Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6 1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6 1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11 1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15 Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20 РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21 2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21 2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28 Выводы по второму разделу…………………………………………………….32
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35
6. Важное
значение имеет осознание изучаемого
материала, усложнение и обогащение
эмоциональных переживаний, происходящих
в процессе деятельности, чему
способствует использование зрительного,
музыкального, литературного ряда,
использование личного опыта, умение
ребенка домысливать и интерпретировать
ситуацию.
РАЗДЕЛ
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление уровня развития
чувства цвета у учащихся 4 класса
Для выявления
уровня развития чувства цвета младших
школьников нами было проведено исследование
в «школе-коллегиум №14» г. Симферополя.
В нашем исследовании принимали участие
учащиеся 4-А(15 учащихся) и 4-Б (15 учащихся)
классов.
Целью констатирующего
этапа эксперимента являлось выявление
уровня развития чувства цвета у учащихся
четвертых классов. Это обусловило необходимость
решения таких задач:
- проанализировать
программу по изобразительному
искусству;
провести анкетирование среди учителей
4-х классов;
провести беседу с учащимися 4-х классов;
- выявить уровень
развития чувства цвета при
помощи тестирования по теме:
«Секреты красок».
Проанализировав
программу по изобразительному искусству
за 4 класс, можно отметить, что программный
курс по изобразительному искусству разделен
на 4 подраздела: «Мой живописный край»,
«Мы - дети твои, Украина!», «Путешествия
по странам и континентам» и «Отзвуки
прошлого, пути будущего». Следует отметить,
что программой предусмотрено развитие
чувства цвета на всех видах уроков изобразительного
искусства.
Также нами
было проведено анкетирование с учителями
4-х классов (Приложение А). Анкетирование
состояло из 5 вопросов. На вопрос, который
звучал «Какие методы вы используете
на уроках ИЗО?» учитель 4 – А класса, Игнатова
Наталья Алексеевна ответила, что она
применяет метод пояснения материала,
а учитель 4 – Б класса, Дайнеко Светлана
Леонидовна ответила, что применяет метод
совета.
На вопрос «
Используете ли вы на уроках ИЗО нетрадиционную
технику рисования?», оба учителя ответили,
что нет.
А на вопрос,
« Какие средства обучения вы используете
на своих уроках изобразительного искусства?»,
учитель 4 – А класса ответила, что в основном
использует шаблоны и наглядный материал,
а Светлана Леонидовна сообщила, что в
основном проводит уроки с применением
технических средств обучения. На четвертый
вопрос : ''Какие цвета красок чаще всего
дети используют в своих рисунках?"
оба учителя выделили, что в рисунках преобладают
яркие краски.
На последний
вопрос нашей беседы :" Умеют ли ваши
ученики смешивать и со читать цвета?"'
Учитель 4 - А класса ответила, что дети
не в вполне правильно сочетают цвета,
а Светлана Леонидовна напротив, ответила,что
ее дети успешно выполняют эту работу.
Также
в ходе нашего исследования
была проведена беседа с учениками
4 – Б и 4 – А классов (Приложение
Б) Данная беседа состояла из 5
вопросов, которые помогли нам
выявить уровень развития у
детей чувства цвета.
На первый вопрос
«С каким настроением ты идешь на урок
ИЗО?» почти все учащиеся ответили, что
с хорошим.
На второй вопрос «Нравится ли тебе работать
с красками?», все ученики ответили положительно.
На третий вопрос «Что в работе с красками
тебе нравится больше всего?» больше половины
учеников 4 – А и 4 – Б классов ответили,
что им нравится их смешивать, остальные
сказали, что им просто нравится рисовать.
На четвертый вопрос « Какие цвета красок
тебе больше всего нравятся?», 11 человек
4 – А класса и 9 учеников 4 – Б класса ответили,
что им нравится рисовать яркими красками,
остальные ученики этих классов выбирали
для рисунка более темные цвета красок.
На последний вопрос этой беседы: «Что
ты любишь рисовать больше всего?» 7 человек
4 – А класса и 5 учеников 4 – Б класса ответили,
что больше всего им нравится рисовать
людей и животных, по 8 человек из каждого
класса ответили, что любят рисовать природу,
остальные ученики любят рисовать предметы.
Проанализировав
программу по изобразительному искусству
для 4-ых классов и побеседовав с учителем
и учениками, можно отметить, что учащиеся
4 – А класса более осведомлены в этих
вопросах, чем учащиеся 4 – Б класса.
Познакомившись
с теоретическими аспектами обучения
и развития чувства цвета у младших школьников
на уроках ИЗО, была осуществлена опытно-экспериментальная
работа по вопросу использования основных
методов и приемов развития чувства цвета
в учебно-воспитательном процессе современной
школы.
Опытно-экспериментальная
работа была проведена на базе двух четвертых
классов ''школы - коллегиум" 14.
В данной
работе приняли участие 15 учеников 4-А
класса, имена которых представлены в
виде таблицы 2.1.
Таблица
2.1.
Список
учащихся 4-А класса, принявших участие
в опытно-экспериментальной работе
№
Фамилия
и имя учащихся
1
Анна
А.
2
Павел
Б.
3
Мария
В.
4
Геннадий
Г.
5
Анастасия
Д.
6
Татьяна
Ж.
7
Константин
З.
8
Роман
К.
9
Илья
К
10
Ирина
М.
11
Дарья
Н.
12
Марина П.
13
Андрей
С.
14
Евгений
Т.
15
Максим
Ф.
А также
15 учеников 4-Б класса, имена которых приведены
в виде таблицы 2.2.
Таблица
2.2.
Список
учащихся 4-Б класса, принявших участие
в опытно-экспериментальной работе
№
Фамилия
и имя учащихся
1
Андрей
А.
2
Ирина
В.
3
Сергей
Г.
4
Светлана
Г.
5
Петр
Д.
6
Александр
З.
7
Юлия И.
8
Мария
К.
9
Виктор
Л.
10
Анастасия
Л.
11
Даниил
М.
12
Игорь
П.
13
Артем
С.
14
Кристина
У.
15
Дарина
Я.
Нами было
проведено тестирование по изобразительному
искусству для двух 4-х классов, направленный
на развитие чувства цвета у младших школьников.
Данный
тестовый материал содержал 3 вопроса
и 3 практических задания. Вопросы и задания
были направленных на выявления наличия
знаний и умений у учащихся. Каждый правильный
ответ оценивается в 2 балла.
В нашем
исследований мы опирались на следующинъе
критерии:
Заинтересованность;
Эмоциональное отношение детей;
Правильность смешивания цветов и подборка
оттенков;
Гармония и сочетание цветов в рисунке;
Аккуратность;
На основе
выделенных критериев, также для аналитической
обработки результатов исследования и
получения количественных показателей
были выделены три уровня развития чувства
цвета: высокий, средний и начальный.
Высокий уровень 12 - 8 баллов. Предполагается
ответ на все вопросы, за исключением допущенных
1 - 2 ошибок.
Средний уровень 8 - 6 баллов. Предполагается
ответ от 3 - 4 вопросов.
Начальный уровень 6 - 0 баллов. Предполагается
наличием у детей недостаточных знаний
по изобразительному искусству и число
правильных ответов 1 - 3 либо их отсутствие.
Итак, в
результате проведенного тестирования
( Приложение В) и выполненных заданий,
можно сделать общий вывод, что практически
все ученики справились с заданиями, подбирали
соответствующие гармонирующие цвета
и красиво и правильно справились с поставленными
задачами.
Однако
были и такие учащиеся, у которых вызвало
затруднение правильное смешивание цветов,
и в результате, цвета получались грязными
и не гармонировали с остальными.
Представим
в виде таблица 2.3. результаты выполненных
работ учениками 4-А класса.
Таблица
2.3.
Результаты
выполненных работ учениками 4-А класса
№
Фамилия
и имя учащихся
Уровень
Балл
1
Анна А.
Высокий
10
2
Павел Б.
Средний
7
3
Мария В.
Высокий
12
4
Геннадий Г.
Высокий
10
5
Анастасия Д.
Средний
6
6
Татьяна Ж.
Начальный
4
7
Константин З.
Высокий
8
8
Роман К.
Средний
6
9
Илья Л.
Высокий
10
10
Ирина М.
Высокий
10
11
Дарья Н.
Средний
7
12
Марина П.
Высокий
12
13
Андрей С.
Начальный
4
14
Евгений Т.
Средний
6
15
Максим Ф.
Высокий
10
Итак, по
результатам приведенной таблицы 2.3. можно
сказать, что на высокий уровень выполнили
задания 8 учащихся, на средний выполнили
работу 5 человек, и на начальном уровне
2 ученика.
Представим
полученные данные в виде рис.2.1.
Рис. 2.1.
Результаты выполненных работ учениками
4-А класса
Можно заметить,
что больше половины класса справились
с предложенными заданиями на «отлично»,
то есть их работы были выполнены аккуратно,
красиво и соответственно подобранные
цвета гармонировали и сочетались в выполненном
рисунке.
Треть класса
справились с поставленными задачами
на среднем уровне, их работы были сделаны
правильно, однако у некоторых были недочеты
со смешиванием цветов и подборкой оттенков,
а также некоторым не хватило аккуратности.
Из класса
также выделилось 2 человека, работы которых
были выполнены без гармонии цветов, смешанные
цвета имели непонятный оттенок, а также
рисунке не отличались правильностью
выполнения и аккуратностью.
Но в целом,
ребята успешно справились с поставленными
целями и задачами.
Что касается
4-Б класса, то результаты полученных оценок
учениками представлены в виде таблицы
2.4.