Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6
1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11
1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15
Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21
2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28
Выводы по второму разделу…………………………………………………….32

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35

Вложенные файлы: 1 файл

Богатчук готовая курсовая.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

Можно выделить четыре вида рисования:

  • Рисование с натуры

  • Тематический рисование

  • Декоративное рисование

  • Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.

Все эти виды рисования тесно связаны друг с другом[3; с.115].

Рисование с натуры повышает не только наблюдательностьи вырабатывает у ребенка навыки рисунка, но и развивает чувство цвета, так как после размещения риска на листе бумаги учащиеся добавляют контрастность , покрывая фон и предмет цветом, не забывая о тени.

На у сроках декоративного рисования решаются такие задачи как воспитание восприятия цвета и сознательного использования его в художественной практике детей.

Занимаясь развитием чувства цвета у детей нужно прежде всего учить различать и называть цвета, воспринимать цвет в природе, в окружающей жизни, эмоционально откликаться на цвет, оценивать его сочетания. Без этих начал не возможно развить умение использовать цвета в рисунках.

 На  уроках ознакомления учащихся  с произведениями изобразительного  искусства вырабатываются знания  о цвете, формируются умения работать  с красками. Нужно показать учащимся  не только красоту произведений, но и закрепить знания о  теплых и холодных цветах; развивать  эмоциональное восприятие школьника  чувство цвета, так как знания  о цвете помогают воспринимать  картину.

Больше значение в развитии чувства цвета у младших школьников является тематическое рисование. Этот тип уроков более раскрывает тему нашей курсовой.

Рисование на темы , в отличии от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, а на имеющийся у него запас знаний и представлений о тех предметах которые он рисует.

Школьники хорошо воспринимают картину, так как применяют цвета.

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы ученики могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний[24;с.57].

Формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. В проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Благодаря художественным образам, ученик способен лучше воспринимать и подмечать различные цвета и наслаждаться ими.

Именно в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки.

Формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ученика, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.

Педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства включает следующие компоненты, представленные в виде рис.1.2.

 


 

 


 

 

 


 

 


 

 

 

 

Рис. 1.2. Основные компоненты педагогической технологии развития чувства цвета у школьников

1. Когнитивный компонент  включает в себя:

- знания о цвете,

- знания о символике  цвета,

- знания о роли цвета  в произведениях изобразительного  искусства.

2. Эмотивный компонент  предполагает эмоциональную реакцию  на цвет, а также отзывчивость  на цвет.

3. Деятельностный компонент  включает в себя умение составлять  и применять благоприятные цветовые  сочетания[24;с.37].

Одна из важнейших задач уроков изобразительного искусства – сделать творчество естественным состоянием каждого ученика. Большое значение имеет целенаправленное  воздействие  искусства  на  сферу  чувств,  на раскрытие индивидуальности, на развитие личности в целом.

Огромное значение имеет приобщение детей к цвету как одному из средств художественной выразительности. На уроках изобразительного искусства цвет рассматривается как инструмент обобщения духовной и коммуникативной сферы.

Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея цветовой палитрой и техникой живописи. Эмоциональная  выразительность  живописного  произведения  в значительной степени достигается техникой письма, заключающейся в характере мазка.

Таким образом, можно отметить, что на уроках рисования с натуры ученики развивают умение пользоваться контрастностью цветов и применять цветотени. Уроки тематического рисования помогают воспринимать картину, так ученики применяют цвета. На уроках декоративного рисования развивается восприятие цвета, а уроки беседы способствуют расширению  диапазона знаний и умений в развитии чувства цвета. В целом  все виды уроков изобразительного искусства способствует развитию чувства цвета младших школьников. 
1.3. Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета

Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения[пед.слов.,с.65]. 

Приём обучения - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка[пед.слов.,с.95].

Одной из задач преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие чувства цвета, что позволяет обогатить развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Обучаемые 1-го класса должны знать:

- названия  главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

- элементарные  правила смешения цветов (красный  и синий цвета дают в смеси  фиолетовый, синий и желтый –  зеленый и т.д.);

Обучаемые должны уметь:

- передавать  в рисунке простейшую форму, общее  пространственное положение, основной  цвет предметов;

- правильно  работать акварельными красками  – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную  поверхность (не выходя за пределы  очертаний этой поверхности).

Обучаемые 2-го класса должны получить начальные сведения:

- об основных  цветах солнечного спектра в  пределах наборов акварельных  красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- о главных  красках (красная, желтая, синяя);

- об особенностях  работы акварельными и гуашевыми  красками,

- об элементарных  правилах смешивания главных  красок для получения составных  цветов (оранжевый – от смешивания  желтой и красный красок, зеленый  – от смешивания желтой и  синей, фиолетовый – от смешивания  красной и синей).

К концу учебного года обучаемые 2-го класса должны уметь:

- стремиться  верно, и выразительно передавать  в рисунке простейшую форму, основные  пропорции, общее строение и цвет  предметов;

- правильно  разводить и смешивать акварельные  и гуашевые краски, ровно закрывая  ими не нужную поверхность (в  пределах намеченного контура), менять  направления мазков согласно  форме [24; с.54].

В течение учебного года обучаемые 3 и 4 классов должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

- простейшие  правила смешения основных красок  для получения более холодного  и теплого оттенков: красно-оранжевого  и желто-оранжевого, желто-зеленого  и сине-зеленого, сине-фиолетового  и красно-фиолетового;

- начальные  сведения о средствах выразительности  и эмоционального воздействия  рисунка (линия, композиция, контраст  света и тени, сочетания оттенков  цвета, колорит и т.д.);

- деление  цветового круга на группу  теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение  цвета в зависимости от расположения  предмета в пространстве (для  отдельных предметов – смягчение  очертаний, ослабление яркости и  светлоты цвета).

К концу учебного года обучаемые 3 и 4 классов должны уметь:

- чувствовать  гармоничное сочетание цветов  в окраске предметов, изящество  их форм и очертаний;

- правильно  определять и изображать цвет;

- чувствовать  и определять холодные и теплые  цвета;

- анализировать  изображаемые предметы, выделяя  при этом особенности цвета;

- использовать  цветовой контраст и гармонию  цветовых оттенков.

Для успешного достижения этих требований можно выделить классификацию методов обучения по Бабанскому.



 


1 группа

 

 

 

 

В соответствии с выделенной классификацией методов обучения ведущим в тематическом рисовании является наглядный метод, помогающий ребенку увлечься темой, почувствовать связи цвета и окружающей природы, цвета и движения, цвета и звука и выразить их понимание при выполнении рисунка.

На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей.

Изобразительная деятельность предполагает опору на наглядный (графический) материал, предъявляет определенные требования к работе с ним.

Ведущим свойством изобразительной деятельности является художественное воображение, опорными свойствами - высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линий, пропорций, формы, светотени, ритма, колорита, целого), специальная умелость руки, видение фона и т.д.

Приемы обучения - это составная часть или отдельная сторона метода , то есть частичное понятие по отношению к общему понятию "метод".

Для развития уровня чувства цвета предлагаются такие приемы:

  • Вхождение в картину

( учащимся  предлагается представить себя  в изображеном пространстве и  дать словесные характеристики  звукам и запахам, связать свои  ощущения с характером цвета  и настроением картины );

  • Оживление картины

(дети  получают возможность закрепить  свщлои представления о цвете, о связи цвета и звука, цвета  и движения);

  • Оживление предмета

(дети  пытаются понять характер и  настроение окружающих их предметов, выразить отношение между ними  при помощи цвета);

  • Приближение-отодвигание

(помогает  детям воспринимать цветовую  гамму живописного произведения , выделять композиции цвета и  не гармоничные сочетания).

Для занятий изобразительным искусством школьникам необходимо иметь развитое воображение, которое проявляется в комбинировании и акцентировании элементов, зрительную память, эмоциональность, владеть спецификой содержания, формы объекта, средствами выражения, принятыми в определенном виде изобразительного искусства [7; с.97].

Таким образом, учителю начальных классов очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме. Главная задача педагога при этом заключается в том, чтобы сделать процесс изображения интересным и привлекательным для детей.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

Подводя итоги первого раздела курсовой работы, можно сделать следующие основные выводы:

1. Чувство  цвета — это работа сознания, это сложное восприятие цвета  человеком, обогащенное рядом образов, ассоциаций и представлений, связанных  с цветом.

2. Цвет  воздействует на все органы  чувств человека, оказывая влияние  на внимание, остроту слуха и  вызывает эмоциональные реакции, повторяемость и положительная  направленность которых становится  основой развития чувства цвета.

3. Обучение  изобразительной деятельности детей  младшего школьного возраста  имеет огромное значение для  общего психического развития  ребенка, для формирования творческой  натуры.

4. Осмысление  цвета ребенком предполагает  ознакомление со значением цвета  в жизни человека, символикой  цвета, умение выделять в окружающей  природной и организованной среде  цвет как средство эстетической  выразительности, понимание роли  цвета в окружающем мире и  в произведениях искусства.

5. Сочетание  художественного восприятия и  практической деятельности предполагает  единство восприятия и созидания  на каждом уроке. Знакомясь с  цветом в произведениях живописи, слушая музыкальные и поэтические  произведения и устанавливая  их связь с цветовой гаммой  картины, выражая свои впечатления, младший школьник учится понимать  и эмоционально переживать цвет.

Информация о работе Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников