Психолого-педагогические аспекты формирования репертуара в самодеятельном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель квалификационного исследования: изучить методы работы руководителя над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива и осуществить постановку танцевального номера «Жадина».
Объект исследования: процесс работы руководителя над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.
Предмет квалификационного исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.
Для достижения цели квалификационного исследования выработаны задачи:
Исследовать психолого-педагогические аспекты работы руководителя детского хореографического коллектива над репертуаром.
Проанализировать образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива.
Изучить методы и приёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива.
Осуществить постановку танцевального номера «Жадина».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………………………………7
Образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………11

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива………………………………………………………………..13
Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана……………………………………………………………………...17
Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива…………………………………………26
Экспликация танцевального номера «Жадина»……………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Ставя танцы  на определенный сюжет, постановщик  может использовать движения народного, классического и бального танца. Он вправе так же переработать и  форму танца, движения, взятые из быта. Наконец постановщик сам может  придумать танцевальные движения, если это необходимо для того, чтобы точнее выразить его мысль.

Следовательно, по хореографическому языку сюжетные танцы не определяют особого вида. Важно, однако, чтобы это не бала пестрая, разностильная смесь движений всех видов. Нужно придерживаться единого стиля, всякий раз, тщательно взвесив, какой стиль наиболее подходит для воплощения того или иного сюжета, и руководствуясь правилом, которое гласит, что движения танца определяются его содержанием. Основным признаком сюжета является действие, в котором этот сюжет развивается.

Выбирая сюжеты для танцевальной постановки, руководитель может использовать песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения классиков и современных писателей [14,c.78].

Выбирая сюжет, хореограф должен считаться с интересами, уровнем понимания и исполнительскими возможностями детей определенного возраста. Ведь чем больше захватит их сюжет, тем легче дети воспримут и передадут идею, которую желал сообщить им педагог.

После всего  вышеизложенного можно сказать, что выбор темы для постановок играет огромную роль. Тематика постановок должна выбираться с учетом возраста исполнителя, так как дети не должны исполнять партии предназначенные взрослым исполнителям. Если руководитель не будет придерживаться такого требования, то постановка заранее может быть не принята зрителем.

 

2.3. Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива.

Составляя репертуарный план, следует помнить, что национальность и стиль будущего танца должен соответствовать желаниям и духовному развитию детей на данный момент.

Грамотный руководитель и постановщик должен создать  репертуарный план на один год, два  или три года. Руководитель хореографического  коллектива должен максимально приближать идеи и темы постановок интеллектуальному развитию исполнителей. Репертуарный план должен включать в себя различные по форме танцы:

      1. Массовый танец (от 10 человек)
      2. Сольные танцы (1 – 3человека)
      3. Мелкогрупповые танцы (4 – 8 человек)
      4. Групповые танцы (8 – 16 человек)
      5. Смешанные и раздельные по гендерному подходу танцы.

Методически правильный подбор репертуара играет большую роль в творческом росте коллектива и  правильном ее развитии. Репертуарный план следует формировать, используя следующие методы:

    1. метод анализа учебных материалов
    2. метод анализа детского творчества
    3. метод изучения детского хореографического коллектива
    4. метод беседы, рассказа
    5. метод изучения психологического состояния коллектива

Репертуарный  план следует строить учитывая:

  1. Сроки обучения, возраст и возможности исполнителей.
  2. Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале.
  3. Содержание танца.
  4. Хореографическую лексику.
  5. Возможность раскрытия индивидуальностей.
  6. Актерские и эмоциональные возможности.

                  Примерная схема репертуарного плана:

Название танца

Возрастная  группа

Теме

номера

Форма

танца

Количество  исполнителей

         

Составление репертуара и планирование учебных занятий  взаимосвязаны. Практика подтверждает необходимость большой подготовительной работы руководителя (выбор темы постановки, подбор музыки, составление сценария, изучение литературы; подбор движений, композиция танца).

Правильно построенная  подготовительная работа дает руководителю возможность более уверенно и  полноценно вести занятия с детьми. Она позволяет так же более  глубоко осветить содержание танца и быстрее осуществить танцевальную постановку.

С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Танец удачен в  том случае, когда он имеет интересный танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию.

Грамотный руководитель-постановщик должен уметь составить композиционный план для всех танцев. Если у детей нет навыков для сложных, композиционно- эмоциональных построений, то руководителю следует создавать репертуарный план, используя другие части общей композиции танца.

В процессе создания сценического репертуара для любых  возрастных категорий, необходимо осваивать  все разнообразие хореографических форм и жанров, сложившихся на сегодняшний день в исполнительской практике, как профессиональных, так и самодеятельных коллективов. Эту тенденцию, как основную линию развития хореографических коллективов, необходимо признать правильной, при условии точного счета специфики их работы и реальных возможностей. Создавая учебный и концертный репертуар, руководитель должен как можно шире и полнее использовать все резервы и преимущества, заложенные в самой их природе. Примеров такого творческого подхода не мало. В ряде коллективов найдены интересные формы популяции танцевального искусства, знакомящие широкого зрителя с творческой работой исполнителей и создателей танца, с трудностями тренировочной работы. В случае с детскими коллективами речь идет о своеобразном проведении в условиях коллектива такой популяционной формы, как класс-концерт. Удачными оказываются те постановки, которые интересны по замыслу, режиссерскому решению, своеобразны по подаче материала. Есть положительный опыт театрализации учебного процесса и на материале народно-сценического и современного балетного танца. Широко используется в репертуаре, как детских, так и взрослых коллективов такая форма, как танцевальная сюита: чаще всего на материале народного танца, реже – современного бального и лишь как исключение – историко-бытовой танец. Наиболее интересной полно раскрывающей все творческие возможности детей является такая форма работы, как детский балет, а в случае работы с взрослыми профессиональными коллективами постановка классического или современного балетного спектакля. Что касается детского балетного спектакля, то, в общем, для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте. На протяжении работы по подготовке к спектаклю дети очень эмоционально относятся к своим танцам и образам. Они приобретают навыки технического характера, которые не смогли бы приобрести, разучивая только отдельные танцы. Постановка детского балета имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. До создания спектакля дети исполняют только отдельные танцы, в большинстве народные пляски, где хотя и приходится задумываться над характером танца и созданием образа, но это является менее трудной задачей. В случае постановки детского балета ученикам приходится выдерживать свою роль в течение целого спектакля. Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. У детей возрастает чувство ответственности перед коллективом.

На протяжении работы над спектаклем растет и крепнет  дружба ребят в коллективе, общий  интерес, желание, чтобы, все удалось как можно лучше, связывают участников спектакля. Постановка детского балетного спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей, а не о постановке классических балетов. Детский балетный спектакль – наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая форма работы достаточно редка, так как, принимаясь за постановку детского балетного спектакля, могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал.

Изучив методы формирования репертуара, рассмотрев различные формы и жанры, делаем вывод, что в работе танцевальных коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сценические формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволяет им овладеть техникой исполнения балетного спектакля.

 

2.4. Экспликация  танцевального номера «Жадина»

ОПИСАНИЕ  ТАНЦА

Идея: о дружбе.

Тема: эстрадный танец.

Постановочные задачи:

  1. воспитать чувство ответственности, коллективизма, щедрости и бескорыстия.
  2. отработать строение и перестроение фигур в танце.
  3. развить координационную растанцованность, ритмичность и музыкальность исполнения танца. 

В номере участвует 10 исполнителей и 2 солиста.

Номер предназначен для младшей возрастной группы.

В номере используется песня «Барабрики» вокального ансамбля «Барабрики».

Драматургия танца

  1. Экспозиция: Выход пар навстречу друг другу. 
  2. Завязка: Выход солистов. Девочка дразнит мальчика конфетой.
  3. Развитие действия: Дети стараются примерить солистов, вовлекая их в общий танец.
  4. Кульминация: Подразнив мальчика, девочка угощает его конфетой.
  5. Развязка: Финальная картина.

 

Композиционный  рисунок танца

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ДВИЖЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вопрос о  репертуаре в детском хореографическом коллективе тесно связан с художественным содержанием деятельности хореографического коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества. Для обеспечения нормальной деятельности коллективу необходим свой репертуар, соответствующий его специфическим особенностям и выполняемым им функциям. Подбор репертуара в современной хореографической деятельности – дело не простое, хотя конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки. Пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице общества.

Рассмотрев  принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.

Танцевальное  искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Поэтому репертуарный план должен строится с учётом воспитательных задач:

    1. развитие познавательных интересов;
    2. укрепление здоровья;
    3. воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);
    4. формирование эстетических идеалов;
    5. воспитание уважения к высокохудожественным ценностям и произведениям искусства.

Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

Хореографические  занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного  аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию в целом, повышают жизненный тонус учащегося.

А значит, не менее  важны при построении репертуарного плана образовательные задачи:

    1. усвоение основного хореографического материала;
    2. р<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Time

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты формирования репертуара в самодеятельном коллективе