Психолого-педагогические аспекты формирования репертуара в самодеятельном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель квалификационного исследования: изучить методы работы руководителя над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива и осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
Объект исследования: процесс работы руководителя над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.
Предмет квалификационного исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.
Для достижения цели квалификационного исследования выработаны задачи:
Исследовать психолого-педагогические аспекты работы руководителя детского хореографического коллектива над репертуаром.
Проанализировать образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива.
Изучить методы и приёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива.
Осуществить постановку танцевального номера «Жадина».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………………………………7
Образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………11

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива………………………………………………………………..13
Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана……………………………………………………………………...17
Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………26
Экспликация танцевального номера «Жадина»……………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Средний и старший  возраст предоставляют руководителю возможность более широко строить  беседу, обогащая учащихся новыми знаниями, помогающими лучше уяснить содержание танца и отраженные в нем образы. Чем подробнее и интереснее рассказывает педагог о содержании постановки, чем больше подробностей он вносит в свой рассказ, тем больше заинтересовываются дети и эта заинтересованность помогает им лучше и выразительнее исполнять танец.

После беседы детям  предлагается послушать музыку для намеченной постановки, слушание музыки, беседа о ней, анализ музыки изменяют отношение к ней ребенка. Он видит большую роль музыки в работе над танцем, начинает понимать, что она служит не только сопровождению к танцу, но и предает танцу выразительность и эмоциональность, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем [8, c.200-201].

Руководствуясь  изложенным, можно сделать вывод, что репертуарный план следует строить  учитывая:

    1. Сроки обучения, возраст и возможности детей;
    2. Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале;
    3. Содержание танца;
    4. Хореографическую лексику;
    5. Возможность раскрытия индивидуальных способностей;
    6. Актерскую и эмоциональную выразительность.

Рассмотрев  принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.

 

    1. Образовательные и воспитательные задачи репертуара в работе детского хореографического коллектива.

Хореографический  коллектив является одним из самых  популярных и любимых среди детей. Работа детского хореографического  коллектива является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе и имеет огромное значение в воспитании гармоничной личности ребенка. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему внешкольного воспитания детей, которые тратят, свое свободное время, занимаясь любимым делом.

Педагогический  процесс в детском хореографическом коллективе строится таким образом, чтобы ученик, приобретая знания, одновременно формировал бы свое мировоззрение, воспитывая в себе взгляды и черты характера  в соответствии с развивающимся обществом.

При подборе  постановок руководитель должен учитывать:

    1. Сроки обучения
    2. Возрастные особенности детей
    3. Исполнительские возможности и способности детей

Проводя подготовительную работу по формированию репертуара, руководитель должен находить такую тематику хореографических постановок, средства и формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли бы важную направленность и стиль работы коллектива. Создание танца будет удачно только в том случае, когда присутствует интересная хореографическая лексика, а исполнители выразительно воплощают замысел и идею танца на сцене, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Интересным танец будет тогда, когда руководитель сочинит наиболее выигрышный для возрастной группы детей вариант.

Сочинение хореографических постановок с показом на сценической  площадке должно зависеть от сроков обучения той или иной возрастной группы детей. Дети первого года обучения могут  разучить не более одной танцевальной постановки, на втором году обучения руководитель может запланировать еще 2-3 танца, учитывая возможности исполнителей, последующие годы обучения позволяют планировать неограниченное количество танцев [2, c.35].

Репертуарный  план должен строиться с учетом воспитательно-образовательных задач обучения.

Образовательные задачи:

    1. Усвоение основного хореографического материала;
    2. Развитие физических и хореографических данных;
    3. Формирование и укрепление мышечной системы организма;
    4. Развитие основных двигательных качеств – сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции.

Воспитательные  задачи:

    1. Развитие познавательных интересов;
    2. Укрепление здоровья;
    3. Воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта,  коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);
    4. Формирование эстетических идеалов;
    5. Воспитание уважения к высокохудожественным ценностям и произведениям искусства.

Создавая репертуарный план, руководитель детского хореографического  коллектива, должен определить тематику детских постановок. Выбор темы во многом зависит от психологических особенностей определенного возраста, от хореографической подготовки исполнителей, от их физического, интеллектуального и духовного развития.

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

2.1. Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива.

Руководитель  детского хореографического коллектива всем своим умением, талантом и интуицией  формирует такой исполнительский  стиль учащихся, который имеет ярко выраженные черты эстетического воздействия: шлифует технику исполнения движений, манеру и характер передачи образа [19, c.87].

В формировании хореографической культуры учащихся каждый педагог руководствуется субъективными  критериями, определяемыми его собственной культурой и профессиональным уровнем знаний. Руководитель со временем накапливает индивидуальный опыт в области методики преподавания и формирования репертуара коллектива.

В подготовке репертуарного  плана выделяется пять основных этапов:

    1. Этап анализа художественно-творческих возможностей коллектива, цели подготовки концертной программы коллектива.
    2. Этап планирования программного репертуара, сроков проведения, ответственных за определенную задачу, определенную составную программы. Постановка конкретных задач и обоснование способов их решения.
    3. Этап подготовки программы. Подбор музыкального материала, разработка идеи, замысла и других компонентов хореографической драматургии. Привлечение художника, модельера, для сценического оформления эскизов костюмов, сцены и т. д.
    4. Этап непосредственного осуществления программы. Работа над постановкой танцев, изготовлением костюмов, декораций, созданием художественного образа, техникой исполнения.
    5. Этап рекламно-информационный. Премьера концертной программы, отчетного концерта, спектакля.

Репертуарный  план для младшей возрастной категории  коллектива «Радуга» (третий год обучения).

Название танца

Теме

номера

Форма

танца

Количество  исполнителей

Осенний листопад

День учителя

Массовый танец

16

Снежинки (эстрадный)

Новый год

Массовый танец

16

Новогодний  сюрприз

(эстрадный)

Новый год

Массовый танец

16

Оловянные солдатики

23 февраля

Мелкогрупповой  танец

8

Подснежники

(эстрадный)

8 марта

Массовый танец

16

Подснежники

(эстрадный)

Отчетный концерт

Массовый танец

16

Оловянные солдатики

Последний звонок

Мелкогрупповой  танец

8


 

Репертуарный  план для средней возрастной категории  коллектива «Радуга» (третий год обучения)

Название танца

Теме

номера

Форма

танца

Количество  исполнителей

«Русска земя» (русский народный)

День учителя

Массовый танец

16

Тик – так (эстрадный)

Новый год

Массовый танец

16

Джин (эстрадный)

Новый год

Мелкогрупповой  танец

6

Вальс цветов (бальный)

23 февраля

Массовый танец

16

Голубые просторы  (классический)

8 марта

Мелкогрупповой  танец

8

Джин (эстрадный)

8 марта

Мелкогрупповой  танец

6

Белые березы  (хоровод)

9 мая

Массовый танец

14

Голубые просторы  (классический)

Отчетный концерт

Мелкогрупповой  танец

8

Колокольчики (эстрадный)

Последний звонок

массовый

16


 

Репертуарный  план для старшей возрастной категории коллектива «Радуга» (третий год обучения)

Название танца

Теме

номера

Форма

танца

Количество  исполнителей

Во кузнице (русский  танец)

День учителя

Мелкогрупповой  танец

5

Листопад (эстрадный)

Осенний бал

Мелкогрупповой  танец

8

Встретим Новый год (эстрадный)

Новый год

массовый

16

Дед Мороз и  Снегурочка (эстрадный)

Новый год

сольный

2

Вальс в миноре (бальный)

23 февраля

сольный

2

Солдаты России

(эстрадный)

23 февраля

Мелкогрупповой  танец

8

Ангел летит (классический)

8 марта

Мелкогрупповой  танец

7

Раздайся народ (русский танец)

8 марта

Групповой

16

Вальс в миноре (бальный)

9 мая

сольный

2

Солдаты России

(эстрадный)

9 мая

Мелкогрупповой  танец

8

Ангел летит (классический)

Отчетный концерт

Мелкогрупповой  танец

7

Во кузнице (русский  танец)

Отчетный концерт

Мелкогрупповой  танец

5

Вальс в миноре (бальный)

Последний звонок

сольный

2

Противостояние

(уличный танец) 

Последний звонок

Групповой

16


 

Рассмотрев  этапы подготовки репертуарного  плана, можно сделать вывод, что  работая над созданием репертуарного плана, руководитель детского хореографического коллектива должен учитывать возрастные особенности и возможности детей, определять задачи репертуарного плана, осуществлять дифференцированный подход к формированию репертуара.

 

2.2. Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана.

Формирование  репертуара, в конечном счете, зависит  от руководителя коллектива. Он та личность, вокруг которой концентрируются  на больший или меньший срок интересы участников коллектива. Он фактически творец коллектива. Но для того чтобы создать этот своеобразный, в идеале, творческий организм, он должен чутко понимать интересы тех, кто увлечен, кто любя искусство, посвящает ему свой досуг. Поэтому он должен быть и одаренным педагогом, и поняв увлечь в мир познания танца, умело организуя учебный и творческий процесс, жизнь коллектива как микросреды на каждом этапе развития[7, c.111].

Руководитель коллектива – творец, организатор, педагог и воспитатель.

Примером для руководителей хореографических коллективов является обладатель многочисленных орденов и медалей, в том числе, трех Орденов Ленина, двух Орденов Трудового Красного Знамени Игорь Александрович Моисеев. Многие государства мира отметили искусство Игоря Моисеева. Он кавалер болгарского Ордена "Святого Александра с короной", румынского Ордена "Офицера культуры", польского Ордена "Полония Реститула" и многих других. ЮНЕСКО наградила Игоря Александровича Моисеева одной из самых своих престижных наград – медалью Моцарта.

Игорь Александрович Моисеев – создатель и бессменный руководитель Государственного академического Ансамбля народного танца России.

Моисеев не только великий  хореограф, он еще и блестящий  режиссер. Потому что в его танце  каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все вместе – единый ансамбль.

Моисеев точно знал, вплоть до каждого движения пальца, чего он хочет от артиста. Его художественное видение грандиозно, он всегда шёл в искусстве на полшага вперед. Мэтр всю жизнь интересовался делами молодежи. Программа ансамбля постоянно обновлялась.

На основе своей хореографии, своего танца он объединяет народы. Он знакомил народы всего мира с культурой разных стран, возвращал народу его танцы, только в новой интерпретации и на очень высоком профессиональном уровне[28].

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты формирования репертуара в самодеятельном коллективе