Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
Цель квалификационного исследования: изучить методы работы руководителя над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива и осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
Объект исследования: процесс работы руководителя над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.
Предмет квалификационного исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.
Для достижения цели квалификационного исследования выработаны задачи:
Исследовать психолого-педагогические аспекты работы руководителя детского хореографического коллектива над репертуаром.
Проанализировать образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива.
Изучить методы и приёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива.
Осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………………………………7
Образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………11
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива………………………………………………………………..13
Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана……………………………………………………………………...17
Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………26
Экспликация танцевального номера «Жадина»……………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...44
В танцевальном коллективе лишь увеличивается ответственность, так как перед руководителем молодые люди, чьи интересы и склонности только определяются, познания ограничены, а любовь к танцу велика.
Репертуар же есть ведущее, определяющее и целенаправляющее всю деятельность звено. Поэтому найти верный путь, способный на длительный период организовать работу коллектива – это точно расставит вехи освоения нового, наметить этапы работы над хореографическим произведением. Вот те задачи, решая которые можно сформировать ансамбль творцов и единомышленников. Путей тропинок в этом направлении не мало, но выбор зависит от руководителя, так как этот путь должен, прежде всего, увлекать его самого. Тогда его увлеченность, заинтересованность, вера передадутся его ученикам [19, c.213].
Среди необходимых условий формирования профессиональных навыков педагога-хореографа на первом месте стоит развитие личностных качеств и профессионально-педагогических способностей хореографа, а так же понимание коммуникативных явлений, содержащихся в процессе коллективной работы. Все это требует от руководителя детского хореографического коллектива наличия индивидуальных качеств, организационных способностей, а так же профессиональной техники исполнения.
Необходимым методическим условием выступает, прежде всего, плановая организация работы и поэтапность освоения репертуара, обеспечивающая рост коллектива. Каждая новая работа – ступень, но для этого необходимо в обозримом будущем видеть этапную площадку. Тогда задачи становятся ясными, их решение цельным, результаты зримыми.
Следующее необходимое условие – это включение в планы работы «поисковых тем» т. е. создание новых произведений здесь, в данном коллективе, на его глазах и при его участии.
Важным оказывается
осознание руководителем
Руководитель
детского хореографического коллектива
всем своим умением, талантом и интуицией
формирует такой исполнительски
В формировании
хореографической культуры учащихся каждый
педагог руководствуется субъек
Активная функциональность руководителя детского хореографического коллектива может существовать лишь в том случае, когда у него имеется многогранный комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и чисто человеческих качеств.
Можно выделить четыре основных фактора взаимоотношения руководителя хореографического коллектива и учащихся:
Руководитель воздействует на творческую волю исполнителей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще.
Руководитель режиссирует хореографическое произведение, определяя важные драматургические и формообразующие моменты.
Исходя из выше сказанного, руководитель – это творец своего коллектива, способного с одного слова понять его, творец его репертуара, он организует творческий процесс. Взаимное творческое общение руководителя и коллектива определяется и тем психологическим фактором, при котором исполнительный процесс представляет собой коллективную функцию. В моменты наивысшего творческого взаимодействия коллектив подчиняется не столько руководителю, сколько совместной художественно-творческой самоотдаче, сущностью которой служит потребность хореографа в проникновении в тайну рождения танца.
Младший школьный возраст. Для детей 7-8 лет, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статического положения для них крайне утомительно. В тоже время движения детей еще не организованны, плохо координированы, запас двигательных навыков невелик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании.
Внимание детей этого возраста крайне не устойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредотачиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
Младший школьный возраст по наблюдению известного психолога Н.С. Лейтес в исследовательской работе умственные способности и возраст сказано, что это период впитывания, накопление знаний, период усвоения по преимуществу. Важной функцией этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, наивно игровое отношение ко многому из того, с чего они сталкиваются.
Направленность лёгкости младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. У него по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется [10, c.133-137].
В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.
В игре происходит важнейшие изменения психики ребёнка, складываются основные формы отношения с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности учению.
Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки, проявляются открыть и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы, считает Окунева В.В.
Каждая ритмическая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное заведение – музыкальное или организующее. Игровая форма этих заданий удовлетворяет потребности ребенка в свободном самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим правилам игры. Некоторые игры строятся с введением танцевальных движений.
В занятиях с младшими школьниками необходимо следить за тем, чтобы образы в играх и танцах были близки и понятны детям [25, c.88-91].
Основным репертуаром в занятиях с детьми младшего школьного возраста являются наиболее доступными народные танцы (русский, белорусский, украинский), а так же легкие массовые и бальные танцы. Танцы могут быть поставлены и на сюжеты из детской или школьной жизни.
По мнению Настюкова Г.А., в танце могут быть использованы сюжеты знакомых детям литературных произведений. Сказки К. Чуковского «Бармалей» и «Айболит», написанные им для детей дошкольного возраста, легли в основу сценария балета «Доктор Айболит», который с интересом смотрели школьники всех возрастов.
При подборе
тематики танцевальных этюдов и постановок,
а также ритмических игр
Таким образом, в младшей возрастной категории можно использовать следующую тематику постановок:
Средний школьный возраст. Переход к подростковому возрасту ведет к утрате детьми детской непосредственности, отличающей их от младших школьников. Они начинают проявлять подчеркнутую самостоятельность, острый интерес ко всему окружающему, их активность приобретает определенную целенаправленность.
Однако активность эта имеет еще детские черты, поставив себе какую-нибудь задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекшись другим делом [17, c.155].
Занятия с детьми среднего школьного возраста ведутся на более сложном материале, в значительно более быстром темпе. Учащиеся способны к более скорому усвоению танцевальных движений, у них заметно улучшается координация движений, а это позволяет знакомить их с более сложными комбинациями танцевальных движений.
Для учащихся этого возраста большой интерес представляют собой народные танцы, требующие особой яркости и четкости исполнения, те танцы, в которых рельефно отражается народный характер и особенно выразительны образцы.
В репертуаре учащихся этого возраста большое место занимает русский народный танец. Он отличается разнообразием содержания, силой и яркостью образов, богатством рисунков и движений. Изучение русских народных танцев знакомит детей с народным творчеством, укрепляет любовь к народному искусству.
Кроме народных танцев и танцев с сюжетом из детской жизни, также проходятся и бальные танцы. Знание бальных танцев необходимо для детей этого возраста, так как общие танцы составляют существенную и любимую детьми часть их развлечений во время праздников, елок и т.д.
По мере приобретения танцевальных навыков и знаний подростки обнаруживают все возрастающий интерес к искусству танца. У них растет способность делать критические оценки, они проявляют самостоятельность в выражении своего отношения к предлагаемому им танцевальному репертуару[16, c.132].
Таким образом, в работе с детьми среднего возраста можно использовать следующую тематику постановок:
Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы, по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар, что значительно усложняет работу в группе.
Для этого возраста интересны постановки, которые несут в себе, как техничные, так и смысловые нагрузки. Их увлекает молодежная тематика, где выражаются радость от сознания своей молодости, грации, ловкости. Реалии современности побуждают их к изучению и освоению новых направлений в хореографии, таких как, модерн, хип-хоп. В этих видах танцев детям проще выразить свои эмоции и показать хореографические данные и способности.
Для учащихся этого возраста
также большой интерес
В старшем школьном возрасте
следует уделить большое
В постановках
следует усложнять
По мере приобретения танцевальных навыков и знаний дети старшего возраста обнаруживают все возрастающий интерес к искусству танца. У них растет способность делать критические оценки, они проявляют самостоятельность в выражении своего отношения к предлагаемому им танцевальному репертуару.
Тематика для детей старшей возрастной категории:
Большой интерес в работе с детьми всех возрастных групп представляют танцы с сюжетом. Эти танцы дают большие возможности для воспитательной работы.
Сюжетные танцы особенно ярко воспринимаются детьми, так как в них идея облачена в увлекательный и динамически развертывающийся сюжет. Чем яснее сюжет, чем убедительнее форма, тем сильнее воздействие на зрителей.