Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от деструктивных культов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Начиная с 70-х годов XX века в США и других станах мира появились новые организации, движения или объединения, основанные на искажении вероучения одной или нескольких известных религий. Как следствие, появились новые проповедники, так называемой «истины», которые, конкурируя друг с другом, использовали для поиска своих последователей методы рекламы различной продукции, отработанные в рыночной экономике. Так, например, получили распространение красочные буклеты и листовки, где приглашалось посетить собрание «единственно истиной Божьей организации».

Содержание

Введение 3
Определение понятия «деструктивный культ» и способы вербовки в секту. 5
Борьба с деструктивными сектами и психолого-педагогическая помощь. 10
Заключение 16
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

рефератДНВ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что за большинством сектантских лидеров тянется длинный шлейф из столкновений с законом и судебных разбирательств. Следует добиваться права предоставлять нашим правоохранительным органам необходимые экспертные материалы. Юридический аспект состоит во влиянии на текущее законодательство и практику госуправления с целью предотвращения сотрудничества госорганов с сектантскими организациями и защиты гарантий основных прав человека (на жизнь, собственность, охрану материнства и детства, на образование, на выбор места жительства, рода занятий, на право свободного выбора супруга(и) и т.п.) от агрессивных посягательств тоталитарных сект [4]. Но этот аспект деятельности довольно спорный, так как сопряжен с полномочиями самой РПЦ в отношении влияния на российское законодательство.

     Осуществляя церковную антикультовую программу, РПЦ взаимодействует со светскими организациями, активно используя имеющийся у них опыт при непременном христианском осмыслении практикуемых этими организациями методов антикультовой деятельности. В свою очередь, светские организации в последнее время проявляют большой интерес к сотрудничеству с Церковью. Это объясняется, с одной стороны, стремлением к консолидации всех общественных сил в противостоянии деструктивным культам, а с другой – осознанием того, что эту сложную проблему невозможно решить без понимания и разрешения духовных проблем, лежащих в ее основе. Проблема реабилитации пострадавших от деятельности различных деструктивных организаций остается одной из самых важных. Люди, которые покинули культ, нередко неспособны самостоятельно вернуться к полноценной жизни в обществе, и им требуется помощь специалистов. К сожалению, те, кто в той или иной мере пострадал от манипуляций различных деструктивных религиозных организаций, зачастую не имеют возможности получить квалифицированную помощь и поддержку.

В чем же состоит помощь православной церкви людям, пострадавшим от деятельности деструктивных культов?

На сегодняшний день на территории России действуют православные антисектантские организации, которые кроме миссионерской и богословской деятельности ведут активную работу среди пострадавших от деятельности деструктивных культов: центр священно-мучеников Иринея еп. Лионского, Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, центр реабилитации нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова при храме Всех Скорбящих Радость, православный миссионерский центр Красноярско- Енисейской епархии, информационно - консультационный центр по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского, и т. Д. [6, с. 374–375]. Движение активистов православной общественности также вносит ощутимый вклад в процесс противодействия деструктивным культам, создаются интернет-ресурсы, посвященные вопросам деструктивных религиозных организаций. В деятельности центров можно выделить направление профилактико-просветительского характера, которое заключается в предоставлении информации о сектах и культах. Так, например, основной задачей информационно-консультационного центра Иринея еп. Лионского является распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. В большинстве федеральных регионах, назначены особые уполномоченные по проблемам сектантства и мировоззрения.

Предпринимаются попытки создания православных «телефонов доверия», где люди могут получить консультацию православных священников, в том числе по вопросам деструктивных культов. Так Нижегородской епархии с 2005 года начал свою работу подобный телефон доверия, где круглосуточно можно задать вопросы православным священникам.

Другое направление  в деятельности православных центров – реабилитационное, которое направлено на оказание помощи тем, кто пострадал от психологического насилия в культах. Примером могут служить душепопечительские центры во имя святого Иоанна Кронштадтского и при храме Всех Скорбящих Радость. В них работают и служат священники, психологи, а также врачи- наркологи, психиатры, психотерапевты, работает группа педагогов-катехизаторов.

Программа реабилитации центра основана на святоотеческом опыте душепопечения. Прием больных осуществляется на благотворительной основе. В центрах проводится консультирование людей, чьи родственники пострадали от деятельности деструктивной группы.

 По словам протоиерея  О. Стеняева, важно объяснять родителям, чей ребенок попал в секту, что всякие споры в семье на религиозные темы должны быть прекращены, т.к. распри ни к чему хорошему не приводят, а, наоборот, еще глубже заставляют их ребенка вникать в сектантское учение и чаще убегать из дома в секту, где его принимают более радушно, чем в собственном доме [7].

По мнению проф. А. Л. Дворкина, необходимо создание сети «загородных реабилитационных центров», т.е. мест, куда можно было бы

вывезти жертв сектантства  на более или менее длительное время для изъятия их из сектантского контекста и прохождения первого (обычно самого болезненного) периода реабилитации и адаптации к самостоятельной жизни. Естественно, что каждый из таких центров должен быть связан с местной реабилитационной командой. Такие центры желательно организовывать в удалении от крупных городов, при сельских приходах или небольших монастырях. Высказывается также предложение о создании «реабилитационных бригад» (возможно и быстрого реагирования, т.е. способных выехать на дом, немедленно принять пострадавшего, грамотно провести длительную серьезную беседу с жертвой сектантства и т.д.). В такую группу могут входить «консультанты по выходу», священники, добровольцы, бывшие сектанты и др.

Цель их работы – не только показать человеку его заблуждение, но и помочь восстановить утраченные семейные связи, вернуть утраченное имущество, жилье и т.п., помочь с трудоустройством. Эта работа, конечно, невозможна без участия приходов, без контактов с больницами, санаториями, службой по делам опеки, службой занятости и т.д. Тут следует широко использовать опыт и ценные методики реабилитационных центров в России и зарубежных специалистов [6].

Стивен Хассен, специалист по консультированию лиц, пострадавших от манипуляции психикой, автор книги «Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи», считает, что, если вы верите в Бога, молитва –

один из наиболее мощных инструментов преодоления трудностей [2].

Организация Церковью реабилитации пострадавших имеет, к сожалению, ряд ограничений и недостатков: во-первых, человек, проходящий реабилитацию в православном центре, после окончания процесса адаптации становится, как правило, прихожанином православной церкви,

при этом может не всегда учитываться его мнение, национальные и культурные особенности. На наш взгляд, важно предоставлять человеку право выбора той или иной конфессии или внеконфессиональной позиции. Во-вторых, некоторые православные организации часто вступают в конфронтацию с другими конфессиями по вопросам «полноты истины и спасения» людей от деструктивных

культов. Но при этом признают, что в противостоянии тоталитарным сектам ипрозелитствующим группам можно и должно пользоваться поддержкой других традиционных религий, организовывать вместе с ними совместные акции и согласовывать совместную позицию, например, для обращения в государственные органы. В-третьих, большинство православных организаций, занимающихся реабилитацией бывших сектантов, будучи благотворительными, испытывают существенную нехватку средств на выпуск печатных изданий, заработную плату сотрудникам, плату за арендованные помещения и т.д. Указанные недостатки не умаляют вклада РПЦ в процесс противодействия деструктивным культам.

 Православная церковь играет одну из главных ролей в процессе реабилитации пострадавших от деятельности подобных организаций. Но православная Церковь одна не в силах справиться с проблемой людей, которые пострадали от деятельности сект, и в связи с этим консультирование пострадавших должно носить комплексный характер. Церковь должна активно взаимодействовать и со светскими специалистами – медиками, психологами, представителями правоохранительных органов и социальными работниками.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Деструктивный культ (тоталитарная секта)- это авторитарная идеологическая группа, которая манипулирует своими членами и эксплуатирует их, нередко причиняя им психологический, финансовый и физический вред.  Руководители таких культов, скрывая свои цели под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, культурными и т. д. масками, претендуют на обладание сверхчеловеческим статусом и стремится к обогащению за счет полного подчинения свободной воли личности себе.

Подчинение человека происходит за счет деформации сознания. Деформация сознания – это один из методов агрессивного манипулирования, осуществляемый принудительно. Он характеризуется явными признаками воздействия на личность и выражается в изменении психологических и социальных черт личности за короткий промежуток времени при отсутствии явных причин, приводящих личность к нехарактерным для неё действиям, способным повлечь причинение материального и морального вреда, как самой личности, так и окружающим.

Контроль сознания –  это тайное или явное манипулирование сознанием личности, осуществляемое путём обмана, направленное на эксплуатацию материальных и духовных возможностей личности в интересах манипулятора и в ущерб интересам самой личности, окружающей социальной среде.

Контроль и деформация сознания осуществляются путём постоянного контроля над основными сферами жизни и деятельности человека, которая включает в себя несколько элементов:

1. Контроль окружающей  обстановки (ограничение общения,  регулирование индивидуальной физической  реальности, отдыха, сна, финансовую зависимость и придание этому мистического смысла).

2. Контроль информации  – использование обмана в освещении  событий, утаивание информации, ограничение  информации из несектантских  источников, тотальная слежка адептов  друг за другом, обязательные исповеди (во многих сектах открытые) о реальных или воображаемых проступках (используются в последствии для шантажа адептов).

3. Контроль мышления  – к адептам применяются различные  техники: гипноз, медитация, произнесение  молитв.

4. Контроль эмоций – у адептов формируются всевозможные комплексы, сужается спектр чувств, главными из которых становится: страх и вина.

Основная масса адептов  сект – это обманутые люди, не осознающие истинных целей организации, в которую они попали. Вербовщики сект находят людей, испытывающих духовные и материальные трудности. У адептов сект под воздействием манипуляторов полностью меняется система ценностей, которые у них были до вступления в секты, происходит патологическое изменение личности, адепты теряют интерес к происходящему в мире, их действия перестают быть целенаправленными. Целью жизни адептов становится сама секта», что в свою очередь приводит личность к сенсорной (от латинского «чувство») депривации, то есть к чувственному и эмоциональному голоду. Он сопровождается психологической регрессией, выражающейся в «явлениях деперсонализации и установления растущей зависимости от какого-либо воображаемого лица». При этом личность полностью концентрирует внимание на строго определённом объекте, либо у неё наблюдается полное рассредоточение внимания. Но в том и в другом случае наступает «остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира».

Учет пострадавших от деятельности деструктивных религиозных  организаций не проводится вовсе, и помощь этим людям никак не регламентируется. Оказывается она немногими специалистами в рамках своего понимания проблемы. Как правило, родственники адептов сект обращаются к помощи Церкви (когда все иные возможные способы воздействия уже исчерпаны), в которых осуществляются специальные программы помощи адептам сект, состоящих из трех основных этапов: первичная беседа с родственниками адепта, консультация адепта, реабилитационный период. Через два-три года многие, повзрослев, социализируются, вступают в брак, обзаводятся детьми. Некоторые участвуют в консультационной работе, помогают новым реабилитантам на групповых занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Дворкин А. Л. «Сектоведение». Братство во имя св. князя Александра Невского Нижний Новгород 2005 г. 813 стр.

2. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, перевод Е.Н. Волкова, 2003. 400 с.

3. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журн. практического психолога. М.: Фолиум, 1996. № 2. С.87–93.

4. Мартинович В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ. Минск: БГУ, 2008. 103 с.

5. Дворкин А.Л. Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской православной церкви // Миссионерское обозрение.

1997. № 1 [online] Доступ через http://www.sektoved.ru/

6. Исцеление от «Рая»; реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под научной редакцией Волкова Е.Н. СПб.: Речь, 2008. 392 стр.

7. Дворкин А. Л. «Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект». Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, М. 2012, 255 стр.

8. Псевдохристианский деструктивный культ свидетелей Иеговы. СПб 2007 г., 143 стр

9. Стеняев О. Реабилитация пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. Дипломная работа. Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева лавра, 2007 Доступ через http://missioner.kuraev.ru/

10. Чайкин В.Н. Противодействие деструктивным культам со стороны Русской Православной Церкви и реабилитация пострадавших. Вестник нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки»  №1 (13) 2009 г., стр 79-84.




Информация о работе Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от деструктивных культов