Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Одной из основных проблем, которая стоит перед начальными классами общеобразовательной школы является развитие речи учащихся, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
Глава 1............................................................................................................5
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН........................................................................................5
Методики коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН..........................................................................................................................9
Специфика обучения и воспитания младших школьников с ФФН........................................................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................15
Список литературы.....................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

3. Принцип дифференцированного  подхода логопед осуществляет  на основе этиологии, симптоматики  нарушения учитывая уровень сформированности  высших психических функций и  особенностей эмоционально-волевой  сферы, а также учитывая сложность  речевого материала.

4. Принцип постепенного  усложнения заданий и речевого  материала, в процессе реализации  данного принципа происходит  постепенное включение сложного  материала в коррекционную работу, при этом логопед учитывает  уровень ближайшего развития  каждой речевой функции.

5. Принцип поэтапного  формирования умственных действий. При овладении фонематическим  анализом определение места звука  в слове, последовательности звуков  в слове, положение звука по  отношению к другим звукам  в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные  средства, затем в плане громкой  речи и — как заключение  – формирование во внутреннем  плане.

На первых занятиях логопед привлекает внимание учеников к работе артикуляционного аппарата,  для того чтобы они научились оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывать эти ощущения с акустическим раздражителем.

Логопедическая работа по преодолению ФФН должна способствовать упорядочению представления о звуковой стороне речи, устранению у учащихся имеющихся пробелов в развитии языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия и обусловленных ими затруднений в овладении программных материалов [3].

 

 

 

 

1.3. Специфика обучения  и воспитания младших школьников  с ФФН

 

Учитель начальных классов должен учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Даже опытным педагогам необходима помощь логопеда для успешной коррекционной работы по преодолению ФФН.

При совместной работе логопеда и учителя нужен постоянный контакт, координация, взаимные консультации, корректировка методов и приемов работы с детьми-логопатами. Так как перед учителем-логопедом и учителем начальных классов стоят общие задачи:

- обеспечить успешное овладение учеником программы по родному языку и чтению;

-  развивать внимание, память, мышление ребенка;

-  развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т. д.;

-  воспитывать ребенка в процессе обучения.

Работа будет более успешной при тесном контакте учителя-логопеда с учителями начальных классов. Они должны выработать единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, которые имеют нарушения речи и посещают занятия у логопеда [2].

Как показывает изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы с детьми, имеющими ФФН, они восполняют пробелы в развитии и знаниях детей используя дополнительные домашние задания или занятия во внеклассное время, для этого они используют те же приемы и методы, что и в классе. В большинстве случаев это не приносит положительных результатов.

Чтобы эффективно помочь школьнику с ФФН, учителю необходимо направить его на специальные логопедические занятия [8].

Работа учителя должна проходить совместно с логопедом. Учитель, в классе у которого обучаются дети с ФФН должен хорошо знать речевые и психолого-педагогические особенности детей, уметь подходить к ним индивидуально.

Логопед и учитель должны совместно планировать работу по развитию речи детей, определять тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Учитель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь.

Речь учителя должна быть построена фонетически и грамматически правильно. Он должен обладать хорошим лексическим запасом [8].

Также для построения более эффективной работы можно завести тетрадь взаимосвязи логопеда и учителя, в которую логопед будет записывать для учителя задания для логопедической работы с отдельными детьми [10].

Основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями логопеда и учителя, состоят в следующем:

1) логопед должен проводить  систематическую работу, которая  будет  максимально направлена на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи;

2) логопед отрабатывает  и уточняет артикуляцию тех  звуков, которые правильно произносятся  изолированно, но в речи сливаются  или звучат недостаточно отчетливо, «смазанно»;

3) логопед занимается  постановкой отсутствующих и  искаженно произносимых звуков  и вводит их в речь;

4) логопед и учитель  формируют умения сопоставлять  и различать систему дифференциальных  признаков звуков;

5)  логопед и учитель закрепляют навыки звукового анализа, доступные ребенку, и постепенно обучают ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формируют умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время растет число детей с различными нарушениями речи. Сейчас в начальных классах общеобразовательной школы обучается большое количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

При обучении таких детей важно организовать совместную деятельность учителя и логопеда для эффективной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.

О важности совместной деятельности логопеда и учителя говорится в работах М.Ф. Фомичевой, Н.Л. Крыловой, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионовой, Т.А.Ткаченко.

Для организации успешной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития логопед и учитель должны решать следующие задачи:

-  обеспечение успешного овладения учеником программы по родному языку и чтению;

-  развитие внимания, памяти, мышления ребенка;

-  развитие общей и мелкой моторики, пространственного восприятия и т. д.;

-  воспитание ребенка в процессе обучения.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андрущенко Т.Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова // Вопросы психологии. - 2003. - №1. - С. 16-22.

2. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.—— М.: 5 за знания, 2005. — 128 с.

3. [Интернет-ресурс] http://festival.1september.ru/articles/606682/ Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов Мартынова Ольга Александровна.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М., 1985.

5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с  недоразвитием фонематического  строя речи. — М., 1978.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М., 1994. (Не переизд.)

7. Логопедия: Учебник для  студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

8. Основы логопедической  работы с детьми: Учебное пособие  для логопедов, воспитателей детских  садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. с. – 262.

 

 


Информация о работе Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика учащихся начальной школы с ФФН