Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:08, курс лекций
Краткое описание
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу
Радостные переживания полезны
и благотворны для человеческого организма.
Когда мы испытываем радость, все системы
нашего организма функционируют легко
и свободно, разум и тело находятся в расслабленном
состоянии, и этот относительный физиологический
покой позволяет нам восстановить затраченную
энергию. По свидетельствам многих людей,
перенесших то или иное заболевание, радостные
переживания ускоряют процесс выздоровления.
Клинические исследования показывают,
что отсутствие положительной социальной
стимуляции, служащей источником позитивных
эмоций интереса и радости, может вызывать
у человека серьезные психические и физические
нарушения.
Радость возникает спонтанно,
когда человек достигает какой-то цели,
добивается какого-то важного для себя
результата. Человек не может вызвать
радость сознательным усилием, но он может
поставить перед собой такие цели, достижение
которых обещает ему радость. Упорство
и настойчивость в освоении каких-то навыков,
как правило, вознаграждаются чувством
достижения, успеха, победы, и именно это
чувство является источником радости.
Но мы проявляем настойчивость и упорство
не для того, чтобы испытать радость, а
для того, чтобы выполнить свою работу,
освоить новые навыки, повысить свое мастерство,
завершить начатое дело. Мы работаем потому,
что нам интересно работать, а радость
выступает как побочный продукт достигнутого
успеха.
Гнев
Гнев - одна из важнейших эмоций.
Гнев зачастую воспринимается как нежелательная
реакция, и человек, как правило, стремится
избежать ее. Гневные слова или другие
проявления гнева могут стать причиной
временного разлада отношений между людьми.
Как уже говорилось, гнев может быть связан
с печалью, а гневные чувства, которые
человек испытывает по отношению к самому
себе, в комбинации с печалью и другими
эмоциями могут способствовать развитию
депрессии.
Сдерживая гнев, человек может
страдать от того, что не имеет возможности
свободно выразить свои чувства или устранить
барьеры, препятствующие его стремлению
к желанной цели.
Любое препятствие на пути достижения
намеченной цели может вызывать у человека
гнев. Эмоция гнева сыграла безусловно
важную роль в преодолении некоторых из
этих препятствий, она имела важное значение
для выживания человека как вида. Гнев
мобилизует энергию человека, вселяет
в него чувство уверенности и силы и потому
повышает его способность к самозащите.
Подавление эмоции гнева является неоправданным
и неразумным. Гнев - это часть человеческой
натуры. Разумеется, человек должен уметь
контролировать свой гнев, но в то же время
он должен иметь возможность использовать
его для своего блага и блага близких ему
людей.
Гнев, отвращение и презрение
- самостоятельные дискретные эмоции,
но они часто взаимодействуют друг с другом.
Ситуации, активирующие гнев, часто в той
или иной мере активируют эмоции отвращения
и презрения. В любой комбинации эти три
эмоции могут стать главным аффективным
компонентом враждебности.
Мимическая реакция гнева предполагает
нахмуривание бровей и оскаливание зубов
либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется
высоким уровнем напряжения и импульсивности.
В гневе человек чувствует себя гораздо
увереннее, чем при любой другой отрицательной
эмоции.
Адаптивные функции гнева более
очевидны в эволюционной перспективе,
нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует
энергию, необходимую для самозащиты,
придает индивиду ощущение силы и храбрости.
Уверенность в себе и ощущение собственной
силы стимулируют индивида отстаивать
свои права, то есть защищать себя как
личность, Таким образом, эмоция гнева
выполняет полезную функцию и в жизни
современного человека. Кроме того, умеренный,
контролируемый гнев может использоваться
в терапевтических целях для подавления
страха.
Эмоциональный профиль воображаемой
ситуации гнева напоминает профиль эмоций
для ситуации враждебности. Паттерн эмоций,
наблюдаемый при переживании гнева, аналогичен
паттерну эмоций в ситуациях враждебности,
отвращения и презрения, хотя в двух последних
эмоционально значимых ситуациях отмечаются
потенциально важные различия в выраженности
и в порядковых рангах показателей отдельных
эмоций.
Гнев, отвращение и презрение
взаимодействуют как с другими аффектами,
так и с когнитивными структурами. Стабильные
интеракции между любой из этих эмоций
и когнитивными структурами можно рассматривать
как личностный показатель враждебности.
Управление эмоциями гнева, отвращения
и презрения представляет определенную
проблему для человека. Нерегулируемое
влияние этих эмоций на мышление и поведение
может приводить к серьезным нарушениям
адаптации и развитию психосоматических
симптомов.
Результаты некоторых исследований
свидетельствуют о том, что эмоциональная
коммуникация играет важную роль в межличностной
агрессии. В качестве других факторов
агрессии исследователи называют степень
физической близости и наличие визуального
контакта между участниками общения, однако
для полного понимания деструктивной
агрессии и познания способов ее регуляции
этих данных явно недостаточно.
Эмоция гнева не обязательно
приводит к агрессии, хотя и является одним
из компонентов агрессивной мотивации.
Проявления агрессии можно наблюдать
даже у маленьких детей. Результаты исследований
показывают, что агрессивные дети (то есть
дети, которые не обладают навыками социального
поведения), став взрослыми, как правило,
тоже демонстрируют агрессивное или криминальное
поведение. Эти данные позволяют предположить,
что уровень агрессивности представляет
собой врожденную характеристику индивида
и по мере его взросления приобретает
характер устойчивой личностной черты.
В отличие от проявлений агрессии,
переживание и выражение гнева может иметь
позитивные последствия, особенно в тех
случаях, когда человек сохраняет достаточный
контроль над собой. По большей части,
адекватное выражение гнева не только
не приводит к разрыву отношений, но порой
даже укрепляет их. Однако нужно помнить
о том, что любое проявление гнева сопряжено
с некоторой долей риска, так как потенциально
оно может привести к негативным последствиям.
Но привычка постоянно подавлять свой
гнев может вызывать еще более серьезные
последствия.
Страх и тревога
Страх - это эмоция, о которой
многие люди думают с ужасом. И все же страх
- реальная часть нашей жизни. Человек
может переживать страх в самых разных
ситуациях, но все эти ситуации имеют одну
общую черту. Они ощущаются, воспринимаются
человеком как ситуации, в которых под
угрозу поставлено его спокойствие или
безопасность. Интенсивное переживание
страха запоминается надолго.
Страх нельзя отождествлять
с тревогой. Страх - это совершенно определенная,
специфичная эмоция, заслуживающая выделения
в отдельную категорию. Рассмотрение страха
как специфичной эмоции позволяет отделить
его от феномена тревоги. Тревога - это
комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция
страха - лишь одна из них.
Рассмотрение страха как отдельной
эмоции, отличной от феномена тревоги,
позволит нам проанализировать специфическое
влияние страха на когнитивные процессы
и поведенческие акты, а также особенности
его взаимодействия с другими эмоциями.
Страх складывается из определенных и
вполне специфичных физиологических изменений,
экспрессивного поведения и специфического
переживания, проистекающего из ожидания
угрозы или опасности. У маленьких детей
ощущение угрозы или опасности сопряжено
с физическим дискомфортом, с неблагополучием
физического «Я»; страх, которым они реагируют
на угрозу, это боязнь физического повреждения.
Субъективное переживание страха
ужасно, и что странно - оно может заставить
человека оцепенеть на месте, тем самым
приводя его в абсолютно беспомощное состояние,
или, наоборот, может заставить его броситься
наутек, прочь от опасности.
По мере взросления человека
меняется характер объектов, вызывающих
страх. Потенциальная возможность физического
повреждения для большинства из нас не
представляет собой угрозы, хотя бы в силу
ее редкости. Гораздо чаще нас страшит
то, что может уязвить нашу гордость и
снизить самооценку. Мы боимся неудач
и психологических потерь, которые могут
произвести в душе каждого из нас настоящий
переворот.
Несмотря на то, что страх, особенно
в его крайних проявлениях, переживается
нами довольно редко, большинство людей
боится этой эмоции. Переживание страха
ощущается и воспринимается людьми как угроза личной
безопасности. Страх побуждает людей предпринимать
усилия, направленные на избежание угрозы,
на устранение опасности. Страх может
быть вызван как физической, так и психологической
угрозой.
Существует ряд стимулов и ситуаций,
на которые мы биологически предрасположены
реагировать страхом. К таким «естественным
сигналам» опасности относятся боль, одиночество
и внезапное изменение стимуляции. Но
по мере приобретения опыта человек научается
бояться самых разных ситуаций, явлений
и объектов. Большинство условных активаторов
страха так или иначе связаны с естественными
сигналами опасности.
Вина, совесть и нравственность
Вина, в соответствии с теорией
дифференциальных эмоций, играет ключевую
роль в процессе развития личной и социальной
ответственности, в процессе становления
совести. Существование неких фундаментальных,
присущих каждому человеку, источников
вины неоспоримо, однако совесть как психический
феномен представляет собой скорее комплекс
аффективно-когнитивных структур, формирующихся
под воздействием родительских требований
и предписаний разнообразных социальных
институтов. Аффективно-когнитивные структуры
совести становятся мотивом и регулятором
нравственного поведения. Главной предпосылкой
развития личной и социальной ответственности
является вина, но проявления альтруизма,
существенного компонента социальной
ответственности, как правило, сопровождаются
переживанием положительных эмоций, и
именно они становятся основной движущей
силой высшей формы поведения - поведения
этического, или нравственного.
Большинство психологов сходятся
во мнении о том, что стыд предполагает
возможность реального или воображаемого
наказания, исходящего от окружающих людей,
в то время как переживание вины - результат
самонаказания, что, однако, не исключает
участия внешних воздействий. Человек
испытывает вину вследствие нарушения
неких, принятых им этических, моральных
или религиозных стандартов. Несмотря
на то, что ряд этических предписаний имеет
под собой эволюционно-биологическую
основу, необходимо подчеркнуть, что конкретные
способы применения этических, моральных
и религиозных кодексов ребенок постигает
при помощи механизма идентификации с
родителями и другими людьми, при помощи
механизмов имитации или моделирования,
пробуждения сочувствия, под воздействием
других форм социального научения.
Эмоциональная экспрессия,
сопровождающая переживание вины, не столь
выразительна, как экспрессия, присущая
другим эмоциям. Испытывая вину, человек
низко склоняет голову или прячет глаза.
Переживание вины сопровождается
гложущим ощущением собственной неправоты
по отношению к другому человеку или к
самому себе. В эмоциональном профиле
для ситуаций вины обнаруживаются относительно
высокие показатели эмоций печали и страха.
Эмоция страха очень часто переживается
одновременно с эмоцией вины, вероятно,
именно этим можно объяснить тот факт,
что многие теоретики отказываются проводить
четкую грань между эмоциями страха и
вины. Для переживания вины характерны
высокая степень напряжения, умеренная
импульсивность и снижение уверенности
в себе.
После стыда, вина - важнейший
фактор воспитания социальной ответственности,
она становится непреодолимым барьером
на пути немотивированной сексуальной
и враждебной агрессии. Развитие вины
и становление совести - важнейшие этапы
психологического созревания личности.
Чрезмерная склонность к самообвинениям
или, наоборот, недостатки развития совести
могут привести к дезадаптации или даже
к психопатологии. Ряд авторов утверждает,
что чрезмерная склонность к самообвинениям
может стать причиной различных психических
расстройств и даже параноидной шизофрении.
Теоретическая аргументация
авторов, подкрепленная целым рядом эмпирических
исследований, заставляет нас согласиться
с тем, что прямой дорогой к желанному
результату - к становлению зрелой совести
и формированию адекватных порогов переживания
вины - может стать разумное сочетание
разнообразных воспитательных воздействий,
в числе которых необходимо отметить угрозу
лишения одобрения и любви, пробуждение
сочувствия, научение осознанию собственной
роли в огорчении другого человека.
Список использованной
литературы
Кэррол Э. Изард, Психология
эмоций/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000 г.
–464 с.
Гуревич П.С., Психология, Учебное
пособие - М.: Знание, 1999 г. – 304 с.