темой, изучаются в основном в теоретическом плане, экспериментальных исследований проведено крайне мало. Предпринята попытка экспериментального исследования одного из видов генерализованных, глобальных личностных изменений, происходящих в результате применения информационных технологий.
В области изучения психологических последствий применения информационных технологий накоплен достаточно обширный материал. Такие исследования проводились в рамках изучения учебной, профессиональной деятельности. Предметом исследования являлись также отдельные навыки, операции и психические процессы.
Психологические последствия применения информационных технологий.
В исследованиях, посвященных
непосредственно
Однако, применение информационных технологий при конкретных действиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды деятельности и даже на всю личность в целом. Преобразованию деятельности под влиянием процессов компьютеризации посвящена недавно опубликованная работа А.Е.Войскунского и Ю.Д.Бабаевой "Психологические последствия информатизации". В ней авторы отмечают, что воздействие процессов информатизации на деятельность может происходить и прямо, через трансформацию и опосредствование самой деятельности и появление новых ее видов, связанных с информационными технологиями, и косвенно, через многократное опосредование некомпьютеризированных видов деятельности. Такое косвенное многократное опосредование может происходить, например, при просмотре фильмов, созданных с помощью компьютерной графики. При этом компьютеризированная деятельность может оказывать воздействие на другие виды деятельности по-разному. Характерно и то, что одни преобразования накладываются на другие, приводя и к нейтрализации психологических последствий информатизации, и к их увеличению. Распространяющиеся, глобальные преобразования психических явлений могут приводить к изменению всей мотивационно-личностной сферы субъекта, которое может носить и выраженный негативный характер. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).
Не следует фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, трансформациях и достижениях любой компьютер - всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем данное средство прежде всего информационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования, в конечном счете главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.
В то же время не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно зримых функций и задач сферы образования - культурообразования, обеспечения образовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социумов, ментальной совместимости людей и человеческих сообществ.
Психолого - педагогическая сфера, наиболее близкая к практике образования, призвана, способна и обязана придать практико-ориентированную технологичность и законченность всем концептуально важным, но все же в большей или меньшей мере дистанцированным, оторванным от непосредственной образовательной деятельности социально-экономическим, философско-методологическим и научно-техническим аспектам целостной идеологии информатизации в сфере образования.
Недооценка именно этой сферы, именно этого концептуального направления чревата самыми негативными последствиями, не только сводящими на нет возможности компьютерно - информационной поддержки образовательных систем, но и наносящими прямой ущерб всем участникам образовательного процесса, прежде всего обучающимся.
Использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. В отечественной психологической науке появилось новое направление - психология компьютеризации, в основу которого легла выдвинутая О. К. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека через компьютеры и другие средства информатики. В задачи этого направления входят: изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, опосредствованной компьютерами, диалога между человеком и компьютером; изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров; влияние компьютеризации на личность и личности на компьютеризацию.
Развитие этого направления позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и ЭВМ. В то же время фактически белым пятном остались исследования психических состояний пользователей ЭВМ, тогда как значимость состояний психики в различных сферах человеческой деятельности чрезвычайно велика. Из этих работ следует, что психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, выполняют интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в "психологический строй " личности, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности и др. Психические состояния во многом обусловливают эффективность различных видов деятельности, оптимальность общения и поведения, продуктивность труда. В отдельных исследованиях психических состояний пользователей ЭВМ был выявлен ряд типичных эмоциональных состояний, обусловленных отношением пользователя к компьютеру, установлено влияние отдельных текущих психических состояний на эффективность деятельности операторов программистов, исследовано состояние страха перед компьютером.
Результаты диагностики психических состояний пользователей ЭВМ.
Другая группа работ
связана с разработкой методов
диагностики психических
Было проведено исследование психических состояний пользователей ЭВМ, которое проходило в три этапа. На первом этапе были выявлены наиболее часто встречающиеся (типичные) состояния пользователей ЭВМ. Для этих целей была разработана анкета. Респонденты описывали наиболее часто встречающиеся у них состояния при работе на компьютере в различных ситуациях и этапах работы: в самом начале работы, по ее окончании, при смене кадра обучающей или контролирующей программы или прикладного пакета, в нестандартных ситуациях.
Результаты исследования
показали типичные психические состояния при
работе с компьютером: азарт, сосредоточенность/
внимание, восторг/восхищение, злость,
заинтересованность /интерес, страх/испуг,
любопытство/любознательность, нервозность
/ волнение, неуверенность, неудовлетворенность/
Люди, которые не работали за компьютером часто, в конце работы испытывали облегчение, что отражает трудность компьютерного обучения.
Самый широкий спектр
психических состояний
В ранней взрослости (21 -
25 лет) несколько реже испытывают в
начале работы состояние заинтересованности/
У лиц среднего возраста четких зависимостей не выявлено.
В поздней взрослости (41 - 55 лет) наряду с интересом довольно часто проявляются негативно окрашенные состояния: неуверенность, растерянность, испуг/страх. В этом возрасте отношение к компьютеру и своим возможностям уже сложилось, что и находит свое отражение в состояниях.
По окончании работы на ЭВМ актуализируются в основном состояния удовлетворенности - неудовлетворенности, облегчения, спокойствия, а также заинтересованности/интереса, причем позитивно окрашенные состояния проявляются чаще, чем отрицательно окрашенные. Значимых различий в состояниях мужчин и женщин по окончании работы с компьютером не обнаружено.
Исследование взаимоотношений
состояний на разных этапах
компьютерного обучения
В нестандартных
ситуациях представлен почти
весь спектр состояний, среди
которых по интенсивности
Заключение.
Таким образом анализ
результатов психологического
Состояния азарта и сосредоточенности, возникающие в ситуациях смены кадра, влияют на актуализацию состояний в нестандартных ситуациях. Чем выше интенсивность и продолжительность этих состояний в ситуации смены кадра, тем выше интенсивность и длительность актуализации состояний удовлетворения, злости, неуверенности, растерянности и досады в трудных ситуациях. Другими словами, существует оптимальный уровень интенсивности, длительности состояний в компьютеризированном учебном процессе, от которых зависит эффективность деятельности учащихся в различных ситуация работы с ЭВМ. Этот уровень должен корректироваться самими пользователями или преподавателями.
Также установлено что
страх перед компьютером и
чрезмерная мотивация снижают
Таким образом, при разработке
компьютерных программ в обучении необходимо
учитывать особенности
Список использованной литературы:
Тема: « Инновационные педагогические технологии»
( Еремин А. К.)
( А.Е. Сережкина, А.О. Прохоров)
Информация о работе Психологический анализ компьютеризированной учебной деятельности