Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по усовершенствованию уровня развития чувства цвета младших школьников на уроках изобразительного искусства, посредством комплекса творческих заданий и игровых упражнений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….….6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников………………………………………………..….6
1.2.Уроки ИЗО в развитии чувства цвета у младших школьников..…..11
1.3.Эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета……………….…………………………………………………………..…15
Выводы по первому разделу…………………………………………….…..…20
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО………………………………………..…21
2.1. Выявление уровня развития чувства цвета у учащихся 4-ых классов……………………………………………………………………………21
2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета учащихся 4-ых классов………………………………………………………………….…..28
Выводы по второму разделу…………………………………………………….32

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………….………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….….35

Вложенные файлы: 1 файл

Богатчук готовая курсовая.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

 

Из приведенных данных таблицы 2.4. видно, что учащиеся 4-Б класса значительно слабее справились с предложенными заданиями. В классе всего лишь 4 человека на высоком уровне. Большая часть учеников справилась с заданием на средний уровень (8 человек), а также есть учащиеся, которые оказались на начальном уровне (3 человека).

Представим полученные данные в виде рис.2.2.

Рис. 2.2. Результаты выполненных работ учениками 4-Б класса

 

В целом можно заметить, что учащиеся 4-Б класса достигли хорошего уровня при выполнении заданий. Многим ребятам, достигшим среднего уровня не хватило аккуратности и старательности.

В сравнении этих двух классов можно отметить, что 4-А класс значительно сильнее в этом отношении. Все задания ими выполнялись правильно, без лишних вопросов и объяснений. Наблюдалось старание со стороны учеников. Также и в 4-Б классе были такие ученики, однако их количество оказалось значительно меньшим.

Таким образом, можно подвести итог, что данный эксперимент помог нам выявить уровень развития чувства цвета у учащихся 4-х классов. Зафиксированные результаты констатирующего этапа свидетельствуют о том, что уровень чувства цвета учеников 4-Б класса ниже в сравнении с 4- А классом, поэтому 4- Б класс выбран нами как экспериментальным.

 

 

2.2. Методические рекомендации по развитию чувства цвета для учащихся 4 класса

Формирование чувства цвета у детей младшего школьного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, наблюдений, разнообразных групп изобразительной деятельности.

Обучаясь рисованию, ребенок должен овладеть таким средством выразительности, как цвет. Опираясь на репродукции картин, книжные иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т.д.

Ознакомление со свойствами и выразительными возможностями цвета, со способами передачи цвета и колорита в изобразительном искусстве, образцах декоративно-прикладного искусства позволяет подвести детей к творческому использованию цвета в рисунках и аппликациях.

Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребенок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также раннее сформировавшиеся образы и представления.

Поэтому при отборе и построении содержания обучения детей передаче цвета следует учитывать окружающую ребенка среду, включая природу и изменения в ней [17; с.64].

При определении содержания обучения детей следует помнить о том, что некоторые темы надо давать повторно, с небольшим усложнением. Так, например, если детей познакомили с цветовым спектром, затем можно предложить нарисовать картину «Радуга над лугом», а потом создать с ними дидактическую игру «Радуга».

Известно, что дети любят рисовать то, что им близко, знакомо. Поэтому содержание следует строить на жизненном, реалистическом, интересном для детей материале, включая те предметы и явления окружающей действительности, с которыми чаще всего сталкивается ребенок.

 

С целью повышения развития чувства цвета детьми 4-го класса следует учитывать следующие рекомендации, представленные в виде рис. 2.2.

Рис.2.2. Основные рекомендации по повышению развития чувства цвета

у учащихся 4 класса

Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду деятельности, сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в понимании важности организации и проведения работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста, в важной и высокой степени овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

Чувство цвета как эстетическое качество личности у младших школьников развивается поэтапно от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности.

Средствами, способствующими развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, являются:

- выбор  поэтических и музыкальных произведений  к картине,

- подбор  цветовой шкалы,

- «цветовая  угадай-ка».

В процессе прослушивания произведений воздействие на зрительный и слуховой анализатор, делает восприятие картины более глубоким и эмоциональным. Дети закрепляют свое умение соотносить цвет и звук, цвет и настроение, цвет и характер, понимать настроение, переданное в музыкальном, поэтическом и живописном произведении [25; с.108].

Подбор цветовой шкалы к живописному произведению помогает детям научиться составлять оттенки цвета, чувствовать настроение картины, обогащает палитру ребенка.

«Цветовая угадай-ка» способствует закреплению навыков смешения цветов и получения оттенков цвета.

Таким образом, успех занятий во многом будет зависеть от условий выполнения работы: составленного учителем в соответствии с требованиями современных программ по изобразительному искусству методически грамотного плана-конспекта урока, наличия необходимых наглядных средств обучения, личного показа учителем приёмов изображения, оборудования рабочего места ученика, умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

Таким образом, подводя итоги второго раздела курсовой работы, важно сделать следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальная  работа по развитию чувства  цвета у младших школьников  на уроках изобразительного искусства  проводилась на базе 4-го класса ''школы - коллегиум''14 с пятнадцатью  учениками.

2. В результате  опытно - экспериментальной работы  было выявлено, что в классе  практически все учащиеся хорошо, а большая часть даже отлично, справились с предложенными заданиями.

3. Знание  о художественных материалах  и разных техниках работы с  цветом, помогает обучающимся наилучшим  способом реализовать свои творческие  замыслы в небольшом наброске  или законченном рисунке.

4. . В  младших классах обучаемые усваивают  все основные элементы смешивания  цветов и получения, различных  их оттенков, которые могут использоваться  как на уроках изобразительного  искусства, так и на уроках  по трудовой деятельности.

5. С детского  возраста необходимо учить рассматривать  предметы, обращая внимание на  характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую  окрашенность предмета. Эти общие  положения по анализу предметов  и объектов окружающего мира  дети закрепляют в средней  школе, но первоначальный фундамент  закладывается именно в начальных  классах.

6. Применяя  такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин  художников, беседы с детьми, руководство  и анализ практической деятельности  учащихся, необходимо учить детей  мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление  к тому, чтобы сделать все окружающее  лучше и красивее.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по развитию чувства цвета у учащихся младших классов, можно отметить, что анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме развития чувства цвета младших школьников.

Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках ИЗО, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому.

Если детей не учить изобразительной грамоте и не развивать чувство цвета, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

Занятия по развитию чувства цвета ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство.

Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

Без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цвета, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке.

В первом разделе курсового исследования были рассмотрены вопросы, связанные с психолого-педагогическими основами проблемы развития чувства цвета у младших школьников, влияние уроков ИЗО на развитие чувства цвета у младших школьников, а также были раскрыты наиболее эффективные методы и приемы в ознакомлении младших школьников с тематическим рисованием как средством развития чувства цвета.

Второй раздел курсовой работы был посвящен опытно-экспериментальной работе по выявлению уровня развития чувства цвета у младших школьников, в частности у учащихся 4-го класса ''школы коллегиум'' № 14. А также были предложены основные рекомендации по развитию чувства цвета для учащихся 4-го класса.

Таким образом, можно подвести итог, что  определение чувства цвета у младших школьников, под которым понимается эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности играет важную роль в общем развитии ребенка.

Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агальянова  Н. Образотворче мистецтво: стан  і проблеми вивчення// Агальянова., - Рідна школа. - 2001. - №1. - С. 53-55.

2. Антонович  Є.А. Художні техніки в школі/ Антонович., - К.: ІЗМН, 2001. - 312 с.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева., – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007., 225 с.

4. Бучинський  С.Л. Основи грамоти з образотворчого  мистецтва/ Буинський., - К.: Мистецтво, 2001. - 178 с.

5. Вікторенко  І. Особливості образотворчої діяльності  молодших школярів//Вікторенко. -  Рідна школа. - 2003. - №4. - С. 61-63.

6. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве/ Визер В. В., – сПб.: Питер, 2006., 128 с.

7. Горошко Н.А. Усі уроки образотворчого мистецтва. 4 клас/ Горошко Н. А., - Х.: Основа, 2009. — 254 с.

8. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя/ Дитмар К. В., – М.: Просвещение, 1993., 72 с.

9. Задорожний  В.І. Уроки образотворчого мистецтва  / Задорожний В.І ., - К.: Знання, 2002. - 151 с.

10. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем / Зеленина Н. Л., - М.: Просвещение, 1996., 162 с.

11. Калініна  Е. Інтегровані уроки з образотворчого  мистецтва// Калініна Е., - Початкова школа. - 2002. - №2. - С. 37-38.

12. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 4 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать / Комарова Т.С., - М.: Столетие, 1995., 95 с.

14. Костерин Н.П. Учебное рисование: – 2-е изд. перераб / Костерин Н.П., – М.: Просвещение, 1984., 179 с.

15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ / Кузин В.С., – М.: Просвещение, 1984., 192 с.

16. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах / Кузин В.С., - М.: Просвещение, 1979.

17. Кашуба  Л.І. Образотворче мистецтво в  початковій школі / Кашуба Л.І., - Тернопіль: Мальва-ОСО, 2001. - 311 с.

18. Кириченко  М.А. Основи образотворчої грамоти  / Кириченко М.А., - К.: Вища школа, 2002. - 258 с.

19. Лободина  Н.В. Изобразительное искусство 4 класс. Поурочные планы / Лободина Н.В., – Волгоград, Издательство “Учитель”, 2006., 128 с.

20. Неменский  Б.М. Методическое пособие к учебникам  по изобразительному искусству под редакцией /Неменская Л.А., Коротеева Е.И., – М.: Просвещение, 2005.

21. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. / Островская О.В., – Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

22. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе / Павлик К.В, - Наука, Флинта, 1999., 154 с.

23. Пасічний  А.М. Образотворче мистецтво: Словник-довідник  / Пасічний А.М., - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2003. - 259 с.

24. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Ростовцев Н.Н., - М.: АГАР, 1998., 212 с.

25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Сокольникова Н.М., - М.: Академия, 1999.

26. Филипенко  Д.Г. Малювання з методикою викладання  / Филипенко Д.Г., - К.: НДПІ, 2001. - 35 с.

27. Ческидова И. Б. Гармония контрастов // Искусство в школе / Ческидова И. Б., - 2003. - № 5. – С.12-18.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

Анкета для учителя

 

  1.  Какие методы вы  используете на уроках ИЗО?

 

 

  1.  Используете ли вы на уроках ИЗО нетрадиционную технику рисования?

Информация о работе Психолого-педагогические основы проблемы развития чувства цвета у младших школьников