Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6 1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6 1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11 1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15 Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20 РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21 2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21 2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28 Выводы по второму разделу…………………………………………………….32
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35
Из приведенных
данных таблицы 2.4. видно, что учащиеся
4-Б класса значительно слабее справились
с предложенными заданиями. В классе всего
лишь 4 человека на высоком уровне. Большая
часть учеников справилась с заданием
на средний уровень (8 человек), а также
есть учащиеся, которые оказались на начальном
уровне (3 человека).
Представим
полученные данные в виде рис.2.2.
Рис. 2.2. Результаты
выполненных работ учениками 4-Б класса
В целом
можно заметить, что учащиеся 4-Б класса достигли
хорошего уровня при выполнении заданий.
Многим ребятам, достигшим среднего уровня
не хватило аккуратности и старательности.
В сравнении
этих двух классов можно отметить, что
4-А класс значительно сильнее в этом отношении.
Все задания ими выполнялись правильно,
без лишних вопросов и объяснений. Наблюдалось
старание со стороны учеников. Также и
в 4-Б классе были такие ученики, однако
их количество оказалось значительно
меньшим.
Таким образом,
можно подвести итог, что данный эксперимент
помог нам выявить уровень развития чувства
цвета у учащихся 4-х классов. Зафиксированные
результаты констатирующего этапа свидетельствуют
о том, что уровень чувства цвета учеников
4-Б класса ниже в сравнении с 4- А классом,
поэтому 4- Б класс выбран нами как экспериментальным.
2.2. Методические рекомендации по развитию
чувства цвета для учащихся 4 класса
Формирование
чувства цвета у детей младшего школьного
возраста осуществляется в процессе повседневной
жизни, наблюдений, разнообразных групп
изобразительной деятельности.
Обучаясь
рисованию, ребенок должен овладеть таким
средством выразительности, как цвет.
Опираясь на репродукции картин, книжные
иллюстрации, изделия декоративно-прикладного
искусства и т.д.
Ознакомление
со свойствами и выразительными возможностями
цвета, со способами передачи цвета и колорита
в изобразительном искусстве, образцах
декоративно-прикладного искусства позволяет
подвести детей к творческому использованию
цвета в рисунках и аппликациях.
Более глубокое
отражение детьми в рисунках предметов
и явлений окружающей действительности
будет осуществляться в том случае, если
ребенок опирается на свежие впечатления
от увиденного, а также раннее сформировавшиеся
образы и представления.
Поэтому
при отборе и построении содержания обучения
детей передаче цвета следует учитывать
окружающую ребенка среду, включая природу
и изменения в ней [17; с.64].
При определении
содержания обучения детей следует помнить
о том, что некоторые темы надо давать
повторно, с небольшим усложнением. Так,
например, если детей познакомили с цветовым
спектром, затем можно предложить нарисовать
картину «Радуга над лугом», а потом создать
с ними дидактическую игру «Радуга».
Известно,
что дети любят рисовать то, что им близко,
знакомо. Поэтому содержание следует строить
на жизненном, реалистическом, интересном
для детей материале, включая те предметы
и явления окружающей действительности,
с которыми чаще всего сталкивается ребенок.
С целью
повышения развития чувства цвета детьми
4-го класса следует учитывать следующие
рекомендации, представленные в виде рис.
2.2.
Рис.2.2. Основные
рекомендации по повышению развития чувства
цвета
у учащихся
4 класса
Важнейшим
условием результативности формирования
чувства цвета у детей выступает готовность
педагога к этому виду деятельности, сформированная
на достаточно высоком уровне и проявляющаяся
в понимании важности организации и проведения
работы по формированию чувства цвета
у детей старшего дошкольного возраста,
в важной и высокой степени овладения
качествами, знаниями и умениями, необходимыми
для осуществления данной деятельности.
Чувство
цвета как эстетическое качество личности
у младших школьников развивается поэтапно
от цветоощущения к положительным эмоциональным
реакциям на цвет и от них к собственно
чувству цвета как эстетическому качеству
личности.
Средствами,
способствующими развитию чувства цвета
у младших школьников на уроках изобразительного
искусства, являются:
- выбор
поэтических и музыкальных произведений
к картине,
- подбор
цветовой шкалы,
- «цветовая
угадай-ка».
В процессе
прослушивания произведений воздействие
на зрительный и слуховой анализатор,
делает восприятие картины более глубоким
и эмоциональным. Дети закрепляют свое
умение соотносить цвет и звук, цвет и
настроение, цвет и характер, понимать
настроение, переданное в музыкальном,
поэтическом и живописном произведении
[25; с.108].
Подбор
цветовой шкалы к живописному произведению
помогает детям научиться составлять
оттенки цвета, чувствовать настроение
картины, обогащает палитру ребенка.
«Цветовая
угадай-ка» способствует закреплению
навыков смешения цветов и получения оттенков
цвета.
Таким образом,
успех занятий во многом будет зависеть
от условий выполнения работы: составленного
учителем в соответствии с требованиями
современных программ по изобразительному
искусству методически грамотного плана-конспекта
урока, наличия необходимых наглядных
средств обучения, личного показа учителем
приёмов изображения, оборудования рабочего
места ученика, умелого анализа результатов
работы школьников, который важно проводить
в конце каждого урока.
ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
Таким образом,
подводя итоги второго раздела курсовой
работы, важно сделать следующие выводы:
1. Опытно-экспериментальная
работа по развитию чувства
цвета у младших школьников
на уроках изобразительного искусства
проводилась на базе 4-го класса
''школы - коллегиум''14 с пятнадцатью
учениками.
2. В результате
опытно - экспериментальной работы
было выявлено, что в классе
практически все учащиеся хорошо,
а большая часть даже отлично,
справились с предложенными заданиями.
3. Знание
о художественных материалах
и разных техниках работы с
цветом, помогает обучающимся наилучшим
способом реализовать свои творческие
замыслы в небольшом наброске
или законченном рисунке.
4. . В
младших классах обучаемые усваивают
все основные элементы смешивания
цветов и получения, различных
их оттенков, которые могут использоваться
как на уроках изобразительного
искусства, так и на уроках
по трудовой деятельности.
5. С детского
возраста необходимо учить рассматривать
предметы, обращая внимание на
характерные особенности формы,
пропорций, светотени, перспективы, цветовую
окрашенность предмета. Эти общие
положения по анализу предметов
и объектов окружающего мира
дети закрепляют в средней
школе, но первоначальный фундамент
закладывается именно в начальных
классах.
6. Применяя
такие методы и приемы как:
наблюдение и восприятие картин
художников, беседы с детьми, руководство
и анализ практической деятельности
учащихся, необходимо учить детей
мыслить, видеть и понимать прекрасное,
развивать эстетический вкус, стремление
к тому, чтобы сделать все окружающее
лучше и красивее.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Исследовав
проблему по методике организации и проведения
работы по развитию чувства цвета у учащихся
младших классов, можно отметить, что анализ
психолого-педагогической и методической
литературы свидетельствует о постоянном
внимании ученых и практиков к проблеме
развития чувства цвета младших школьников.
Цвет в изобразительном
искусстве является важным выразительным
средством, отражающим материальные свойства
предметов, передающим многообразие окружающего
мира в его цветовом звучании, с которым
знакомятся младшие школьники на уроках
ИЗО, используя цвет для передачи своего
замысла, своего отношения к изображаемому.
Если детей
не учить изобразительной грамоте и не
развивать чувство цвета, то в дальнейшем,
они начинают понимать, что их рисунок
не соответствует действительности. У
них наступает разочарование, неверие
в свои силы и многие дети совсем перестают
рисовать.
Занятия
по развитию чувства цвета ставят перед
учителем целый ряд задач, которые углубляют
и обогащают представление обучаемых
об окружающей действительности. Для осуществления
учебно-воспитательных задач педагогу
необходимо придерживаться определенной
системы и использовать разнообразную
методику работы с учениками, творческое
отношение к занятиям, находчивость и
мастерство.
Кроме того,
для достижения успеха в работе, учителю
необходимо хорошо знать, какой объём
знаний и навыков может усвоить ученик
в том или ином возрасте, и в связи с этим
продуманно строить методику работы с
детьми.
Без руководствующей,
направляющей роли педагога, без неустанного
и внимательного наблюдения за каждым
школьником немыслима учебно-воспитательная
работа в школе. Учитель сам должен хорошо
разбираться в вопросах цвета, тогда он
сможет помочь детям правильно подобрать
нужный цвет красок и верно показать его
в рисунке.
В первом
разделе курсового исследования были
рассмотрены вопросы, связанные с психолого-педагогическими
основами проблемы развития чувства цвета
у младших школьников, влияние уроков
ИЗО на развитие чувства цвета у младших
школьников, а также были раскрыты наиболее
эффективные методы и приемы в ознакомлении
младших школьников с тематическим рисованием
как средством развития чувства цвета.
Второй
раздел курсовой работы был посвящен опытно-экспериментальной
работе по выявлению уровня развития чувства
цвета у младших школьников, в частности
у учащихся 4-го класса ''школы коллегиум''
№ 14. А также были предложены основные
рекомендации по развитию чувства цвета
для учащихся 4-го класса.
Таким образом,
можно подвести итог, что определение
чувства цвета у младших школьников, под
которым понимается эстетическое качество
личности, проявляющееся в способности
эмоционально реагировать на цвет, выделять
благоприятные цветовые сочетания, создавать
их и сознательно использовать в эстетической
деятельности играет важную роль в общем
развитии ребенка.
Освоение
младшими школьниками содержания изобразительного
искусства, средств его выразительности,
в том числе и цвета, способствует формированию
эстетического сознания школьников, развитию
эмоционально-чувственной сферы, предоставляет
возможности для самосовершенствования
и самореализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агальянова
Н. Образотворче мистецтво: стан
і проблеми вивчення// Агальянова.,
- Рідна школа. - 2001. - №1. - С. 53-55.
2. Антонович
Є.А. Художні техніки в школі/ Антонович.,
- К.: ІЗМН, 2001. - 312 с.
3. Беляева
С.Е. Основы изобразительного искусства
и художественного проектирования: учебник
для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева.,
– 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007., 225 с.
4. Бучинський
С.Л. Основи грамоти з образотворчого
мистецтва/ Буинський., - К.: Мистецтво,
2001. - 178 с.
5. Вікторенко
І. Особливості образотворчої діяльності
молодших школярів//Вікторенко. -
Рідна школа. - 2003. - №4. - С. 61-63.
6. Визер
В.В. Живописная грамота. Система цвета
в изобразительном искусстве/ Визер В.
В., – сПб.: Питер, 2006., 128 с.
7. Горошко
Н.А. Усі уроки образотворчого мистецтва.
4 клас/ Горошко Н. А., - Х.: Основа, 2009. — 254
с.
8. Дитмар
К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!:
Кн. для учителя/ Дитмар К. В., – М.: Просвещение,
1993., 72 с.
9. Задорожний
В.І. Уроки образотворчого мистецтва
/ Задорожний В.І ., - К.: Знання, 2002. - 151 с.
10. Зеленина
Н.Л. Играем, познаем, рисуем / Зеленина
Н. Л., - М.: Просвещение, 1996., 162 с.
11. Калініна
Е. Інтегровані уроки з образотворчого
мистецтва// Калініна Е., - Початкова
школа. - 2002. - №2. - С. 37-38.
12. Катханова
Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство
– Рабочая тетрадь: 4 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит.
изд. центр Владос, 2000.
13. Комарова
Т.С. Как научить ребенка рисовать / Комарова
Т.С., - М.: Столетие, 1995., 95 с.
14. Костерин
Н.П. Учебное рисование: – 2-е изд. перераб
/ Костерин Н.П., – М.: Просвещение, 1984., 179
с.
15. Кузин
В.С. Изобразительное искусство и методика
его преподавания. – Учебное пособие для
уч-ся пед. уч-щ / Кузин В.С., – М.: Просвещение,
1984., 192 с.
16. Кузин
В.С. Методика преподавания изобразительного
искусства в начальных классах / Кузин
В.С., - М.: Просвещение, 1979.
17. Кашуба
Л.І. Образотворче мистецтво в
початковій школі / Кашуба Л.І., - Тернопіль:
Мальва-ОСО, 2001. - 311 с.
18. Кириченко
М.А. Основи образотворчої грамоти
/ Кириченко М.А., - К.: Вища школа, 2002. - 258
с.
19. Лободина
Н.В. Изобразительное искусство 4 класс.
Поурочные планы / Лободина Н.В., –
Волгоград, Издательство “Учитель”, 2006.,
128 с.
20. Неменский
Б.М. Методическое пособие к учебникам
по изобразительному искусству под
редакцией /Неменская Л.А., Коротеева Е.И.,
– М.: Просвещение, 2005.
21. Островская
О.В. Уроки изобразительного искусства
в начальной школе 1-4 кл. / Островская О.В.,
– Пособие для учителей. – М.: Гуманит.
изд. центр Владос, 2003.
22. Павлик
К.В. Изобразительное искусство в начальной
школе / Павлик К.В, - Наука, Флинта, 1999.,
154 с.
23. Пасічний
А.М. Образотворче мистецтво: Словник-довідник
/ Пасічний А.М., - Тернопіль: Навчальна
книга - Богдан, 2003. - 259 с.
24. Ростовцев
Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе / Ростовцев Н.Н., - М.:
АГАР, 1998., 212 с.
25. Сокольникова
Н.М. Изобразительное искусство и методика
его преподавания в начальной школе / Сокольникова
Н.М., - М.: Академия, 1999.
26. Филипенко
Д.Г. Малювання з методикою викладання
/ Филипенко Д.Г., - К.: НДПІ, 2001. - 35 с.
27. Ческидова
И. Б. Гармония контрастов // Искусство
в школе / Ческидова И. Б., - 2003. - № 5. – С.12-18.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для учителя
Какие
методы вы используете на уроках ИЗО?
Используете
ли вы на уроках ИЗО нетрадиционную технику
рисования?