Психолого-медико-педагогическая помощь ребёнку с выраженными проблемами детского аутизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что если оказывать своевременную помощь аутичному ребёнку, включающею в себя оказание всей необходимой медицинской, педагогической и психологической помощи, коррекционную работу специалистов с аутичными детьми, консультации родителей, то ребёнок может стать полноценной частью общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этиологию и патогенез раннего детского аутизма;
2. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
3. Выявить критерии аутизма;
4. Изучить основные признаки аутизма;
5. Проанализировать методы психолого-медико-педагогической помощи аутичным детям.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 Узнав о неутешительном  диагнозе, родители, в первую очередь  мать, начинают испытывать глубокое  чувство вины, семья замыкается в себе. Страдание близких усугубляет страдания ребенка. Во многих семьях состояние ребенка вызывает нарастание эмоционального напряжения, отрицательных эмоций, семья сама становится деструктивной и вряд ли сможет помочь ребенку так же эффективно, как те семьи, которые могут приспособиться к нелегкой задаче воспитания аутичного ребенка, сплотиться, снизить уровень конфликтности. Нельзя рассматривать аутичного ребенка вне его эмоционального и психосоматического симбиоза с матерью. У матери аутичного ребенка существуют социальные и профессиональные потребности, которые она не может удовлетворить, будучи эмоционально и фактически слишком крепко привязанной к ребенку.

 Поэтому целесообразно  создание комплекса психологической  поддержки и обучения родителей, воспитывающих аугичных детей, в первую очередь, их матерей, на которых ложится максимальная психологическая нагрузка. Основная задача психотерапевтической помощи - помочь семье в решении основных проблем и тем самым содействовать ее развитию по конструктивному пути. Известные семейные психотерапевты Э.Эйдемиллер и В.Юстицкис в своей книге "Семейная психотерапия" сформулировали ряд правил для членов семей больных с первично-психическими расстройствами.

Правило 1. Никогда не теряйте надежду, верьте в победу. Если даже сейчас Вам очень тяжело, верьте, что в дальнейшем будет лучше.

Правило 2. Переживайте  вместе с больным все его состояния, все тревоги. Вы должны научиться  понимать его лучше, чем он сам  себя понимает.

Правило 3. Старайтесь завоевать доверие и откровенность.

Правило 4. Внимательно  анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые  подходы. Присматривайтесь к тому, как  находят к больному подход друзья, знакомые.

Правило 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые Вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь.

Наиболее адекватно  к терапии относятся родители аутичных дошкольников. У них еще  достаточно сил и веры в возможности своих детей. Чем старше ребенок, тем, как правило, пассивнее родители. Очень часто меняется отношение к терапии, она начинает восприниматься как занятость. В этом случае родители ребенка, будучи довольны самим фактом того, что их ребенок "хоть куда-то ходит", мало задумываются о том, какова эффективность этой "занятости", если рассматривать ее с точки зрения "долгосрочной перспективы". Это нередко сопровождается тем, что советы психолога, касающиеся организации жизни ребенка, выслушиваются, но не исполняются. Часто следует и вовсе отказ от терапии, особенно, если ребенок так и остался глубоко аутичным. Между тем, те немногие родители, которые не оставляют усилий по развитию и адаптации ребенка, несмотря на сохраняющееся тяжелое состояние, как правило, добиваются успеха и продвижения ребенка вперед. Изменения возможны в любом возрасте, пусть небольшие, но очень значимые для дальнейших жизненных перспектив аутичного человека. Даже если он не научился читать, писать, правильно говорить, самостоятельно передвигаться по городу - это не значит, что его больше нечему учить. Повышение уровня включенности в окружающий мир, которого почти всегда можно добиться упорным трудом, повлечет за собой лучшее понимание происходящего, развитие навыков самообслуживания, иногда речи. Такие скачки в развитии ребенка часто происходят и после 8-10 лет (вплоть до появления отсутствующей ранее речи). Те изменения, которые кажутся слишком незначительными для стороннего наблюдателя, могут играть огромную роль для аутичного человека и для его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей  выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного  ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Ранний возраст - один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками - двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития - эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития.

В настоящее время  испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и  подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данных этологического направления в психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.

Хочется также отметить, что в настоящее время информированность  общества про детский аутизм очень  низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или  совсем ничего не знают про это  заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий.

 

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет;

 

Этиология (греч. αἰτία — причина и λόγος — наука) — раздел медицины, изучающий причины болезней;

 

Патогенез (от греч. pathos - страдание - болезнь и генез), механизмы развития заболеваний и патологических процессов;

 

Мутизм (от лат. mutus — немой), отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе мутизма лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, непосильное требование);

 

Стереотипия - функционально автономные патологические движения, которые группируются в ритмическую или сложную последовательность нецеленаправленных движений;

 

Адаптация - развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий окружающей среды;

 

Социальная  адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития

 

Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью;

 

Синдром Ретта (описан австрийским врачом A. Rett, 1924–1997) – наследственное заболевание: поражение мозга с нарушением психического развития и деменцией в исходе;

 

Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть легкой формы аутизма, при котором способность к социализации относительно сохранена);

 

Синдром Геллера - редкое психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов, у ребенка развивается деменция;

 

Психологическая коррекция - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента;

 

Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта;

 

Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций;

 

Шизофрения - психическая болезнь с длительным хроническим прогредиентным течением, сопровождающаяся диссоциацией психических процессов, моторики и нарастающими изменениями личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Игра 1. "Погулять выходят мыши".

Сядьте с малышом  за стол или удобно расположитесь  на полу. Расслабьте кисть и поставьте  все ваши пять пальцев на ровную поверхность стола или пола так, чтобы они не соприкасались. Скажите ребёнку: "Вот, смотри, мыши бегают!"

И начинайте быстро перебирать пальцами, показывая, как бегут мышки. При этом приговаривайте: "Побежали, побежали, побежали!" Пусть малыш  тоже повторяет ваши движения.

Можно также прочитать  короткое стихотворение:

Тише-тише, тише -тише!

Погулять выходят мыши!

Чтобы кот догнать  не смог,

Мчатся мыши со всех ног.

Повторите игру несколько  раз, поочерёдно используя правую и  левую руки.

А можно усложнить  игру.

Одной рукой изображайте прогуливающихся мышек. Другая рука будет кошкой, которая крадучись подбирается к мышкам. Скажите за кота, который угрожает мышам: "Догоню, догоню, догоню!"

После этих слов крепко сожмите  кулак, спрятав все пальцы, и скажите: "Не поймал! Мышки спрятались в норку."

Во время игры ребёнок  учится напрягать и расслаблять  мышцы ладоней и пальцев, развивает  воображение.

 

Игра 2. "Море волнуется раз".

Для игры необходимо минимум 4 человека. Выбирается ведущий, который  начинает произносить следующие  слова:

 Море волнуется раз!

 Море волнуется  два!

 Море волнуется  три!

 Морская фигура  на месте замри! 

В то время, как ведущий  произносит эти слова, все играющие двигаются. А на последней фразе  все замирают в той позе, которая, по их мнению, соответствует понятию  «морская фигура». Ведущий подходит к «фигуре» и когда он дотрагивается до нее, то фигура должна начать двигаться.

 Тот игрок, который,  по мнению ведущего, справился  лучше всех с заданием, становится  водящим в следующем коне.

 В следующем коне  фигура должна быть уже не морской, а любой другой – фигура лягушки, повара, врача, баскетболиста, гимнаста, бегемота, кошки. Это должен решить для себя ведущий пока произносит слова:

Море волнуется раз!

 Море волнуется  два!

 Море волнуется  три!

И игра снова повторяется.

 

 

 

Приложение 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

  1. Башина В.М.Этиология и патогенез аутизма в детстве;
  2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г;
  3. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г;
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм» Москва 1989г;
  5. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика плюс, 2001;
  6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития»;
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой;
  8. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991;
  9. О. О. Петрова, Р. Н. Сиренко, Ю. А. Матюхина «Специальная педагогика»
  10. Интернет источники:
      1. http://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-169.shtml#book_page_top
      2. http://aytizm.ru/treatment
      3. http://razvitoy.ru/autizm-u-detej/
      4. http://adalin.mospsy.ru/l_02_10.shtml
      5. http://www.infomama.ru/article/90582.html
      6. http://pomoshchniklogo.rusedu.net/post/2602/20014

Информация о работе Психолого-медико-педагогическая помощь ребёнку с выраженными проблемами детского аутизма