Психологический аспект изучения ФФН: Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть дошкольный возраст как логопедический феномен.
3. Дать характеристику фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (дошкольники).

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретическое исследование фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
1.1Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе.
1.2.Характеристика ФФНР. Особенности речи детей с ФФНР
1.3. Характеристика групп ФФНР
Глава 2. Исследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
2.2 Основные направления развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 77.41 Кб (Скачать файл)

При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий через день. (Исключение составляют тяжелые случаи механическихдислалий.)

Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные [29].

К функциональнымдислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка. Что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.

Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрий, алалий, афазий и  даже тугоухости также часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой — далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования. Таким

Рис 11Прогнатия (а), прогения (б).

образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся  как чисто функциональные, нередко  при более тщательном изучении оказываются  органическими. Кроме того, в такой  сложной системе, как речь, органические изменения в одном звене обычно вызывают функциональные изменения  в других частях системы. Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны  речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может  обусловить или углубить органическое нарушение. (Так, при ранениях ротовой  полости и последующих операциях  больной во избежание болезненных  ощущений при движении старается  избегать этих движений, в результате чего рубцы плохо рассасываются, и, таким образом, подвижность артикуляционных  органов нарушается еще больше.)  При этом необходимо помнить, что  анатомические дефекты имеют  чаще всего значение только предрасполагающего момента, так как здоровый физически  и психически человек в большинстве  случаев находит пути компенсации  такого дефекта, и только при наслаивании  дополнительных трудностей чисто речевого и общего развития выявляется значение анатомических дефектов для произношения.

Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации.

Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными  и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба.

Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком  массивная уздечка языка (подъязычная  связка). При этом дефекте могут  быть затруднены движения языка, так  как слишком короткая уздечка  фиксирует его у дна полости  рта.

Дефекты развития челюстей и зубного  ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).

Расщелины и ранения мягкого  и твердого нёба имеют очень большое  значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные  перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь  только узкое, местное значение.

Рис. 12. Передний открытый прикус. Рис. 13. Боковой открытый прикус.

Например, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей — на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки — на произношении р и шипящих.

Ринолалия

Ринолалия, или гнусавость, бывает трех видов: открытая, закрытая и смешанная. Все виды гнусавости, в основе которых лежат нарушения в строении периферического речевого аппарата (а нарушение речи характеризуется неправильным звукопроизношением), относятся к механическим дислалиям. [29]

Закрытая гнусавость — следствие  гипертрофического насморка, тканевых разращении в носу и носоглотке, которые закрывают проход в носовую полость.

У ребенка с закрытой гнусавостью  затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых  звуков [м] и [н].Звук [м] заменяется звуком [б], звук [н] — [д] (мама звучит как баба, а няня — как дядя).Изменяется тембр голоса вследствие нарушения резонанса в носовой полости. При частичной закупорке носа [м] звучит как [с], а [д] — как [нд].

Для устранения закрытой гнусавости следует начать лечение носа и  носоглотки. При восстановлении носового дыхания речь обычно становится нормальной. Иногда требуется поупражнять ребенка  в произношении звуков [м] и [н] и на носовом выдохе, а затем провести дифференциацию между звуками [м] и [б] и звуками [н] и [д].

Иногда явление закрытой гнусавости наблюдается без нарушения проходимости носовой полости, в частности  эти неправильности звукопроизношения встречаются у глухих в связи с отсутствием слухового контроля.

Открытая гнусавость — следствие  врожденного дефекта нёба — так  называемых нёбных расщелин. По данным М. Д. Дубова [12], в России ежегодно рождается  свыше 5 тыс. детей с небными расщелинами. Причиной этих расщелин является недоразвитие периферической части речевого аппарата в период эмбрионального развития, на 2—3 месяце беременности матери. Этиологией такого тяжелого нарушения развития зародыша считают токсоплазмоз, нарушения  питания плода в связи с  перенесенными заболеваниями матери, а также психическими травмами. В  зарубежной литературе большое значение придают наследственности. Полной ясности  в этом вопросе пока еще нет. Расщелины  бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

При расщелинах неба дыхательный и  голосовой отделы периферического  речевого аппарата не имеют никаких  анатомических нарушений, а верхний  его отдел (артикуляционный) грубо  нарушен в своем строении, нарушается возможность изоляции между ротовой  и носовой полостями.

Наличие врожденной нёбной расщелины  нарушает весь сложный комплекс согласованных  рефлекторных движений, участвующих  в основных механизмах звучной речи (дыхании, голосе-образовании и артикуляции):

1. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется.

2. Звучание голоса, помимо гнусавого  оттенка, отличается бедностью  модуляций.

3.  В ротовой полости особенно  характерно высокое положение  корня языка, что является приспособительным  положением для закрытия расщелины  нёба. Такое положение языка ограничивает  подвижность, как всего тела  языка, так и его кончика,  который оказывается оттянутым  к середине ротовой полости.  Таким образом, движения самого  подвижного органа артикуляции  — языка, участвующего в формировании  всех звуков речи, резко ограничены.

Движения губ благодаря взаимной связи мышц языка и губ также  заторможены.

Чем обширнее расщелина нёба, тем  больше ее отрицательное влияние  на формирование звуковой речи ребенка.

Анализ звукопроизношения ринолалика выявляет, что наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга.

В тяжелых случаях окружающие не понимают ребенка ринолалика, не всегда понимает его даже мать.

В легких случаях произносимые звуки  близки и по артикуляции и по звучанию к нормальным, но имеют гнусавый оттенок, так как воздушная струя  все же частично уходит в нос.

По-видимому, это дает основание  некоторым авторам (проф. М. Зееман [16], М. Совак [40]) считать более правильным называть это речевое нарушение не ринолалией, а ринофонией, что подчеркивает только наличие гнусавого голоса.

Название “ринофония” будет более правильным в том случае, когда расщелина будет не врожденной, а приобретенной при уже сформировавшейся речи, т. е. у взрослого человека или ребенка после 4—5 лет, что дает только гнусавый оттенок голоса.

Дизартрия

Дизартрия — тяжелое и сложное  нарушение звуковой стороны речи.

Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько  иное понимание этого термина  — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи. [29]

В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и  делается совершенно непонятной. Такие  крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии  носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.

С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии, бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между  перечисленными видами имеется много  общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.

Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся  речью) подчеркивается следующими моментами:

1) очаговые поражения двигательных  отделов центральной или периферической  нервной системы,

2) расстройство произносительной  стороны устной речи при полноценной  системе фонем, полном словаре  и сохранном грамматическом строе.  Остаются сохранными также понимание  речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и  мышления (При развитии дизартрии  в раннем детском возрасте  развитие системы фонем, объема  словаря и грамматического строя  речи обычно запаздывает.)

У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с  наличием как полных, так и частичных  замен (литеральных парафазий, а  также в нарушениях плавности, темпа  и громкости речи.

Детская псевдобульбарная дизартрия

Для детской практики наиболее существенна  псевдобульбарная форма дизартрии. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, собенно часто встречаются во вспомогательных школах, так как внешние проявления ее настолько тяжелы, что заставляют врачей и педагогов направлять детей с нормальным интеллектом только из-за их речи во вспомогательные школы, а иногда даже и в учреждения социального обеспечения.

Следует оговорить, что с неврологической  точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеетсложныйпатогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства.

Сложность и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной дизартрии  определяет и особенности ее клинических  проявлений.

Эта форма дизартрии у детей  обычно входит в синдром детского церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно  до 2 лет) в связи с травматическими  или воспалительными заболеваниями  головного мозга. Нередко детский  церебральный паралич является последствием родовой травмы.

Нарушения моторики у этих детей  носят широкий характер. Часто  страдает и моторика верхней части  лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскообразным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причем у одних детей оказывается более пострадавшей правая сторона тела, у других—левая. Родители отмечают, что ребенок не может себя обслужить — сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными: ребенок плохо пережевывает пищу, плохо ее глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее сильное слюнотечение (саливация).

Специалисты, которые занимаются псевдобульбарной дизартрией, отмечают, что при детском  параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени одни—больше, другие— меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы детского псевдобульбарного паралича.

Чаще всего встречаются смешанные формы, когда у ребенка имеются налицо все указанные явления нарушения моторики— почти одинаково выраженные симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза.

Информация о работе Психологический аспект изучения ФФН: Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи