Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6
1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11
1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15
Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21
2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28
Выводы по второму разделу…………………………………………………….32

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35

Вложенные файлы: 1 файл

Богатчук готовая курсовая.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

6. Важное  значение имеет осознание изучаемого  материала, усложнение и обогащение  эмоциональных переживаний, происходящих  в процессе деятельности, чему  способствует использование зрительного, музыкального, литературного ряда, использование личного опыта, умение  ребенка домысливать и интерпретировать  ситуацию.

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Выявление уровня развития  чувства цвета у учащихся 4 класса

Для выявления уровня развития чувства цвета младших школьников нами было проведено исследование в «школе-коллегиум №14» г. Симферополя. В нашем исследовании принимали участие учащиеся 4-А(15 учащихся) и 4-Б (15 учащихся) классов.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня развития чувства цвета у учащихся четвертых классов. Это обусловило необходимость решения таких задач:

-      проанализировать  программу по изобразительному  искусству;

  • провести анкетирование среди учителей 4-х классов;

  • провести беседу с учащимися 4-х классов;

-      выявить уровень  развития чувства цвета при  помощи тестирования по теме: «Секреты красок».

Проанализировав программу по изобразительному искусству за 4 класс, можно отметить, что программный курс по изобразительному искусству разделен на 4 подраздела: «Мой живописный край», «Мы - дети твои, Украина!», «Путешествия по странам и континентам» и «Отзвуки прошлого, пути будущего». Следует отметить, что программой предусмотрено развитие чувства цвета на всех видах уроков изобразительного искусства.

Также нами было проведено анкетирование с учителями 4-х классов (Приложение А). Анкетирование состояло из 5 вопросов. На вопрос, который звучал «Какие методы вы  используете на уроках ИЗО?» учитель 4 – А класса, Игнатова Наталья Алексеевна ответила, что она применяет метод пояснения материала, а учитель 4 – Б класса, Дайнеко Светлана Леонидовна ответила, что применяет метод совета.

На вопрос « Используете ли вы на уроках ИЗО нетрадиционную технику рисования?», оба учителя ответили, что нет.

А на вопрос, « Какие средства обучения вы используете на своих уроках изобразительного искусства?», учитель 4 – А класса ответила, что в основном использует шаблоны и наглядный материал, а Светлана Леонидовна сообщила, что в основном проводит уроки с применением технических средств обучения. На четвертый вопрос : ''Какие цвета красок чаще всего дети используют в своих рисунках?" оба учителя выделили, что в рисунках преобладают яркие краски.

На последний вопрос нашей беседы :" Умеют ли ваши ученики смешивать и со читать цвета?"' Учитель 4 - А класса ответила, что дети не в вполне правильно сочетают цвета, а  Светлана Леонидовна напротив, ответила,что ее дети успешно выполняют эту работу.

 Также  в ходе нашего исследования  была проведена беседа с учениками 4 – Б и 4 – А классов (Приложение  Б) Данная беседа состояла из 5 вопросов, которые помогли нам  выявить  уровень развития у  детей чувства цвета.

На первый вопрос  «С каким настроением ты идешь на  урок ИЗО?» почти все учащиеся ответили, что с хорошим. 
На второй вопрос «Нравится ли тебе работать с красками?», все ученики ответили положительно. На третий вопрос «Что в работе с красками тебе нравится больше всего?» больше половины учеников 4 – А и 4 – Б классов ответили, что им нравится их смешивать, остальные сказали, что им просто нравится рисовать. На четвертый вопрос « Какие цвета красок тебе больше всего нравятся?», 11 человек 4 – А класса и 9 учеников 4 – Б класса ответили, что им нравится рисовать яркими красками, остальные ученики этих классов выбирали для рисунка более темные цвета красок. На последний вопрос этой беседы: «Что ты любишь рисовать больше всего?» 7 человек 4 – А класса и 5 учеников 4 – Б класса ответили, что больше всего им нравится рисовать людей и животных, по 8 человек из каждого класса ответили, что любят рисовать природу, остальные ученики любят рисовать предметы.

Проанализировав программу по изобразительному искусству для 4-ых классов и побеседовав с учителем и учениками, можно отметить, что учащиеся 4 – А класса более осведомлены в этих вопросах, чем учащиеся 4 – Б класса.

Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и развития чувства цвета у младших школьников на уроках ИЗО, была осуществлена опытно-экспериментальная работа по вопросу использования основных методов и приемов развития чувства цвета в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе двух четвертых классов ''школы - коллегиум" 14.

В данной работе приняли участие 15 учеников 4-А класса, имена которых представлены в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Список учащихся 4-А класса, принявших участие в опытно-экспериментальной работе

Фамилия и имя учащихся

1

Анна А.

2

Павел Б.

3

Мария В.

4

Геннадий Г.

5

Анастасия Д.

6

Татьяна Ж.

7

Константин З.

8

Роман К.

9

Илья К

10

Ирина М.

11

Дарья Н.

12

 Марина П.

13

Андрей С.

14

Евгений Т.

15

Максим Ф.


 

 

А также 15 учеников 4-Б класса, имена которых приведены в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2.

Список учащихся 4-Б класса, принявших участие в опытно-экспериментальной работе

Фамилия и имя учащихся

1

Андрей А.

2

Ирина В.

3

Сергей Г.

4

Светлана Г.

5

Петр Д.

6

Александр З.

7

 Юлия И.

8

Мария К.

9

Виктор Л.

10

Анастасия Л.

11

Даниил М.

12

Игорь П.

13

Артем С.

14

Кристина У.

15

Дарина Я.


 

 

Нами было проведено тестирование по изобразительному искусству для двух 4-х классов, направленный на развитие чувства цвета у младших школьников.

Данный тестовый материал содержал 3 вопроса и 3 практических задания. Вопросы и задания были направленных на выявления наличия знаний и умений у учащихся. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

В нашем исследований мы опирались на следующинъе критерии:

  • Заинтересованность;

  • Эмоциональное отношение детей;

  • Правильность смешивания цветов и подборка оттенков;

  • Гармония и сочетание цветов в рисунке;

  • Аккуратность;

На основе выделенных критериев, также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития чувства цвета: высокий, средний и начальный.

  1. Высокий уровень 12 - 8 баллов. Предполагается ответ на все вопросы, за исключением допущенных 1 - 2 ошибок.

  1. Средний уровень 8 - 6 баллов. Предполагается ответ от 3 - 4 вопросов.

  1. Начальный уровень 6 - 0 баллов. Предполагается наличием у детей недостаточных знаний по изобразительному искусству и число правильных ответов 1 - 3 либо их отсутствие.

Итак, в результате проведенного тестирования ( Приложение В) и выполненных заданий, можно сделать общий вывод, что практически все ученики справились с заданиями, подбирали соответствующие гармонирующие цвета и красиво и правильно справились с поставленными задачами.

Однако были и такие учащиеся, у которых вызвало затруднение правильное смешивание цветов, и в результате, цвета получались грязными и не гармонировали с остальными.

Представим в виде таблица 2.3. результаты выполненных работ учениками 4-А класса.

 

Таблица 2.3.

Результаты выполненных работ учениками 4-А класса

Фамилия и имя учащихся

Уровень

Балл

1

Анна А.

Высокий 

10

2

Павел Б.

Средний 

7

3

Мария В.

Высокий 

12

4

Геннадий Г.

Высокий 

10

5

Анастасия Д.

Средний 

6

6

Татьяна Ж.

Начальный  

4

7

 Константин З.

Высокий  

8

8

Роман К.

Средний 

6

9

 Илья Л.

Высокий

10

10

Ирина М.

Высокий

10

11

 Дарья Н.

Средний

7

12

Марина П.

Высокий

12

13

Андрей С.

Начальный

4

14

 Евгений Т.

Средний

6

15

Максим Ф.

Высокий

10


 

 

Итак, по результатам приведенной таблицы 2.3. можно сказать, что на высокий уровень выполнили задания 8 учащихся, на средний выполнили работу 5 человек, и на начальном уровне 2 ученика.

Представим полученные данные в виде рис.2.1.

Рис. 2.1. Результаты выполненных работ учениками 4-А класса

 

Можно заметить, что больше половины класса справились с предложенными заданиями на «отлично», то есть их работы были выполнены аккуратно, красиво и соответственно подобранные цвета гармонировали и сочетались в выполненном рисунке.

Треть класса справились с поставленными задачами на среднем уровне, их работы были сделаны правильно, однако у некоторых были недочеты со смешиванием цветов и подборкой оттенков, а также некоторым не хватило аккуратности.

Из класса также выделилось 2 человека, работы которых были выполнены без гармонии цветов, смешанные цвета имели непонятный оттенок, а также рисунке не отличались правильностью выполнения и аккуратностью.

Но в целом, ребята успешно справились с поставленными целями и задачами.

Что касается 4-Б класса, то результаты полученных оценок учениками представлены в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4.

Результаты выполненных работ учениками 4-Б класса

Фамилия и имя учащихся

Оценка

Балл

1

Андрей А.

Средний

7

2

Ирина В.

Начальный

5

3

Сергей Г.

Средний

6

4

Светлана Г.

Высокий

8

5

Петр Д.

Средний

6

6

Александр З.

Средний

7

7

Юлия И.

Начальный

4

8

 Мария К.

Высокий

9

9

Виктор Л.

Средний

6

10

Анастасия Л.

Высокий

8

11

Даниил М.

Средний

7

12

Игорь П.

Начальный

4

13

Артем С.

Средний

7

14

Кристина У.

Средний

7

15

 Дарина Я.

Высокий

8

Информация о работе Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников